Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и экспериментальной физики |
---|---|
Направление подготовки | 01.03.02. Прикладная математика и информатика |
Профиль | Математическое моделирование и информационные технологии |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 01_03_02_ПМиИ-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и экспериментальной физики
Протокол от 15.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Плотников В.А
1.1. | Целью преподавания дисциплины “Физика” является получение студентами основополагающих представлений о фундаментальном строении материи и физических принципах, лежащих в основе современной естественнонаучной картины мира. Курс должен способствовать формированию у студентов современного естественнонаучного мировоззрения, развитию научного мышления и расширению их научно-технического кругозора. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ОПК-1 | Способен применять фундаментальные знания, полученные в области математических и (или) естественных наук, и использовать их в профессиональной деятельности |
ПК-2 | способность применять математические методы и математическое моделирование, информационные и имитационные модели по тематике выполняемых научно-исследовательских прикладных задач или опытно-конструкторских работ в сфере профессиональной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные проблемы экспертной и правоприменительной деятельности в области технологий и средств технического обслуживания машин в математике |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | разрабатывать требования к экспертной и правоприменительной деятельности в области технологий и средств технического обслуживания машин в математике |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | методами экспертной и правоприменительной оценки эффективности инженерных решений |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. | ||||||
1.1. | Частицы. Поля. Волны. Фундаментальные взаимодействия. Состояния вещества. Пространство и время. Законы сохранения. | Лекции | 7 | 5 | ОПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2 |
1.2. | Закон Кулона. Электрическое поле заряда. Принцип суперпозиции. Потенциал. | Лекции | 7 | 5 | ОПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2 |
1.3. | Силовые линии и эквипотенциальные поверхности Теорема Гаусса. Уравнения Максвелла для электростатики. | Лекции | 7 | 5 | ОПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2 |
1.4. | Постоянный электрический ток. Сопротивление. Закон Ома. Сторонняя эдс. Источники тока. Правила Кирхгофа. | Лекции | 7 | 3 | ОПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2 |
1.5. | Электростатика | Сам. работа | 7 | 32 | ОПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2 |
1.6. | Взаимодействие токов. Формула Ампера. Теорема Стокса. Уравнения Максвелла для магнитостатики. | Практические | 7 | 5 | ОПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2 |
1.7. | Электродинамика. Закон Фарадея. Энергия магнитного поля. Индуктивность. Цепи переменного тока. Импеданс. Простейшие импульсные цепи. | Практические | 7 | 5 | ОПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2 |
1.8. | Ток смещения. Полная система уравнений Максвелла. Электромагнитные волны. Дипольное излучение. | Практические | 7 | 5 | ОПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2 |
1.9. | Интенсивность волны. Сложение волн. Интерференция света. Принцип Гюйгенса. | Практические | 7 | 3 | ОПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2 |
1.10. | Магнетизм. Оптика | Сам. работа | 7 | 40 | ОПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Закон Кулона. 2. Потенциал точечного заряда. 3. Поле точечного заряда. 4. Потенциал равномерно заряженной сферы. 5. Связь поля и потенциала. 6. Потенциал системы зарядов. 7. Поле равномерно заряженной сферы. 8. Энергия электрического поля. 9. Энергия и емкость заряженного конденсатора. 10. Теорема Гаусса. 11. Условие потенциальности электрического поля. 12. Уравнения Максвелла в дифференциальной форме для электростатики. 13. Уравнения электростатики для диэлектриков. 14. Граничные условия для электрического поля, вектора индукции и потенциала. 15. Сила Лоренца. 16. Закон Био – Савара. 17. Поле витка с током в центре. 18. Поле прямого провода. 19. Связь магнитного поля и векторного потенциала. 20. Векторный потенциал системы токов. 21. Энергия магнитного поля. 22. Энергия индуктивности с током. 23. Связь магнитного потока и индуктивности. 24. Индуктивность соленоида. 25. Теорема о циркуляции магнитного поля. 26. Теорема Гаусса для магнитного поля. 27. Уравнения Максвелла в дифференциальной форме для магнитостатики. 28. Уравнения магнитостатики в присутствии магнетиков. 29. Граничные условия для магнитного поля и вектора индукции. 30. Закон Фарадея. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Сверхпроводники и их применение 2. Что является источниками тепловой энергии Земли. 3. "Апогей моего развития с точки зрения физики" 4. Источники тока и источники идей: светлая жизнь или жизнь без света 5. Я в невесомости (куда попали, что происходило, с чем связано, как обнаружили явления) 6. Энтропия и развитие Вселенной 7. Устойчивость атомный ядер 8. Космические технологии 9. Как трение зависит от формы предмета 10. Особенности распространения света в морской воде. 11. Античастица 12. Изотопы в природе 13. Необратимость в природе 14. История изобретения телефона 15. Солнце 16. Пространство. Свойства пространства 17. От угольной лампы до высоких световых технологий 18. Применение магнитного поля в быту 19. Явление электролюминесценции 20. Ядерная энергетика. Положительные стороны в ближайшем будущем. 21. С какими проблемами встретится человек на планете с силой гравитации намного больше, чем на Земле? 22. Оптические явления в природе 23. Как залатать озоновую дыру |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение (ФОС) |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Рогачев Н.М. | Курс физики [Электронный ресурс]: учебное пособие | СПб.: Лань, 2010 | e.lanbook.com |
Л1.2 | Иванов И. В. | Сборник задач по курсу основы физики и биофизики [Электронный ресурс]: учеб. пособие | "Лань", 2012 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Н.П. Калашников, М.А. Смондырев. | Основы физики: в 2 т. Том 1 [Электронный ресурс]: учеб. | Москва : Издательство "Лаборатория знаний", 2017 | e.lanbook.com |
Л2.2 | Родионов В.Н. | ФИЗИКА [Электронный ресурс]: учебное пособие для академического | Научная школа: Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова (г.Москва), 2018 | www.biblio-online.ru |
Л2.3 | Н.П. Калашников, М.А. Смондырев. | Основы физики: в 2 т. Том 2 [Электронный ресурс]: учеб. | Москва : Издательство "Лаборатория знаний", 2017 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС "Лань" | e.lanbook.com | ||
Э2 | Интернет-портал "Университетская библиотека онлайн" | biblioclub.ru | ||
Э3 | ЭБС "Юрайт" | www.biblio-online.ru | ||
Э4 | Физика (Для ИМиИТ) | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Open Office MSOffice, MSWord, MSExcel, MSPowerPoint, MSAccess MS Paint WinRAR, WinZIP Far Manager Internet Explorer, Opera, Mozilla Microsoft Windows AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
www.gpntb.ru/ Государственная публичная научно-техническая библиотека. www.nlr.ru/ Российская национальная библиотека. www.nns.ru/ Национальная электронная библиотека. www.rsl.ru/ Российская государственная библиотека. http://www.biblioclub.ru/ интернет-портал «Университетская библиотека онлайн» www.tests.specialist.ru/ Центр компьютерного обучения МГТУ им. Н.Э.Баумана. www.intuit.ru/ Образовательный сайт |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. -На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. - На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. - Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. - В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. - Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. - Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. - Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете). - Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. - На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. - Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. - Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. - Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. - При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. - Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры. - В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. - Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. - Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |