МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Акторы в политической истории России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 62
Направление подготовки41.03.04. Политология
ПрофильПолитические теории, процессы и технологии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_П-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 38
самостоятельная работа 70
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 0 16 0
Практические 22 0 22 0
Сам. работа 70 108 70 108
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Ст. преподаватель, Качусов Д.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент, Асеев С.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Акторы в политической истории России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.04 Политология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 31.08.2017г. №814)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 62

Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.п.н., профессор Шашкова Я.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 62

Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.п.н., профессор Шашкова Я.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение курса призвано сформировать представление у студентов-политологов научных представлений о социально-политическом развитии России и движущих социальных силах данного процесса.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
ПК-2 Способен самостоятельно работать с документами, научной литературой, материалами средств массовой информации, докладами экспертно-аналитических центров, базами данных, в том числе на иностранном языке
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.закономерности и этапы всемирного исторического процесса, основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей;
особенности социально-политического и экономического развития страны;

3.2.Уметь:
3.2.1.различать действия объективных и субъективных факторов исторического процесса;
отстаивать собственную точку зрения на содержание и тенденции развития социально-политических процессов в России ;
применять исторические знания для решения современных задач профессиональной деятельности, мотивировать к выполнению профессиональных задач и повышению своей квалификации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками выявления закономерностей исторического развития;
методами критического анализа исторической информации и способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; навыками использования знаний политических тенденций исторического развития России и стран мира в профессиональной деятельности;
применения исторических знаний для решения современных задач профессиональной деятельности, мотивировать к выполнению профессиональных задач и повышению своей квалификации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические осонования дисциплина
1.1. Акторы и субъекты политического процесса. Сам. работа 6 8 ОПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Древняя Русь
2.1. Образование древнерусского государства. Норманская и славянские теории. Сам. работа 6 4 ОПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Элементы ранней демократии, аристократии и монархии в политической системе Руси Сам. работа 6 4 ОПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Феодальная раздробленность на Руси Сам. работа 6 4 ОПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.4. Централизация руских земель. "Ордынский" фактор. Сам. работа 6 4 ОПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.5. Формирование самодержавия в Московской Руси. Сам. работа 6 4 ОПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.6. Сословно-представительные институты и самодержавие. Сам. работа 6 4 ОПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.7. Народные движения в 13-15 вв. Сам. работа 6 4 ОПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Самодержавная Россия и Российская Империя.
3.1. Формирование Абсолютистского государства в России. Иван 4 Грозный. Сам. работа 6 6 ОПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.2. Смутное времмя и народные выступления. Сам. работа 6 6 ОПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.3. Сословно-представительные органы в 17 в. Сам. работа 6 6 ОПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.4. "Бунташный век" и российские уникальныые сословия (казачество и старообрядцы. Сам. работа 6 6 ОПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.5. Российское государство как империя. Сам. работа 6 6 ОПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.6. Место дворянства в политической системе Российской империи. Сам. работа 6 6 ОПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.7. Непривелегированные сословия в России. Сам. работа 6 6 ОПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Россия в ХХ веке
4.1. Революции в России и их движущие силы. Сам. работа 6 6 ОПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.2. Формирование государства советского типа. Сам. работа 6 6 ОПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.3. "Сословия" в неклассовом советском обществе. Сам. работа 6 6 ОПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.4. Кризис советской системы и Перестройка. Сам. работа 6 6 ОПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.5. Субъекты современного российского политическоо процесса. Сам. работа 6 6 ОПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает темы практических занятий, вопросы к зачету и экзамену.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС находится в отдельном приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Некрасова, М. Б. Отечественная история : учебник и практикум для прикладного бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/077573B6-FFF7-4C4C-ADF4-6439262DFED6.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 сост. Ивонин А.Р. Политическая история России IX-XVIIвв.:сборник документов: пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2004
Л2.2 Леклерк А. Русское влияние в Евразии : геополитическая история от становления государства до времен Путина: Москва: Альпина Паблишер, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 История России histrf.ru
Э2 Всеобщая история www.istoriia.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекционные занятия
Порядок проведения лекционного занятия. Каждая лекция носит законченный характер. Лекция включать следующие этапы:
1. формулировку темы лекции;
2. указание основных изучаемых разделов или вопросов и предполагаемых затрат времени на их изложение;
3. изложение вводной части;
4. изложение основной части лекции;
5. краткие выводы по каждому из вопросов;
6. заключение;
7. рекомендации литературных источников по излагаемым вопросам.
Содержание лекции должно соответствовать основным дидактическим принципам, которые обеспечивают соответствие излагаемого материала научно-методическим основам педагогической деятельности. Основными из них являются целостность, научность, доступность, систематичность и наглядность.
Эффективность лекции усиливается с помощью технических средств (меловая и маркерная доски) с помощью которой можно более детально объяснить события, термины, схематично начертить графики, таблицы с данными.
Применяются вводная и программные лекции. Для качественного осуществления лекционного занятия применяются психолого-педагогические средства активизации внимания и интереса – проблемный ввод в лекцию; вопросно-ответный ход рассуждения; рассмотрение проблемных ситуаций в лекции. Лекции проходят в повествовательном стиле.
Самостоятельная работа студента
Самостоятельная работа студентов по заявленной тематике включают в себя:
- изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;
Осуществляется внеаудиторная подготовка к самостоятельной работе. Данная форма осуществляется индивидуально.
Практические занятия проводятся в форме устного опроса студентов по вопросам занятий и моделирования практической ситуации.
В ходе подготовки к практическому занятию студент просматривает материалы лекции, а затем изучает учебную литературу. Следует знать, что освещение того или иного вопроса в литературе часто является личным мнением автора, построенного на анализе различных источников, поэтому следует не ограничиваться одним учебником или монографией, а рассмотреть как можно больше материала по интересуемой теме.