МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Статистика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра финансов и кредита
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz38_03_02_Мен-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 121
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 121 121 121 121
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.э.н., Гражданкина О.А.

Рецензент(ы):
к.э.н., Доцент, Деркач Н.О.

Рабочая программа дисциплины
Статистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 МЕНЕДЖМЕНТ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016 г. № 7)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра финансов и кредита

Протокол от 18.05.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., Межов С.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра финансов и кредита

Протокол от 18.05.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.э.н., Межов С.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения учебной дисциплины «Социально-экономическая статистика» заключается в изучении системы статистических показателей, отражающих состояние и развитие явлений и процессов общественной жизни, применении полученных знаний и навыков при разработке, реализации и последующего контроля комплекса мероприятий операционного характера в соответствии со стратегией управления и развития бизнес–единицы, а также процессами государственного и муниципального управления.
Основными задачами дисциплины являются:
приобретение знаний о статистических методах исследования массовых социально-экономических процессов и явлений в т.ч. в организационно-управленческой сфере;
организация и проведение статистического наблюдения;
умение логически верно и ясно выстраивать публичные выступления и презентации на основе корректного построения статистических таблиц и графиков;
приобретение практических знаний и навыков по применению методов расчета социально-экономических показателей и их интерпретации.
умение анализировать социальнозначимые проблемы и процессы;
определение эффективности управленческих решений;
исчисление и факторный анализ производительности и оплаты труда.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 владением навыками составления финансовой отчетности с учетом последствий влияния различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации на основе использования современных методов обработки деловой информации и корпоративных информационных систем
ПК-10 владением навыками количественного и качественного анализа информации при принятии управленческих решений, построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам управления
ПК-17 способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности, выявлять новые рыночные возможности и формировать новые бизнес-модели
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Об источниках статистической информации; о предмете. методе и задачах статистики; о статистических Основные понятия социально-экономической статистики: показатели продукции,численности работников и исполльзованиии рабочего времени, статистики цровня жизни населения и др.
3.2.Уметь:
3.2.1.решать типовые статистические задачи, используемые при принятии управленческих решений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.статистическими и количественными методами решения типовых организационно-управленчесих задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социально-экономическая статистика (статистика населения, трудовых ресурсов, нациоанльного богатства и СНС, предпринимательства, цен, уровня жизни и т.д.)
1.1. Тема 1 Основы социально-экономической статистики Лекции 2 2 ПК-10, ПК-17, ОПК-5 Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л2.4, Л1.5, Л2.2
1.2. Тема 1 Основы социально-экономической статистики Практические 2 2 ПК-10, ПК-17, ОПК-5 Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л2.4, Л1.5, Л2.2
1.3. Подготовка к текущим занятиям Сам. работа 2 17 ПК-10, ПК-17, ОПК-5 Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л1.5
1.4. Тема 2. Статистика населения Лекции 2 2 ПК-10, ПК-17, ОПК-5 Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л1.5
1.5. Тема 2. Статистика населения Практические 2 0 ПК-10, ПК-17, ОПК-5 Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л2.4, Л1.5, Л2.2
1.6. Тема 3. Статистика национального богатства и СНС Лекции 2 2 ПК-10, ПК-17, ОПК-5 Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1
1.7. Подготовка к текущим занятиям Сам. работа 2 6 ПК-17 Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1
1.8. Тема 3. Статистика национального богатства и СНС Практические 2 4 ПК-17 Л1.4, Л1.1, Л2.4, Л1.5, Л2.2
1.9. Подготовка к текущим занятиям Сам. работа 2 50 ПК-17 Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1
1.10. Тема 4. Статистика предпринимательства и предприятий Лекции 2 0 ПК-17 Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1
1.11. Тема 4. Статистика предпринимательства и предприятий Практические 2 0 ПК-17 Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л2.4, Л1.5, Л2.2
1.12. Подготовка к текущим занятиям Сам. работа 2 6 ПК-17 Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1
1.13. Тема 5. Основные макроэкономические показатели, их взаимосвязь Лекции 2 0 ПК-17 Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1
1.14. Тема 5. Основные макроэкономические показатели, их взаимосвязь Практические 2 0 ПК-17 Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л1.5
1.15. Подготовка к текущим занятиям Сам. работа 2 6 ПК-17 Л1.4, Л1.1, Л2.4, Л2.2
1.16. Тема 6. Статистика уровня жизни населения Лекции 2 0 ПК-17 Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1
1.17. Тема 6. Статистика уровня жизни населения Практические 2 2 ПК-17 Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1
1.18. Подготовка к текущим занятиям Сам. работа 2 6 ПК-17 Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1
1.19. Тема 7. Статистика цен Лекции 2 0 ПК-17 Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1
1.20. Тема 7. Статистика цен Практические 2 0 ПК-17 Л1.4, Л1.1, Л2.4, Л1.5, Л2.2
1.21. Подготовка к текущим занятиям Сам. работа 2 7 ПК-17 Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1
1.22. Тема 8. Статистика рынка труда, затрат на рабочую силу и оплаты труда Лекции 2 0 ПК-17 Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1
1.23. Подготовка к текущим занятиям Сам. работа 2 8 ПК-17 Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1
1.24. Тема 9 Статистика рынка товаров и услуг Практические 2 0 ПК-17 Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1
1.25. Подготовка к текущим занятиям Сам. работа 2 15 ПК-17 Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
основы социально-экономической статистики
статистика населения
статистика нациаонального богатсва
система национальных счетов
предмет, метод и теоретические основы построения СНС
основыне понятия СНС
основные категории т принципы построения СНС
понятие и показатели результатов экономической деятельности
особенности региональных национальных счетов
основные макроэкономические показатели, их взаимосвязь
статистика предпринимательства и предприятий
статистика уровня жизни населения
статистика цен
статистика рынка труда
статистика затрат на рабочую силу
статистка оплаты труда
статистика рынка товаров и услуг
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены учебным планом
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС находятся в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Малых Н.И. Статистика в 2 т. Том 2 социально-экономическая статистика: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/657B9186-D3EC-4242-9468-5C8BD873E248
Л1.2 под ред. М. Р. Ефимовой Социально-экономическая статистика: учебник М.: Юрайт, 2011
Л1.3 Мухина И.А. Социально-экономическая статистика: Учебник из универсальной библиотеки online: Социально-экономическая статистика Флинта, 2011 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103812
Л1.4 Бычкова С.Г. Социальная статистика: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/A132CE12-9496-4D80-AB43-2072C6B8D417
Л1.5 И. И. Елисеева Статистика в 2 т.: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. Борисова Е.Г. Учебное пособие из университетской библиотеки onlain: Практикум по статистике МГИМО, 2013
Л2.2 Малинина, Т. Б. Демография и социальная статистика : учебник и практикум для академического бакалавриата: https://biblio-online.ru/book/497184F2-E213-4007-8250-83D0FD9B298B?utm_campaign=rpd&utm_source=web&utm_content=22a2360a804df3f3de83aeb33d487a56 юрайт, 2017
Л2.3 Л. М. Неганова Статистика: конспект лекций М.: Юрайт, 2010
Л2.4 Бычкова С.Г. Социальная статистика. Практикум: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2017 https://www.biblio-online.ru/bcode/404206
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Информационно-правовая система "Кодекс" [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://kodeks.lib.tpu.ru, доступ по общеуниверситетской сети (содержит образцы правовых и деловых документов, консультации юристов и аудиторов, словари экономических и бухгалтерских терминов, ежедневные обзоры законодательства России, стандарты и др.),
Э2 Полный список Интернет-ресурсов представлен на сайте НТБ ТПУ (http://www.lib.tpu.ru/full_text.xml?lang=ru),
Э3 Мониторинг экономических показателей; http://www.budgetrf.ru,
Э4 Деловая пресса; http://www.businesspress.ru,
Э5 Гарант. Правовая система. http://www.garant.ru,
Э6 Справочно-правовая система «Кодекс»
Э7 Информационно-справочная система «Консультант Плюс»
Э8 Единый образовательный портал АГУ курс Статистика для студентов ЗАОЧНОГО отделения (Преподаватель: Гражданкина О.А.) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Программные средства офисного назначения: Операционная система Microsoft Windows 2007; Microsoft Office Prof Plus 2007 Rus; Программа распознавания текста ABBYY FineReader 5.0; Microsoft Office SharePoint 2007 Rus; Программы верстки (печатных публикаций и web-страниц): Настольная издательская система PageMaker; Microsoft Front Page.
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для материально-технического обеспечения дисциплины используются стандартно оборудованные аудитории, аудитории для проведения интерактивных лекций: видеопроектор, экран настенный, др. оборудование, абонемент гуманитарной и социально-экономической литературы, читальный зал гуманитарной и социально-экономической литературы с компьютеризованными рабочими местами, позволяющими выйти в ресурсы университетской библиотеки online и электронно-библиотечной системы "Лань"

