МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Бюджетно-правовые основы государственного и муниципального управления
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра конституционного и международного права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
Профиль Юрист в сфере государственного и муниципального управления
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01_ЮвГМУ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Лабораторные 2 2 2 2
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Н.Я. Гринчинко

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, А.Е.Канакова

Рабочая программа дисциплины
Бюджетно-правовые основы государственного и муниципального управления

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2010г. №1763)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 29.06.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ю.н., доцент И.И. Игнатовская

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 29.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой к.ю.н., доцент И.И. Игнатовская

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины конституционно-правовые основы межбюджетных отношений являются познание особенностей механизма правового регулирования межбюджетных отношений в Российской Федерации, практики их реализации в различных федеративных государствах, овладение правоприменительной, нормотворческой и иными видами профессиональной деятельности в сфере межбюджетных отношений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-8: способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знать: основы проведения экспертизы проектов НПА, регулирующие межбюджетные отношения; правила составления заключений; признаки коррупции; различные варианты защиты нарушенных прав и законных интересов.
3.2.Уметь:
3.2.1.Уметь: проводить экспертизу проектов НПА; составлять заключения и иные сопутствующие акты, выявлять коррупционные признаки; оперировать понятиями и категориями основных нормативных правовых актов в бюджетной сфере; анализировать юридические факты и порождающие ими отношения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть: методиками выявления коррупционных деяний; методами проведения экспертизы проектов НПА; навыками написания нормативных правовых актов; навыками работы с нормативными правовыми актами и анализа различных правовых явлений и юридических фактов; навыками толкования нормативных правовых актов и применения их к конкретным ситуациям; давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам межбюджетных отношений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы правового регулирования межбюджетных отношений
1.1. Основы правового регулирования межбюджетных отношений Лекции 2 2 ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Основы правового регулирования межбюджетных отношений Практические 2 2 ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Основы правового регулирования межбюджетных отношений Сам. работа 2 15 ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Теоретико-правовые основы бюджетного устройства
2.1. Теоретико-правовые основы бюджетного устройства Сам. работа 2 14 ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Теоретико-правовые основы бюджетного устройства Практические 2 4
Раздел 3. Правовые основы доходов бюджетов
3.1. Правовые основы доходов бюджетов Сам. работа 2 14 ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Правовые основы расходов бюджета
4.1. Правовые основы расходов бюджета Сам. работа 2 14 ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 5. Межбюджетные трансферты
5.1. Межбюджетные трансферты Сам. работа 2 16 ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.2. Лабораторный практикум Лабораторные 2 2 ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 6. Бюджетная компетенция (права) Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований
6.1. Бюджетная компетенция (права) Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований Сам. работа 2 16 ПК-8 Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Основы правового регулирования межбюджетных отношений.
2. Конституционно-правовые нормы в механизме правового регулирования межбюджетных отношений (российский и зарубежный опыт).
3. Бюджетное законодательство РФ: понятие, структура, общая характеристика.
4. Бюджетный кодекс РФ: структура, содержание. Основные направления совершенствования правового регулирования бюджетных отношений в БК РФ.
5. Особенности регионального бюджетного законодательства (на примере Алтайского края).
6. Бюджетное устройство РФ.
7. Межбюджетные отношения: понятие, субъекты, принципы, основные черты и тенденции развития.
8. Доходы бюджетов: понятие, виды, порядок их разграничения между бюджетами бюджетной системы РФ.
9. Доходы федерального бюджета. Нефтегазовые доходы федерального бюджета.
10. Доходы бюджетов субъектов РФ.
11. Доходы местных бюджетов.
12. Расходы бюджетов: понятие, виды и порядок разграничения расходов между бюджетами бюджетной системы РФ.
13. Основные принципы разграничения и осуществления расходов.
14. Особенности расходов федерального бюджета.
15. Расходные обязательства РФ.
16. Расходные обязательства субъектов РФ.
17. Расходные обязательства муниципальных образований.
18. Общая характеристика бюджетно-правового статуса публично-правовых образований.
19. Бюджетно-правовой статус РФ.
20. Бюджетные полномочия РФ, обусловленные задачами проведения единой финансово-бюджетной политики в стране.
21. Бюджетно-правовой статус субъектов РФ.
22. Бюджетно-правовой статус муниципальных образований.
23. Реализация бюджетной компетенции субъектов РФ и муниципальных образований при введении на их территории временной финансовой администрации.
24. Межбюджетные трансферты: понятие, формы, правовой режим.
25. Условия предоставления межбюджетных трансфертов.
26. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований.
27. Правовой режим субсидий и субвенций. Основания и порядок предоставления субсидий из местных бюджетов вышестоящим бюджетам.
28. Особенности бюджетного процесса в субъектах РФ и МО.
29. Меры публичного государственного принуждения, применяемые в межбюджетных отношениях.

