Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 62 |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.04. Политология |
Профиль | Политические теории, процессы и технологии |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_04_П-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 21 | 21 | 21 | 21 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 62
Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.п.н., професоор Я.Ю. Шашкова
1.1. | Рассмотреть исторические особенности формирования и развития Российской империи (внутригосударственные и внешнеполитические. Рассмотреть исторический путь развития России, обратив особое внимание на те события, которые наглядно характеризуют складывание Империи; проанализировать современное геополитическое, международное положение России;осмыслить историю Российского государства для использования исторического опыта и его уроков в жизни, профессиональной и общественной деятельности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01 |
ОПК-4 | Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях |
ПК-2 | Способен самостоятельно работать с документами, научной литературой, материалами средств массовой информации, докладами экспертно-аналитических центров, базами данных, в том числе на иностранном языке |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | об основных этапах развития российского государства |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками самостоятельного осмысления исторического наследия и выражения своей гражданской; приемами ведения дискуссии и полемики на научных мероприятиях |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Формирование империй: теоретический ракурс | ||||||
1.1. | Методологические основы понятия "империя" | Лекции | 5 | 2 | ПК-2 | Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2 |
1.2. | Методологические основы понятия "империя". Империи в истории человечества | Сам. работа | 5 | 5 | ПК-2 | Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2 |
1.3. | Методологические основы понятия "империя". Империи в истории человечества | Практические | 5 | 4 | ПК-2 | Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 2. Формирование Российского государства в XIV—XVIII вв. | ||||||
2.1. | Московское княжество как новый центр Российского государства | Лекции | 5 | 2 | ПК-2 | Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2 |
2.2. | Российское государство на пути к империи | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-2 | Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2 |
2.3. | Российское государство на пути к империи | Практические | 5 | 2 | ПК-2 | Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 3. Российская империя (1721-1917 гг.) | ||||||
3.1. | Основные этапы истории Российской империи | Лекции | 5 | 2 | ПК-2 | Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2 |
3.2. | Российская империя: особенности формирования и национального устройства | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-2 | Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л1.1 |
3.3. | Российская империя: особенности формирования и национального устройства | Практические | 5 | 6 | ПК-2 | Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л1.1 |
Раздел 4. СССР (1922-1991 гг.) | ||||||
4.1. | Образование СССР: причины и принципы создания союза | Лекции | 5 | 2 | ПК-2 | Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л1.1 |
4.2. | СССР как империя нового типа | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-2 | Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2 |
4.3. | СССР как империя нового типа | Практические | 5 | 2 | ПК-2 | Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 5. Россия в XXI веке | ||||||
5.1. | Современный этап развития России | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-2 | Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2 |
5.2. | Современный этап развития России | Практические | 5 | 2 | ПК-2 | Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы к зачету представленны в Фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Письменные работы не предусмотренны |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств представлен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Смирнов, Г. Н. | Политология. Россия в мировом политическом процессе : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры | М. : Издательство Юрайт, 2020 | www.biblio-online.ru/book/EE046AD5-A4B1-45E0-ADE1-FC8EA35E39A2 |
Л1.2 | Чураков Д.О., Саркисян С.А. | История России до ХХ века: Учебник и практикум для академического бакалавриата | М.: Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2017 г. | www.biblio-online.ru/book/E847A545-0F15-45EA-AB29-94AEFC2C1DAE |
Л1.3 | П. А. Цыганков | Международные отношения и мировая политика : учебник для бакалавриата и магистратуры : | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/469276FF-43E3-49AB-BCEF-EAF38DFCB929 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | М. Б. Некрасова | Отечественная история: учеб. пособие | М.: Юрайт, 2011 | www.biblio-online.ru/book/077573B6-FFF7-4C4C-ADF4-6439262DFED6 |
Л2.2 | Филатов А. С. | Россия и мир. Геополитика в цивилизованном измерении: монография | Москва: Проспект, 2015 | biblioclub.ru |
Л2.3 | Желтов В. В. | Геополитика: история и теория: Учебное пособие | М.: Вузовский учебник, 2014 | znanium.com |
Л2.4 | Сахаров, А.Н | История России с древнейших времен до наших дней : учебник : в 2-х т | Москва : Проспект, , 2015 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Россия как империя | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине «Россия как империя» составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. В рамках данного курса они проводятся в виде: вводной лекции (дается целостное представление об учебном предмете) и лекции-информации (ведется изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию). Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. Практические занятия - одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков. Данные учебные занятия углубляют, расширяют, детализируют полученные на лекции знания. Практические занятия проводятся в форме тематических занятий. Тематические занятия включает вступительную часть, заслушивание доклада (сообщения) и его обсуждение, обсуждение вопросов практического занятия, формулирование кратких выводов по вопросам, заключительную часть. Самостоятельная работа – это особая форма обучения по заданию преподавателя, выполнение которой, требует творческого подхода и умения получать знания самостоятельно. Методологической основой самостоятельной работы студентов является деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать не только типовые, но и нетиповые задачи, когда студент должен проявить творческую активность, инициативу, знания, умения и навыки, полученные при изучении конкретной дисциплины. В течение всего периода усвоения содержания дисциплины студент готовится к практическим занятиям (представленным в фонде оценочных средств). Оценка выступлений на практических занятиях заносится в журнал преподавателя. В рамках самостоятельной работы студент также должен подготовить доклад на предложенную тему. При этом студент при подготовке может использовать литературу, указанную в программе, а также самостоятельно собирать научную информацию в библиотечных учреждениях и сети интернет. Темы докладов формируются преподавателем предварительно на основе того материала, который соответствует содержанию дисциплины. Они затрагивают материал, который не разбирается на лекциях и практических занятиях. Подготовка устного доклада осуществляется студентом самостоятельно и предполагает ознакомление с рекомендованной литературой и источниками. Доклад оценивается по совокупности показателей: полнота охвата содержания темы, логическое построение содержания в соответствие с планом, знание учебной и научной литературы, анализ существующих точек зрения. |