МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Филология в системе современного гуманитарного знания
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильРусский язык и литература в филолого-коммуникативном аспекте
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_РЯЛ-1-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 133
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 19 14
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8 16 16
Практические 20 20 20 20 40 40
Сам. работа 80 80 53 53 133 133
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Качесова И.Ю.;д.ф. н., профессор, Гребнева М.П.

Рецензент(ы):
проф., Чернышова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Филология в системе современного гуманитарного знания

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.04.01 ФИЛОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1299)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н., доцент С.В. Доронина

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.ф.н., доцент С.В. Доронина

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Филология в системе современного гуманитарного знания» являются получение знаний о современной научной парадигме филологии и методологических принципах и методических приемах филологического исследования в целом и в избранной конкретной области филологии; овладение основами методологии научного познания при изучении различного вида текстов и коммуникаций, русской литературы, методами и приемами речевого воздействия в различных сферах коммуникации; формирование умений совершенствовать и развивать свой интеллектуальный уровень и адаптивные способности в изменяющихся условиях профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1: способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ОК-3: готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
ОПК-3: способностью демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования
ОПК-4: способностью демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.связи современной филологии и гуманитарных наук, сущность и истоки современной научной парадигмы филологии и методологические принципы и методические приемы филологического исследования в целом и в избранной конкретной области филологии
3.2.Уметь:
3.2.1.применять полученные знания на практике
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основами методологии научного познания при изучении различного вида текстов и коммуникаций, методами и приемами речевого воздействия в различных сферах коммуникации; способами совершенствования и развития своего интеллектуального уровня и адаптивных способностей в изменяющихся условиях профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1 семестр
1.1. Семиотика как наука о знаковых системах Лекции 1 2 ОК-1, ОПК-3, ОПК-4 Л3.1
1.2. Взаимодействие филологии и риторики Лекции 1 2 ОК-1, ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л1.3
1.3. Герменевтика как универсальный метод в области гуманитарных наук Лекции 1 2 ОК-1, ОПК-3, ОПК-4 Л3.1, Л2.3
1.4. Знак как основная семиотическая единица Практические 1 2 ОК-1, ОПК-3, ОПК-4 Л3.1
1.5. Семиотика в отечественной филологической парадигме Практические 1 2 ОК-1, ОПК-3, ОПК-4 Л2.2, Л3.1
1.6. Филология и риторика Практические 1 2 ОК-1, ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л1.3
1.7. Текст как смыслопорождающее и смыслопонимающее устройство Практические 1 2 ОК-1, ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5
1.8. Герменевтическая модель коммуникации Практические 1 2 ОК-1, ОПК-3, ОПК-4 Л3.1, Л2.3
1.9. Филологический интерпретационизм (интерпретирующий подход) и его разновидности Практические 1 2 ОК-1, ОПК-3, ОПК-4 Л3.1, Л2.3
1.10. Сам. работа 1 50 ОК-1, ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5
Раздел 2. Современная филология и гуманитарное знание
2.1. Взаимодействие филологии с другими гуманитарными науками Лекции 1 1 ОК-1, ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
2.2. Современная филология и гуманитарные науки: методологический аспект Лекции 1 1 ОК-1, ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л2.5
2.3. Филология и коммуникативные науки Практические 1 2 ОК-1, ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
2.4. Филология и когнитивные науки Практические 1 1 ОК-1, ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
2.5. Филология и системный подход: традиционное и новое Практические 1 2 ОК-1, ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л2.2, Л3.1
2.6. Филология и современный функционализм Практические 1 1 ОК-1, ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л2.2, Л3.1
2.7. Современная филология в кругу гуманитарных наук: особенности методологии (обобщение – 1) Практические 1 1 ОК-1, ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л2.5
