Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 62 |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.04. Политология |
Профиль | Политические теории, процессы и технологии |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_04_П-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 0 | 16 | 0 |
Практические | 22 | 0 | 22 | 0 |
Сам. работа | 70 | 108 | 70 | 108 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 62
Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.п.н., профессор Шашкова Я.Ю.
1.1. | Изучение курса призвано сформировать представление у студентов-политологов научных представлений о социально-политическом развитии России и движущих социальных силах данного процесса. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01 |
ОПК-4 | Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях |
ПК-2 | Способен самостоятельно работать с документами, научной литературой, материалами средств массовой информации, докладами экспертно-аналитических центров, базами данных, в том числе на иностранном языке |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | закономерности и этапы всемирного исторического процесса, основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей; особенности социально-политического и экономического развития страны; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | различать действия объективных и субъективных факторов исторического процесса; отстаивать собственную точку зрения на содержание и тенденции развития социально-политических процессов в России ; применять исторические знания для решения современных задач профессиональной деятельности, мотивировать к выполнению профессиональных задач и повышению своей квалификации |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками выявления закономерностей исторического развития; методами критического анализа исторической информации и способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; навыками использования знаний политических тенденций исторического развития России и стран мира в профессиональной деятельности; применения исторических знаний для решения современных задач профессиональной деятельности, мотивировать к выполнению профессиональных задач и повышению своей квалификации |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретические осонования дисциплина | ||||||
1.1. | Акторы и субъекты политического процесса. | Сам. работа | 6 | 8 | ОПК-4, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 2. Древняя Русь | ||||||
2.1. | Образование древнерусского государства. Норманская и славянские теории. | Сам. работа | 6 | 4 | ОПК-4, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.2. | Элементы ранней демократии, аристократии и монархии в политической системе Руси | Сам. работа | 6 | 4 | ОПК-4, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.3. | Феодальная раздробленность на Руси | Сам. работа | 6 | 4 | ОПК-4, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.4. | Централизация руских земель. "Ордынский" фактор. | Сам. работа | 6 | 4 | ОПК-4, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.5. | Формирование самодержавия в Московской Руси. | Сам. работа | 6 | 4 | ОПК-4, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.6. | Сословно-представительные институты и самодержавие. | Сам. работа | 6 | 4 | ОПК-4, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.7. | Народные движения в 13-15 вв. | Сам. работа | 6 | 4 | ОПК-4, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 3. Самодержавная Россия и Российская Империя. | ||||||
3.1. | Формирование Абсолютистского государства в России. Иван 4 Грозный. | Сам. работа | 6 | 6 | ОПК-4, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
3.2. | Смутное времмя и народные выступления. | Сам. работа | 6 | 6 | ОПК-4, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
3.3. | Сословно-представительные органы в 17 в. | Сам. работа | 6 | 6 | ОПК-4, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
3.4. | "Бунташный век" и российские уникальныые сословия (казачество и старообрядцы. | Сам. работа | 6 | 6 | ОПК-4, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
3.5. | Российское государство как империя. | Сам. работа | 6 | 6 | ОПК-4, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
3.6. | Место дворянства в политической системе Российской империи. | Сам. работа | 6 | 6 | ОПК-4, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
3.7. | Непривелегированные сословия в России. | Сам. работа | 6 | 6 | ОПК-4, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 4. Россия в ХХ веке | ||||||
4.1. | Революции в России и их движущие силы. | Сам. работа | 6 | 6 | ОПК-4, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
4.2. | Формирование государства советского типа. | Сам. работа | 6 | 6 | ОПК-4, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
4.3. | "Сословия" в неклассовом советском обществе. | Сам. работа | 6 | 6 | ОПК-4, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
4.4. | Кризис советской системы и Перестройка. | Сам. работа | 6 | 6 | ОПК-4, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
4.5. | Субъекты современного российского политическоо процесса. | Сам. работа | 6 | 6 | ОПК-4, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает темы практических занятий, вопросы к зачету и экзамену. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС находится в отдельном приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Некрасова, М. Б. | Отечественная история : учебник и практикум для прикладного бакалавриата | Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/077573B6-FFF7-4C4C-ADF4-6439262DFED6. |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | сост. Ивонин А.Р. | Политическая история России IX-XVIIвв.:сборник документов: пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2004 | |
Л2.2 | Леклерк А. | Русское влияние в Евразии : геополитическая история от становления государства до времен Путина: | Москва: Альпина Паблишер, 2016 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | История России | histrf.ru | ||
Э2 | Всеобщая история | www.istoriia.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Лекционные занятия Порядок проведения лекционного занятия. Каждая лекция носит законченный характер. Лекция включать следующие этапы: 1. формулировку темы лекции; 2. указание основных изучаемых разделов или вопросов и предполагаемых затрат времени на их изложение; 3. изложение вводной части; 4. изложение основной части лекции; 5. краткие выводы по каждому из вопросов; 6. заключение; 7. рекомендации литературных источников по излагаемым вопросам. Содержание лекции должно соответствовать основным дидактическим принципам, которые обеспечивают соответствие излагаемого материала научно-методическим основам педагогической деятельности. Основными из них являются целостность, научность, доступность, систематичность и наглядность. Эффективность лекции усиливается с помощью технических средств (меловая и маркерная доски) с помощью которой можно более детально объяснить события, термины, схематично начертить графики, таблицы с данными. Применяются вводная и программные лекции. Для качественного осуществления лекционного занятия применяются психолого-педагогические средства активизации внимания и интереса – проблемный ввод в лекцию; вопросно-ответный ход рассуждения; рассмотрение проблемных ситуаций в лекции. Лекции проходят в повествовательном стиле. Самостоятельная работа студента Самостоятельная работа студентов по заявленной тематике включают в себя: - изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации; Осуществляется внеаудиторная подготовка к самостоятельной работе. Данная форма осуществляется индивидуально. Практические занятия проводятся в форме устного опроса студентов по вопросам занятий и моделирования практической ситуации. В ходе подготовки к практическому занятию студент просматривает материалы лекции, а затем изучает учебную литературу. Следует знать, что освещение того или иного вопроса в литературе часто является личным мнением автора, построенного на анализе различных источников, поэтому следует не ограничиваться одним учебником или монографией, а рассмотреть как можно больше материала по интересуемой теме. |