5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Крохина, Ю. А. Бюджетное право России [Электронный ресурс]: учебник для бакалавриата и магистратуры : Бюджетное право России [Электронный ресурс]: учебник для бакалавриата и магистратуры Юрайт, , 2018. http://www.biblio-online.ru/book/FF4D68CC-E5A1-47C7-AD6D-8CD07EA60C05
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е. М. Ашмарина [и др.] ; под ред. Е. М. Ашмариной. Финансовое право [Электронный ресурс]: учебник для прикладного бакалавриата: Финансовое право [Электронный ресурс]: учебник для прикладного бакалавриата Юрайт, , 2018. www.biblio-online.ru/book/20C5C885-D1F9-4383-ABF3-8DCCDE95F6C0
Л2.2 С. В. Запольский [и др.] ; под общ. ред. С. В. Запольского. Финансовое право [Электронный ресурс]: учебник для академического бакалавриата : Финансовое право [Электронный ресурс]: учебник для академического бакалавриата Юрайт, , 2018. www.biblio-online.ru/book/0E3B9855-BC87-466F-AA00-4D0F1B40B995
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Совет Федерации www.council.gov.ru
Э2 Президент РФ www.president.kremlin.ru
Э3 Конституционный Суд РФ www.ksrf.ru
Э4 Верховный суд РФ www.supcourt.ru
Э5 Правительство РФ www.government.gov.ru
Э6 Генеральная прокуратура РФ www.genproc.gov.ru
Э7 курс в Мудл Бюджетно-правовые основы государственного и муниципального управления https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6397
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс реализуется на основе общих методических принципов. При этом особое внимание уделяется работе обучающихся с нормативными правовыми актами, юридической практикой, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки правовой информации, применению полученных знаний при выполнении практических заданий и тестов. Работа с различными правовыми системами перемежается работой по теоретическим вопросам на семинарских занятиях.
Наиболее эффективный алгоритм работы с правовыми системами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных лекционных и практических занятий;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера.

Согласно учебному плану, изучение дисциплины «Конституционно-правовые основы межбюджетных отношений в Российской Федерации» завершается зачетом. Итоговое оценивание работы студента по результатам освоения дисциплины «Конституционно-правовые основы межбюджетных отношений в Российской Федерации» производится с учетом результатов по всем видам оценочных средств в рамках бинарной системы «зачтено/не зачтено». В случае отсутствия положительных оценок, полученных в течение всего срока освоения дисциплины, студенту необходимо подготовить вопросы на зачет, пройти тестирование и выполнить лабораторный практикум.
Теоретические вопросы рассматриваются на практических занятиях. Ответ на теоретический вопрос производится в устной форме. После завершения основного ответа, преподаватель задает студенту уточняющие и/или дополнительные вопросы. Ответ студента оцениваются по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены выше.
Работа с вопросами и заданиями к текущему контролю проводится на специально выделенном для этого семинарском занятии и представляет собой экспресс-опрос по заявленной теме. Проводится он по окончании каждого раздела программы дисциплины. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Решение задач проводится на семинарских занятиях. Решение задач осуществляется студентом самостоятельно в процессе подготовки к практическому занятию, ответ при решении задачи озвучивается устно. Каждая задача оценивается отдельно по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Тестовые задания решаются на семинарских занятиях. Каждый вопрос содержит четыре варианта ответа, только один из которых является правильным. Итоговая оценка за тест выставляется с учетом количества верно выполненных заданий (в процентном соотношении от всего количества предложенных вопросов). Тестирование оценивается по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Практические задания представляют собой представляет собой творческо-практическое задание, требующее умственных усилий и направленное на проявление аналитических способностей. Выполнение практического задания оценивается по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Лабораторный практикум (практическое задание) представляет собой творческо-практическое задание, требующее умственных усилий. Предлагаемые изменения должны относиться к положениям указанного закона, быть обоснованными, логичными и реализуемыми. Лабораторный практикум оценивается по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Деловая игра. До проведения деловой игры всем участникам (обучающимся) необходимо ознакомиться с Бюджетным кодексом РФ, той его частью, которая закрепляет основы бюджетного процесса, с Законами Алтайского края: 1) от 03.09.2007 г. №75-ЗС «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае»; 2) от 10.10.2011 г. №123-ЗС «О Счетной палате Алтайского края»; 3) О краевом бюджете на текущий финансовый год и на плановый период и с другими материалами, необходимыми для удачного проведения игры. Каждый из участников готовит свои заготовки и раздаточные материалы, беря в качестве образца текст Закона АК или законопроекта и внося свои дополнения, поправки (см. информацию на сайтах краевой администрации и краевого законодательного собрания Алтайского края по краевому бюджету). Подготовленные материал студенты приносят на занятие, где используют при реализации своих ролевых функций. Каждый участник игры должен иметь письменный текст своего выступления, обоснованного с юридической, экономической и политической (принадлежность выступающего к определенной политической партии) позиции. Заседание ведёт Председатель АКЗС.
Вопросы на зачет включаются в зачетные билеты. Каждый зачетный билет содержит два вопроса, которые соответствуют содержанию формируемых компетенций. На подготовку ответа студенту дается 15 минут. Зачет проводится в устной форме. После основного ответа преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы. Зачет оценивается по бинарной шкале: зачтено и не зачтено.