МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Системный анализ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в гуманитарных науках
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИвГН-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.т.н., доцент, Понькина Е.В.;к.т.н., доцент, Маничева А.С.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Системный анализ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 03.07.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.т.н., доцент Хворова Л.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 03.07.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.т.н., доцент Хворова Л.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Приобретение базовых знаний и навыков в области системного анализа социально-экономических процессов и объектов, исследования их свойств на основе математических моделей и информационных технологий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способность анализировать социально-экономические задачи и процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования
ОПК-3 способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин и современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные понятия теории систем и системного анализа, современные проблемы и направления развития методологии;
- способы описания систем, подходы моделирования социально-экономических систем систем;
- подходы измерения свойств объектов (качественно, либо количественно определенных);
- методы оценки интегральных свойств объектов;
- методы анализа закономерностей функционирования объектов;
- методы анализа системы разнородных факторов.
3.2.Уметь:
3.2.1.- грамотно оперировать терминами предметной области;
- использовать изученные методы на практике;
- правильно истолковывать результаты анализа.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- системного анализа объектов и процессов различной природы;
- целеполагания, выделения элементарного состава системы, идентификации управляемых переменных, параметров, факторов внешней среды, результирующих признаков в системе;
- сбора и обработки данных;
- анализа отдельных свойств объектов и их совокупности, построения закономерностей их изменения, разработки системы взаимосвязанных факторов;
- интерпретации (предметной) полученных результатов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория систем и системного анализа
1.1. История становления теории систем и системного анализа. Основные понятия теории систем и системного анализа. Система: определение, свойства, классификация. Общий алгоритм проведения системного исследования, способы описания систем, общеметодологические проблемы Лекции 7 2 Л2.5, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.6
1.2. Чтение литературы по теме "Основы теории систем и системного анализа". Подготовка эссе. Сам. работа 7 5 Л2.5, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.6
Раздел 2. Методы системного анализа
2.1. Методы измерения свойств объектов: ранги и шкалы, особенности применения и обработки данных Лекции 7 2 Л2.5, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.6
2.2. Методы оценки интегральных свойств объекта: метод простой ранжировки, метод попарных сравнений Лекции 7 2 Л2.5, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.6
2.3. Методы оценки интегральных свойств объекта: метод анализа иерархий Лекции 7 2 Л2.5, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.6
2.4. Метод оценки интегральных свойств объекта: метод главных компонент Лекции 7 2 Л2.5, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.6
2.5. Статистические модели систем: линейнаые регрессионные модели. Особенности разработки. Проблемы спецификации, идентификации, факторизации, наблюдения. Лекции 7 2 Л2.5, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.6
2.6. Статистические модели систем: логит-, пробит- и гомбит- регрессии, варианты прикладных задач, критерии качества моделей (ROC-анализ) Лекции 7 4 Л2.5, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.6
2.7. Модели системы факторов: Баейсовские сети доверия Лекции 7 2 Л2.5, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.6, Л2.2
2.8. Разработка шкал, сбор и предварительная обработка данных Практические 7 2 Л2.5, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.6
2.9. Вычисление рейтинга объекта методом простой ранжировки, методом попарных сравнений Практические 7 2 Л2.5, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.6
2.10. Вычисление рейтинга объекта методом анализа иерархий Практические 7 2 Л2.5, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.6
2.11. Вычисление рейтинга объекта методом главных компонент Практические 7 2 Л2.5, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.6
2.12. Статистическое моделирование: статистический анализ, линейная регрессия. Практические 7 2 Л2.5, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.6
2.13. Статистическое моделирование систем: разработка логистической модели регрессии, анализ качества модели, интерпретация коэффициентов модели Практические 7 4 Л2.5, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.6
2.14. Разработка Байесовской сети доверия (пакет Netica) Практические 7 4 Л2.5, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.6
2.15. Шкалы и ранги Сам. работа 7 15 Л2.5, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.6
2.16. Вычисление рейтинга объектов Сам. работа 7 15 Л2.5, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.6
2.17. Статистическое моделирование систем Сам. работа 7 17 Л2.5, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.6
2.18. Разработка Байесовской сети доверия Сам. работа 7 20 Л2.5, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.6, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Тимофеев В. С., Фаддеенков А. В., Щеколдин В. Ю. ЭКОНОМЕТРИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л1.2 Дубина И.Н. ОСНОВЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Балаганский И.А. Прикладной системный анализ: учебное пособие Издательство НГТУ, 2013 www.studentlibrary.ru
Л2.2 Храмов В. В., Гвоздев Д. С. Интеллектуальные информационные системы: интеллектуальный анализ данных: учебное пособие Ростовский государственный университет путей сообщения (Ростов-на-Дону), 2012 elibrary.ru
Л2.3 Заграновская А.В., Эйсснер Ю.Н. ТЕОРИЯ СИСТЕМ И СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ В ЭКОНОМИКЕ. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Волкова В.Н., Денисов А.А. ТЕОРИЯ СИСТЕМ И СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л2.5 Орлов А.И. Прикладная статистика: М.: Экзамен, 2009 biblioclub.ru
Л2.6 Системный анализ и математическое моделирование сложных экологических и экономических систем. Теоретические основы и приложения: Научные монографии Издательство Южного федерального университета, 2015 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Кузнецов В.В. - отв. ред. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л3.2 АлтГУ, Мат. фак., Каф. теорет. кибернетики и прикл. математики Теория систем и системный анализ [Электронный ресурс]: (пособие для практ. занятий): учеб. электрон. изд. для вузов АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Библиотека моделей. www.netica.com
Э2 "Системный анализ" страница дисциплины на Образовательном портале АлтГУ (Moodle) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного выполнения.

2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.

3. Практическое (лабораторное) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в освоении теории и методов.
- Для подготовки к семинару необходимо просмотреть лекционный конспект, отметить наиболее непонятные моменты, прочитать литературу рекомендуемую преподавателем.
- При использовании литературы важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при защите результатов типовых расчетных заданий не просто пересказывайте конспект лекции, содержание презентации или задания, но и проявите больше красноречия, используйте дополнительные сведения об изучаемом объекте, чтобы украсить ваше выступление.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.

4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.

5. Итоговый контроль. 
- Для подготовки к зачету возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед зачетом.- Продумайте свой ответ на зачете его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания.