Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка |
---|---|
Направление подготовки | 45.06.01. Языкознание и литературоведение |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z45_06_01_Языкознание и литературоведение-1-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 91 | 91 | 91 | 91 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Протокол от 11.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.ф.н., доц.С.В. Доронина
1.1. | Погружение аспирантов в проблематику современной филологической науки. Представить аспирантам общие корни филологических наук, подчеркнуть общность исследовательских объектов филологии и методов филологических наук. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.03 |
ПК-3 | владение теориями, методами, технологиями и культурой научного исследования в области филологических наук, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий, с целью обеспечения планируемых целей и задач НИР |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | базовые принципы филологических и междисциплинарных исследований для изучения и продвижения русского языка как языка межнационального общения. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в области филологии; использовать в собственном научном исследовании знание объектов филологии, их их теоретическое представление и методы исследования объектов филологии; использовать принципы и способы генерирования новых идей при решении теоретических и практических задач филологии. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | базовыми методами исследования объектов филологии; методами исследования объектов филологии в процессе собственной исследовательской практики в области филологии; способами порождения новых идей в процессе филологического исследования. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Филология как учение о коммуниктаивной деятельности человека, языке и тексте | ||||||
1.1. | Филологическое знание как гуманитарное. Особенности филологического знания. Формирование общефилологического ядра знаний на этапах «донаучной филологии», «новой филологии», «новейшей филологии» | Лекции | 2 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л1.3 |
1.2. | Человек – центр филологического знания и смысл существования филологии.Текст в текстовых объединениях | Практические | 2 | 2 | ПК-3 | Л1.2, Л1.4 |
1.3. | Проблемы исследования языка художественной литературы (ЯХЛ) | Лекции | 2 | 2 | ПК-3 | Л1.4 |
1.4. | Методы исследования ЯХЛ на фоне истории науки о ЯХЛ | Практические | 2 | 2 | ПК-3 | Л1.4 |
1.5. | Подготовка к практическим занятиям | Сам. работа | 2 | 91 | ПК-3 | Л1.4 |
1.6. | Подготовка к экзамену | Экзамен | 2 | 9 | ПК-3 | Л1.4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы к экзамену: 1.Особенности филологического знания. Его компоненты в работах Р.М. Фрумкиной, Н.В. Халиной и др. (по выбору). 2.Проблема структуры современной филологии и вариант ее решения в статье А.А. Чувакина «Коммуникативно-речевая ситуация в современной России и некоторые тенденции развития филологии». 3.Гуманистический пафос филологии. 4.Формирование общефилологического ядра филологических знаний, процессы их дифференциации и интеграции на этапах «новой филологии» и «новейшей филологии». 5.Фундаментальная роль проблемы «человек в коммуникации» в развитии филологии в конце ХХ - ХХ1 вв. 6.Причисление homo loquens к объектам современной филологии в статье Л.А. Кощей, А.А. Чувакина «Homo Loquens как исходная реальность и объект современной филологии». 7.Языковая личность и творческая индивидуальность как объекты изучения филологических наук в работах Ю.Н. Караулова и Н.Л. Лейдермана (по выбору). 8.Слушающий и читающий как объекты изучения филологических наук. Модель читателя в работе У. Эко «Роль читателя: Исследования по семиотике текста». 9.Текст как высказывание в работе М.М. Бахтина «Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа». 10.Коммуникативная модель текста, ее основания, сущностные характеристики, эвристическая значимость. 11.Проблема художественного / нехудожественного текста и аспекты ее рассмотрения в работах Н.С. Валгиной, Ю.М. Лотмана (по выбору). 12.Текст в текстовых объединениях разных типов. 13.Проблема взаимодействия текстов и варианты ее решения. 14.Коммуникация. Теоретические модели коммуникации. 15.Языковая коммуникация, ее отношение к параязыковой и неязыковой. Модель языковой коммуникации Б.Ю. Городецкого; исследовательская продуктивность модели. 16.