2.8. Эпистемология современной филологии (обобщение – 2) Практические 1 1 ОК-1, ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л2.5
2.9. Взаимодействие филологии с другими гуманитарными науками Сам. работа 1 30 ОК-1, ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л2.5
Раздел 3. Имагология
3.1. Имагология и краеведение. Лекции 2 2 ОК-1, ОК-3, ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л2.4
3.2. Имагология и семиотика Лекции 2 2 ОК-1, ОК-3, ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л2.4
3.3. Имагология и мифопоэтика. Петербургский миф Лекции 2 2 ОК-1, ОК-3, ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л2.4, Л2.5
3.4. Имагология и мифопоэтика. Флорентийский миф Лекции 2 2 ОК-1, ОК-3, ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л2.4, Л2.5
3.5. Восточный текст. «Восточный вопрос» и роль России в имагинативном пространстве Европы (А.С. Пушкин) Практические 2 2 ОК-1, ОК-3, ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л2.5
3.6. Восточный текст. Коранический нарратив в турецкой сказке М.Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб» Практические 2 2 ОК-1, ОК-3, ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л2.5
3.7. Восточный текст. «Восточный вопрос» и роль России в имагинативном пространстве Европы (Ф.И. Тютчев) Практические 2 2 ОК-1, ОК-3, ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л2.5
3.8. Римский текст. Мифообраз Тассо в русской литературной римлиане Практические 2 2 ОК-1, ОК-3, ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л2.5
3.9. Алтайский текст. К теме старообрядчества в творчестве А.Е. Новоселова («Жабья жизнь», «Мирская») Практические 2 2 ОК-1, ОК-3, ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л2.5
3.10. Алтайский текст. Тема преступления в рассказе А.Е. Новоселова «Смерть Атбая» Практические 2 2 ОК-1, ОК-3, ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л2.4, Л2.5
3.11. АЛТАЙСКИЙ ТЕКСТ. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В РАССКАЗАХ Г.Д. ГРЕБЕНЩИКОВА И А.Е. НОВОСЕЛОВА ОБ АЛТАЕ («В ГОРНЫХ ДАЛЯХ» И «САНЬКИН МАРАЛ») Практические 2 2 ОК-1, ОК-3, ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л2.4, Л2.5
3.12. АЛТАЙСКИЙ ТЕКСТ. МОТИВ КАМНЯ В ПОВЕСТИ А.Е. НОВОСЕЛОВА «БЕЛОВОДЬЕ» Практические 2 2 ОК-1, ОК-3, ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л2.4, Л2.5
3.13. АЛТАЙСКИЙ ТЕКСТ. СКАЗОЧНЫЕ, БИБЛЕЙСКИЕ И ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕМИНИСЦЕНЦИИ В РАССКАЗЕ СТ. ИСАКОВА «БЕЗ ИМЕНИ» Практические 2 2 ОК-1, ОК-3, ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л2.4, Л2.5
3.14. АЛТАЙСКИЙ ТЕКСТ. ПОЭТИКА ТЕМЫ ЖИЗНИ И СМЕРТИ В РАССКАЗЕ А.И. ЖИЛЯКОВА «БЕДА НА ЗАГОННОЙ УЛИЦЕ» Практические 2 2 ОК-1, ОК-3, ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л2.4, Л2.5
3.15. Сам. работа 2 53 Л1.1, Л2.4, Л2.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см.прикрепленный файл
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. прикрепленный файл
5.3. Фонд оценочных средств
см. прикрепленный файл
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Земская Ю.Н. и др. Теория текста: учебное пособие М.: Флинта: Наука// ЭБС «ЛАНЬ» // ЭБС "Университетская библиотека online"2017, 2016 https://e.lanbook.com/book/84338
Л1.2 сост. Л.Н. Чурилина Актуальные проблемы современной лингвистики: учеб. пособие М.: Флинта // ЭБС "Лань", 2011 https://e.lanbook.com/book/2654
Л1.3 Хазагеров Г.Г. Риторика: учебное пособие Ростов-на-Дону : Феникс, 2004
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Чувакин А.А., Куляпин А.И. Основы филологии: учеб. пособие М.: Флинта, 2011
Л2.2 Чувакин А.А., Качесова И.Ю., Панченко Н.В. и др. Текст в коммуникативном пространстве современной России: монография Барнаул : Изд-во Алт. ун-та // ЭБС АлтГУ, 2011 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/248
Л2.3 Богин Г.И. Филологическая герменевтика: учеб. пособие Калинин: КГУ, 1982
Л2.4 Виноградов В.В. Поэтика русской литературы: избранные труды: сборник трудов М.: Издательство "Наука", 1976
Л2.5 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества: сборник трудов М. : Искусство // ЭБС «Университетская библиотека ONLINE», 1986
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Чувакин А.А. Магистерская программа по направлению 032700 – Филология (специализация «Теория и практика речевой коммуникации»).: методическое пособие Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Справочно-информационный портал «Грамота.ру» www.gramota.ru
Э2 Российская коммуникативная ассоциация (РКА) www.russcomm.ru
Э3 Российская риторическая ассоциация (РРА) www.rhetor.ru
Э4 портал «Информационно-коммуникативные технологии в образовании» www.ict.edu.ru
Э5 Совет по филологии УМО по классическому университетскому образованию www.philol.msu.ru/faculty/umo
Э6 Филология в системе современного гуманитарного знания https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4773
6.3. Перечень программного обеспечения

