МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Административная ответственность в РФ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра конституционного и международного права
Направление подготовки40.05.04. специальность Судебная и прокурорская деятельность
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz40_05_04_СудПрокурДеят-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 4
самостоятельная работа 64
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 2 2 2 2
Сам. работа 64 64 64 64
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Коновалова Л.Г.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Административная ответственность в РФ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.04 СУДЕБНАЯ И ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (приказ Минобрнауки России от 16.02.2017г. №144)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 СУДЕБНАЯ И ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 29.06.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ю.н., доцент Игнатовская И.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 29.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой к.ю.н., доцент Игнатовская И.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью преподавания спецкурса «Административная ответственность» является формирование у студентов четкого, системного и целостного представления об институте административной ответственности в России. Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:
- определение понятия и особенностей административной ответственности в РФ, сравнение ее с зарубежными аналогами;
- рассмотрение истории развития института административной ответственности в РФ;
- очерчивание круга источников, регламентирующих институт административной ответственности в РФ;
- анализ признаков, состава и видов административных правонарушений как оснований наступления административной ответственности;
- рассмотрение системы и видов административных наказаний в РФ, сравнение их с зарубежными аналогами;
- анализ стадий производства по делам об административных правонарушениях и практических проблем их реализации;
- обсуждение проблем применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;
- решение ситуационных задач;
- формирование у студентов собственного мнения по вопросам реформирования института административной ответственности в РФ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью соблюдать требования к служебному поведению федеральных государственных служащих, проявлять непримиримость к коррупционному поведению и принимать меры к предотвращению конфликта интересов
ПК-9 способностью в соответствии с профилем профессиональной деятельности осуществлять профилактику, предупреждение, пресечение преступлений и правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению
ПСК-1.4 способностью к рассмотрению и разрешению дел посредством гражданского, административного судопроизводства во всех судебных инстанциях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятие, признаки, составы административных правонарушений; признаки, меры предупреждения административных правонарушений; законодательство об административных правонарушениях. Сущность и содержание основных понятий, категорий и институтов административной юрисдикции, направления развития государственной юрисдикционной деятельности; особенности организации и функционирования системы органов, осуществляющих предупреждение административных правонарушений; стадии производства по делу об административном правонарушении, профилактические меры по предупреждению совершения административных правонарушений; правила разграничения индивидуальных и нормативных правовых актов в институте административной ответственности;
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять причины административных правонарушений; осуществлять предупреждение административных правонарушений, проводить правильную квалификацию административных правонарушений, разграничивать меры административной ответственности от иных видов административного принуждения; применять законодательство об административных правонарушениях к конкретным правоотношениям; составлять правоприменительные административные акты и проекты нормативных административных актов в сфере административной ответственности, анализировать юридические факты в юрисдикционных праовотношениях и возникающие в связи с ними административно-правовые отношения; толковать и правильно применять правовые нормы института административной ответственности; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом, а также правовыми актами управления в сфере административной ответственности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыки индивидуальной работы с правовыми актами в сфере предупреждения административной ответственности; приемами анализа правых явлений, юридических фактов и правовых норм в сфере предупреждения и устранения административной ответственности; навыками предупреждения административных, дисциплинарных правонарушений, коррупционных правонарушений, навыками выявления и устранения причин и условий, способствующих их совершению; навыками анализа различных правовых явлений управленческой действительности, юридических фактов, административно-правовых норм и административно-правовых отношений в сфере административной ответственности; навыками разрешения правовых проблем и коллизий, навыками составления юридических документов в сфере административной ответственности; навыками отслеживания изменений законодательства об административных правонарушениях, его сопоставления со смежными правовыми институтами.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Тема № 1 Административное правонарушение как основание административной ответственности в РФ Лекции 4 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Тема № 1 Административное правонарушение как основание административной ответственности в РФ Практические 4 2 ОПК-4, ПК-9, ПСК-1.