Проблема интертекстуальной коммуникации, ее обоснование и решение в статье Ю. Кристевой и работах других исследователей. 17.Внутритекстовая разновидность литературной коммуникации. 18.Литературная коммуникация, ее особенности. Внешнетекстовая разновидность литературной коммуникации. 19.Язык художественной литературы: поиск специфики в ХХ – нач. ХХ1 в. 20.Некоторые современные методы исследования языка художественной литературы в работах О.Г. Ревзиной, А.А. Чувакина и др. (по выбору). |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. прикрепленный файл |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Чувакин А.А., Куляпин А.И. | Основы филологии: учеб. пособие | М.: Флинта, 2011 | |
Л1.2 | под ред. Т.В. Чернышовой, А.А. Чувакина | Филология в системе современного гуманитарного знания: учебное пособие | Барнаул, Изд-во Алт. ун-та, 2014 | elibrary.asu.ru |
Л1.3 | Н. В. Халина | Языкознание в условиях постмодернистской парадигмы: | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2008 | |
Л1.4 | под ред. А.А. Чувакина | Филология и коммуникативные науки : | М.: Флинга, 2015 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Энциклопедия эпистемологии и философии наукиhttp://epistemology_of_science.academic.ru/ | |||
Э2 | Статья А.А. Чувакина «Коммуникативно-речевая ситуация в современной России и некоторые тенденции развития филологии» // Стереотипность и творчество в тексте. Пермь, 2005. Вып.9 http://www.asu.ru/search/documents/1713/ | |||
Э3 | Л.А. Кощей, А.А. Чувакин «Homo Loquens как исходная реальность и объект современной филологии» // Филология и человек. 2006. № 1. http://www.asu.ru/search/documents/1712/ | |||
Э4 | Н.Л. Лейдерман Творческая индивидуальность писателя как объект изучения http://cyberleninka.ru/article/n/tvorcheskaya-individualnost-pisatelya-kak-obekt-izucheniya | |||
Э5 | Бытие текста в коммуникации: колл. моногр. [Электр. ресурс] / под ред. А.А. Чувакина, А.А. Шмакова. Барнаул, 2016. Гл. 1 (с. 6-39). http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/2856 | |||
Э6 | Чувакин А.А., Демидова Е.В., Малыгина Э.В. Творчество В.М. Шукшина в пространстве коммуникации. Барнаул, 2015. Глава 1: Внутритекстовая коммуникация в рассказах В.М. Шукшина http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/1921 | |||
Э7 | Интертекстуальность в статье Ю. Кристевой «Бахтин, слово, диалог и роман» // Фр. семиотика. 2000. С. 428-436 http://libfl.ru/mimesis/txt/kristeva_bakhtin.pdf | |||
Э8 | М.И. Шапир Литературная энциклопедия терминов понятий. М., 2001. http://imli.ru/upload/elibr/teoriya/Literaturnaya_entciklopediya_terminov_i_ponyatij._2001.pdf | |||
Э9 | Ревзина О. Г. Методы анализа художественного текста // Структура и семантика художественного текста. М., 1998. С. 301—316http://danefae.org/lib/ogrevzina/metody.htm | |||
Э10 | Курс " Актуальные проблемы филологического знания» в системе Moodle АлтГУhttps://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3097 | |||
Э11 | Актуальные проблемы филологического знания | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная) 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Для освоения курса студенту необходимо: 1) освоить на основе реферирования предложенные преподавателем научные источники: 1.Чувакин А. А. Основы филологии: учеб. пособие М.: Флинта // ЭБС "Лань", 2011 2.Халина Н. В. Языкознание в условиях постмодернистской парадигмы Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2008 3.Филология в системе современного гуманитарного знания: учебное пособие под ред. Т.В. Чернышовой, А.А. Чувакина. Барнаул, Изд-во Алт. ун-та, 2014 под ред. А.А. Чувакина Филология и коммуникативные науки М.: Флинга, 2015 4.Земская Ю.Н. и др. Теория текста: учебное пособие М.: Флинта: Наука// ЭБС «ЛАНЬ» // ЭБС "Университетская библиотека online"2017, 2010 Чувакин А.А., Качесова И.Ю., Панченко Н.В. и др.Текст в коммуникативном пространстве современной России: монография Барнаул : Изд-во Алт. ун-та // ЭБС АлтГУ, 2011 А.А. Чувакин Смешанная коммуникация в художественном тексте: основы эвокационнного исследования: УП: 45_06_01_РуссЯз-2017.plx стр. 7 монография Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2013. принять участие в работе практических (семинарских)занятий и обсуждении тем, предложенных для рассмотрения. Выполнить практические задания по рассматриваемой проблематике занятия. Принять участие в заключительном семинаре-обсуждении по наиболее актуальным проблемам развития современного филологического знания. |