MicrosoftWindows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа на лекции

На лекциях студенты получают самые необходимые данные, во многом дополняющие учебники (иногда даже их заменяющие), знакомятся с последними достижениями науки. Умение сосредоточенно слушать лекции, активно, творчески воспринимать излагаемые сведения является непременным условием их глубокого и прочного усвоения, а также развития умственных способностей.
Слушание и запись лекций – сложные виды вузовской работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Слушая лекции, надо отвлечься при этом от посторонних мыслей и думать только о том, что излагает преподаватель. Краткие записи лекций, конспектирование их помогает усвоить материал.
Внимание человека неустойчиво. Требуются волевые усилия, чтобы оно было сосредоточенным. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное. Это должно быть сделано самим студентом. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Некоторые студенты просят иногда лектора «читать помедленнее». Но лекция не может превратиться в лекцию-диктовку. Это очень вредная тенденция, ибо в этом случае студент механически записывает большое количество услышанных сведений, не размышляя над ними.
Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда используй не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Работа с учебниками и научной литературой
При работе с книгой необходимо подобрать литературу, научиться правильно ее читать, вести записи. Для подбора литературы в библиотеке используются алфавитный и систематический каталоги.
Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой – это всегда большая экономия времени и сил.
Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс.
Изучая материал по учебнику, следует переходить к следующему вопросу только после правильного уяснения предыдущего.
При изучении любой дисциплины большую и важную роль играет самостоятельная индивидуальная работа.
Особое внимание следует обратить на определение основных понятий курса. Студент должен подробно разбирать примеры, которые поясняют такие определения, и уметь строить аналогичные примеры самостоятельно. Нужно добиваться точного представления о том, что изучаешь. Полезно составлять опорные конспекты. При изучении материала по учебнику полезно в тетради (на специально отведенных полях) дополнять конспект лекций. Там же следует отмечать вопросы, выделенные студентом для консультации с преподавателем.
Выводы, полученные в результате изучения, рекомендуется в конспекте выделять, чтобы они при перечитывании записей лучше запоминались.
Опыт показывает, что многим студентам помогает составление листа опорных сигналов, содержащего важнейшие и наиболее часто употребляемые понятия. Такой лист помогает запомнить формулы, основные положения лекции, а также может служить постоянным справочником для студента.
Различают два вида чтения; первичное и вторичное. Первичное – это внимательное, неторопливое чтение, при котором можно остановиться на трудных местах. После него не должно остаться ни одного непонятного олова. Содержание не всегда может быть понятно после первичного чтения.
Задача вторичного чтения полное усвоение смысла целого (по счету это чтение может быть и не вторым, а третьим или четвертым).