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Тема № 1 Административное правонарушение как основание административной ответственности в РФ Сам. работа 4 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Тема № 2 Общая характеристика административной ответственности в РФ Лекции 4 1 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Тема № 2 Общая характеристика административной ответственности в РФ Практические 4 0 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Тема № 2 Общая характеристика административной ответственности в РФ Сам. работа 4 20 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Тема № 3 Административное наказание как мера административной ответственности Лекции 4 0 ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Лабораторный практикум. Практические 4 0 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.9. Тема № 3 Административное наказание как мера административной ответственности Сам. работа 4 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.10. Тема № 4 Производство по делу об административном правонарушении Лекции 4 0 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.11. Практическое занятие по решению задач. Сам. работа 4 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.12. Тема № 4 Производство по делу об административном правонарушении Сам. работа 4 38 ОПК-4, ПК-9, ПСК-1.4 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См.: Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.: Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Агапов А.Б. Административная ответственность: учебник для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт// ЭБС Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/8FD96729-774A-4846-9233-46907104DF53
Л1.2 А.И. Стахов, П.И. Кононов, Е.В. Гвоздева Стахов, А. И. Административное право [Электронный ресурс]: учебник / А.И. Стахов, П.И. Кононов, Е.В. Гвоздева. — Электрон. дан. — М.: Юрайт, 2018. - 302 с.: учебник , 2018 Режим доступа : https://biblio-online.ru/book/317142F1-3C15-4FCF-AD60-C657A8EF668F/administrativnoe-pravo-rossii — Загл. с экрана.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Копытов Ю.А. Административное право России: учебник М.: Проспект, 2021 www.biblio-online.ru/book/B0235BFF-D1A1-401C-8AE2-203D1CB602D2.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Совет Федерации www.council.gov.ru
Э2 курс в Мудл Административная ответственность portal.edu.asu.ru
Э3 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС "КонсультантПлюс" - http://www.consultant.ru
Научная электронная библиотека elibrary - http://elibrary.ru
Электронная библиотечная сиситема Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
ГАС Правосудие - https://sudrf.ru/
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины «Административная ответственность» самостоятельная работа студентов является главным методом освоения дисциплины. Она предполагает на основе знаний, полученных в ходе лекций и при других формах аудиторного обучения, глубокое изучение теоретических работ по проблемам административного права, действующего законодательства и практики его применения.
По наиболее актуальным и сложным проблемам на очном отделении проводятся семинарские занятия согласно тематическому плану изучения дисциплины, где углубляются и закрепляются полученные студентами знания. Кроме того, в ходе указанных занятий у обучаемых вырабатываются умения и навыки в применении правовых норм при разрешении конкретных задач, с учетом опыта судебной практики, в том числе с использованием решений Конституционного Суда Российской Федерации, постановлений Европейского Суда по правам человека, Пленума Верховного Суда Российской Федерации и др. материалов судебной практики. При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
В учебном процессе используются активные формы и методы обучения, такие, например, как деловые игры, использование материалов конкретных административных дел и т.п. Применяются технические средства обучения, наглядные пособия.
Самостоятельная работа при изучении дисциплины играет очень важное значение. Для самостоятельной работы студент должен получить комплекс необходимых учебно-методических материалов в библиотеке вуза, а также использовать Интернет-ресурсы, указанные в Рабочей программе дисциплины.
Рекомендуется следующий порядок работы. Вначале надо ознакомиться с кругом вопросов, которые входят в раздел и тему дисциплины. Затем следует освежить в памяти материал лекции по конспекту, прочитать соответствующую главу учебника или учебного пособия и затем, для более расширенного изучения приступить к чтению дополнительной литературы, рекомендуемой по данной проблеме.
Таким образом, самостоятельная работа студентов проводится по заданию преподавателя, но без его участия (в библиотеках, в читательском фонде, дома и т.д.), а также во время участия студентов в работе научно¬-практических конференций, научных обществ студентов и т.п.)
Наиболее действенными и продуктивными формами контроля самостоятельной работы студентов являются: доклад и научное сообщение на семинаре, а также письменный опрос по конкретным темам.
Студентам следует строго соблюдать последовательность в изучении тем. Их отработку необходимо вести с учетом того, как они изложены в программе дисциплины и тематическом плане. При этом в рабочей учебной программе представлено полное содержание темы, которое должно быть освоено студентами, а в тематическом плане и методических рекомендациях по изучению дисциплины представлены ключевые вопросы темы и литература, которой необходимо при этом пользоваться.
Изучение каждой в отдельности темы рекомендуется проводить в следующей последовательности:
1. Уяснить общее содержание темы согласно учебной программы и основные вопросы по тематическому плану.
2. Подобрать учебную литературу и рекомендуемый нормативный материал, а также судебную практику.