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Выбор конкретных заданий для самостоятельной работы осуществляется каждым студентом самостоятельно, исходя из потребности набора необходимого количества баллов по бально-рейтинговой системе (БРС) оценки знаний.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Выполненное задание проверяется преподавателем и оценивается в баллах БРС.
При желании студентом может быть подготовлен реферат, по тематике предложенной в настоящей рабочей программе или по теме предложенной студентом и предварительно согласованной с преподавателем.
Задания для самостоятельной работы выполняются студентом в письменном виде на стандартных листах формата А4.
Результаты самостоятельной работы оформляются в виде персонального портфолио студента по дисциплине. Портфолио создается в форме папки документов, отражающих выполненную работу студента и его учебные и научные достижения при изучении учебного курса.
Элементами портфолио являются:
- титульный лист, оформленный в соответствии с установленными требованиями (н-р, курсовая работа);
- результаты входного контроля знаний студентов (ответы на вопросы теста по входному контролю);
- размышления студента, сделанные им после первого занятия, о содержании изучаемого курса, его необходимости, целях и задачах;
- выполненные задания самостоятельной работы (контролируются и оцениваются после каждого практического занятия);
- список литературы, с которой работал студент при изучении курса;
- документы, подтверждающие учебные достижения студента при изучении учебной дисциплины: подготовленные статьи по тематике курса, грамоты, благодарственные письма и т.д.;
- рефлексивное обобщение итогов изучения учебной дисциплины (размышления студента после изучения курса, содержащие следующие разделы:
1. Содержание курса, его новизна и необходимость для формирования профессиональных навыков экономиста.
2. Самые важные открытия, сделанные при изучении курса.
3. Что было трудным. Что осталось непонятным после изучения курса.