МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Законодательство субъекта РФ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра конституционного и международного права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильЮрист в сфере государственного и муниципального управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_04_01_ЮвГМУ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 2 2 2 2
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, И.Л. Акимова

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, А.Е. Канакова

Рабочая программа дисциплины
Законодательство субъекта РФ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2010г. №1763)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 29.06.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ю.н., доцент И.И. Игнатовская


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 29.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой к.ю.н., доцент И.И. Игнатовская


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью учебной дисциплины "Законодательство субъекта Российской Федерации" является изучение студентами особенностей уставного регулирования организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, выявление специфики этой организации, особенностей регламентирования вопросов административно-территориального устройства субъектов Федерации, установления дополнительных гарантий обеспечения прав и свобод человека и гражданина и т.д.

Задачи дисциплины:
- ознакомление с опытом правового регулирования в субъектах Российской Федерации;
- изучение теоретических вопросов, представляет определенную значимость для совершенствования законодательства субъекта Российской Федерации;
- повышение общей правовой культуры юриста;
- сопоставление уставного законодательства субъектов Российской Федерации с федеральным.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-8 способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает: понятие, особенности и виды актов, составляющих законодательство субъектов Российской Федерации; порядок проведения экспертизы актов, составляющих законодательство субъектов Российской Федерации; понятие коррупции, последствия совершения коррупционного нарушения.

3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет: выявлять коррупционные составляющие в законодательстве субъектов Российской Федерации, действиях должностных лиц, устройстве системы органов государственной власти; предотвращать появление коррупционных составляющих в указанных выше ситуациях; оформлять документацию, сопутствующую экспертизе актов, составляющих законодательство субъектов Российской Федерации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет: навыками проведения экспертиз актов, составляющих законодательство субъектов Российской Федерации; правовыми и психологическими навыками выявления коррупционных составляющих; навыками противодействия коррупции; навыками осуществления юридических консультаций по вопросам сферы законодательства субъектов Российской Федерации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая характеристика законодательства субъектов Российской Федерации
1.1. Общая характеристика законодательства субъектов Российской Федерации Лекции 3 4 ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Конституция (устав) как Основной Закон субъекта Российской Федерации
2.1. Конституция (устав) как Основной Закон субъекта Российской Федерации Практические 3 6 ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Нормативные правовые акты законодательного (представительного)и исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации
3.1. Нормативные правовые акты законодательного (представительного)и исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации Практические 3 6 ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Нормативные правовые акты законодательного (представительного)и исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации Сам. работа 3 28 ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Конституция (устав) как Основной Закон субъекта Российской Федерации Практические 3 6
3.4. Конституция (устав) как Основной Закон субъекта Российской Федерации Сам. работа 3 28 ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Правовая и антикоррупционная экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации
4.1. Правовая и антикоррупционная экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации Практические 3 4 ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Лабораторный практикум Лабораторные 3 2 ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.3. Практическое задание по решению задач Практические 3 4 ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.4. Правовая и антикоррупционная экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации Сам. работа 3 20 ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Конюхова, И. А. Конституционное право Российской Федерации в 2 т. Том 1. Общая часть : : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, , 2018. biblio-online.ru
Л1.2 И. А. Конюхова, И. А. Алешкова, Л. В. Андриченко ; под общ. ред. И. А. Умновой. Конституционное право Российской Федерации в 2 т. Том 2. Особенная часть : : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, , 2018. biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Давтян В.Р., Кононенко Д.В. КОНСТИТУЦИОННОЕ (УСТАВНОЕ) ПРАВО СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Учебник для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальный сайт Правительства Алтайского края https://www.altairegion22.ru/
Э2 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс реализуется на основе общих методических принципов. При этом особое внимание уделяется работе обучающихся с нормативными правовыми актами, юридической практикой, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки правовой информации, применению полученных знаний при выполнении практических заданий и тестов. Работа с различными правовыми системами перемежается работой по теоретическим вопросам на семинарских занятиях.
Наиболее эффективный алгоритм работы с правовыми системами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных лекционных и практических занятий;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера.

Согласно учебному плану, изучение дисциплины «Законодательство субъектов РФ» завершается зачетом. Итоговое оценивание работы студента по результатам освоения дисциплины производится с учетом результатов по всем видам оценочных средств в рамках бинарной системы. Оценка «зачтено» проставляется студенту, который активно участвовал в обсуждении теоретических вопросов, решил задачи и тест на оценку «удовлетворительно» и выше, а также выполнил лабораторный практикум на оценку «удовлетворительно» и выше. В случае отсутствия оценок, полученных студентом в процессе освоения дисциплины, студент обязан подготовить вопросы на зачет, выполнить лабораторный практикум и пройти тестирование.
Теоретические вопросы рассматриваются на практических занятиях. Ответ на теоретический вопрос производится в устной форме. После завершения основного ответа, преподаватель задает студенту уточняющие и/или дополнительные вопросы. Ответ студента оцениваются по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены выше.
Тестовые задания решаются на семинарских занятиях. Каждый вопрос содержит несколько варианта ответа, только один из которых является правильным. Итоговая оценка за тест выставляется с учетом количества верно выполненных заданий (в процентном соотношении от всего количества предложенных вопросов). Тестирование оценивается по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Решение задач проводится на семинарских занятиях. Решение задач осуществляется студентом самостоятельно в процессе подготовки к практическому занятию. Решение задач на практическом занятии может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. Каждая задача оценивается отдельно по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Лабораторный практикум (практическое задание) представляет собой творческо-практическое задание, требующее умственных усилий. Оценке подлежит не только процедурные и процессуальные составляющие, но и то, как студент видоизменил соответствующие статьи и объяснил причины признания данных факторов коррупциогенными. Лабораторный практикум оценивается по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Вопросы на зачет включаются в зачетные билеты. Каждый зачетный билет содержит два вопроса, которые соответствуют содержанию формируемых компетенций. На подготовку ответа студенту дается 15 минут. Зачет проводится в устной форме. После основного ответа преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы. Зачет оценивается по бинарной шкале: зачтено и не зачтено.