3. Проработать соответствующую тему по учебнику, дополнив материал, полученный в ходе установочной лекции и составив конспект по теме, которая не освещалась в ходе аудиторного занятия.
4. Обратиться к нормативным источникам, изучить правовые нормы и внести дополнения в конспект.
5. Изучить применительно к теме указанные в пособии источники административной и судебной практики и дополнить конспект. Использовать при этом рекомендуется обзоры судебной практики, публикуемые в Бюллетене Верховного Суда РФ. Особое внимание при этом следует уделять постановлениям и определениям Конституционного Суда РФ, Европейского суда по правам человека и постановлениям Пленума Верховного Суда РФ.
6. После окончания изучения темы обратиться к средствам проверки знаний – решить задачи по теме в Планах семинарских и практических занятиях.
7. Если после окончания изучения темы остались неясными отдельные вопросы, их необходимо записать в конспект и затем получить консультацию по ним у преподавателя.
Большой объем нормативного и научного материала не позволяет студентам проработать и обсудить с преподавателем за время аудиторных занятий на достаточно глубоком уровне весь курс в целом. Большой объем материала студенты должны освоить самостоятельно. Для закрепления пройденного материала студентам предлагается ряд практических вопросов, на которые они должны дать максимально полный ответ, который предполагает умение использовать понятийно-категориальный аппарат юридической науки, умение анализировать действующее законодательство, высказывать свое аргументированное мнение по спорным положениям, а также предлагать возможные пути совершенствования законодательства. Помимо ответа на теоретические вопросы студентам предлагается решить ряд практических заданий. Ответы на которые должны быть полными, сделанными с приведением положений теории и анализа законодательства. Решения практических заданий необходимо делать письменно, что развивает письменную речь, поскольку изложить письменно ответ на юридический вопрос всегда сложнее, чем дать устную консультацию. Решение практического задания должно выстраиваться примерно по следующей схеме. Студенты кратко излагают суть спорной ситуации (что позволяет проверить, насколько верно они уяснили возникшую проблему), затем дается ответ на конкретно сформулированные в задачи вопросы (например, действия должностного лица являются неправомерными, т.к. …), затем приводятся положения действующего законодательства, на основании которого был сделан вывод (например, поскольку в соответствии со статьей … федерального закона «…» то-то и то-то). В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить. Студенты могут из понравившихся вариантов заданий выбрать одну конкретную ситуацию и попытаться провести ее юридическое сопровождение. Кроме того, студенты могут написать реферат по одной из вопросов темы тем или согласовать иную тему с преподавателем. Преподаватель, ведущий занятия и руководящий самостоятельной работой студентов проверяет письменное решение практических заданий и рефераты, делает пояснения и замечания в случае наличия в письменных работах ошибок или неточностей. Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его. Решая контрольные задания, студенты приобретают навык практической работы с нормативным материалом. Решение предлагаемых заданий для самоконтроля не предусматривает односложных ответов, а вынуждает взвешивать разные подходы, отыскивать нетрадиционные способы решения.
Формой контроля является зачет. Для подготовки к зачету дан перечень вопросов. Зачет проводиться в устной форме (при устной форме проведения зачета на подготовку ответа отводиться 15 минут, при письменной форме – 1 час). В билете 2 теоретических вопроса, ответы, на которые должен даваться с учетом положений действующего законодательства и практики его применения. Преподавателю обязательно следует акцентировать внимание на спорных положениях. Продолжительность ответа студента на вопросы билета примерно 15 минут. После ответа на вопросы билета преподаватель может задавать дополнительные вопросы, количество которых не ограничено. Студент должен давать краткие, аргументированные ответы на каждый вопрос. На этом процедура сдачи зачета для данного студента заканчивается. Ему объявляется результат. Результаты письменного зачета объявляются студентам в день сдачи зачета.
При устной форме приема зачета студенты в порядке очередности излагают ответы на вопросы полученных билетов. При этом рекомендуется соблюсти баланс во времени ответа на первый и второй вопросы билета. Общая же продолжительность ответа студента по вопросам билета не должна превышать 15 минут. По окончании ответа студента, преподаватель может задавать студенту вопросы (число которых не ограничивается). Студент должен давать краткие, аргументированные ответы на каждый вопрос. На этом процедура сдачи зачета для данного студента заканчивается. Ему объявляется результат.