МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория аукционов
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки38.03.05. Бизнес-информатика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_05_БИ-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Лабораторные 26 26 26 26
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Теория аукционов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.05 БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №1002)

составлена на основании учебного плана:
38.03.05 Бизнес-информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 27.04.2018 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
професссор, д.э.н. Шваков Е.Е.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 27.04.2018 г. № 8
Заведующий кафедрой професссор, д.э.н. Шваков Е.Е.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоение студентами такого раздела теории экономических механизмов, как теория аукционов, позволяет ознакомиться и сформировать навыки работы с универсальными экономическими механизмами поддержки принятия управленческих решений по размещению любого вида ресурса в условиях конкуренции среди получателей данного ресурса.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-10: умение позиционировать электронное предприятие на глобальном рынке; формировать потребительскую аудиторию и осуществлять взаимодействие с потребителями, организовывать продажи в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет")
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.терминологией теории аукционов и теории экономических механизмов;
основные принципы функционирования экономических механизмов;
классификацию аукционов;
проблемы имплементации аукционов;
электронные торговые площадки;
порядок планирования закупок товаров, работ, услуг;
способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
действующее законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
3.2.Уметь:
3.2.1.строго доказывать все утверждения, сделанные при изложении материала курса;
моделировать гибридные аукционы;
сравнивать и выбирать электронные торговые площадки, проходить аккредитацию и работать на электронных торговых площадках;
проводить сравнительный анализ организации закупок для государственных и муниципальных нужд в различных странах;
использовать полученные знания в научно-исследовательской работе;
выявлять актуальные проблемы в отношениях, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок;
оценивать современные взгляды экономистов и правоведов на обсуждаемые проблемы в сфере закупок, давать им критическую оценку, формулировать собственные представления на исследуемый вопрос или проблему;
делать выводы о тенденциях развития контрактной системы в России.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.конструирования экономических механизмов;
проведения аукционов на электронных торговых площадках;
расчетов в целях выбора вариантов моделей развития системы государственных и муниципальных закупок и источников их финансирования;
самостоятельного исследования в области осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд;
исследования современных проблем в области государственных и муниципальных закупок.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-игровой анализ стандартных типов аукционов. Доминирующие стратегии участников. Теорема об эквивалентности доходов.
1.1. Аукционы: первые примеры. Основные виды аукционов. Современные аукционы. Игровое представление аукционов Проблемы теории и практики аукционов. Лекции 7 2 ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
1.2. Викри: Теорема об эквивалентности доходов. Ограничения теории. Аукционы с общей информацией. “Проклятие победителя”. Упорядочение аукционов по ожидаемым доходам. Лекции 7 2 ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 2. Оптимальность и эффективность аукциона.Принцип выявления предпочтений.
2.1. Эффективные аукционы. Неэффективность реальных аукционов и трудности имплементации эффективных механизмов. Связь оптимальности и эффективности. Несимметричные аукционы. Аукционы с бюджетным ограничением. Лекции 7 2 ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2
2.2. Оптимальные аукционы Лабораторные 7 2 ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2
2.3. Эффективные аукционы Лабораторные 7 2 ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 3. Изменение доходности аукциона в условиях несоблюдения допущений теоремы об эквивалентности доходов. Торги с положительной и отрицательной комплиментарностью.
3.1. Многообъектные аукционы. “Нечестные стратегии”: шифрованные ставки. Механизм Викри-Кларка-Гровса. Проблема стратегического снижения спроса крупными участниками. Аукцион Аузубеля. Лекции 7 2 ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2
3.2. Многообъектные аукционы. Лабораторные 7 2 ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2
3.3. Комбинаторные аукционы. Лекции 7 2 ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2
3.4. Комбинаторные аукционы. Участие в аукционе Лабораторные 7 2 ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 4. Современная мировая практика проведения аукционов. Гибридные аукционы.
4.1. 3G аукционы в Европе: правила, стратегии, результаты. Раздел рынка и регулирование. Повышение конкуренции: англо-голландский аукцион. Лекции 7 2 ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2
4.2. Европейские аукционы мобильного спектра Лабораторные 7 2 ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2
4.3. Европейские аукционы мобильного спектра Сам. работа 7 22 ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2
4.4. Продажа товаров на Интернет-аукционах. Правила и стратегии: преимущество последних ставок. Открытость как способ поддержания сговора. Лекции 7 1 ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2
4.5. Интернет-аукционы Лабораторные 7 2 ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2
4.6. Интернет-аукционы Сам. работа 7 22 ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2
4.7. Альтернативные способы закупок и продаж Лекции 7 1 ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2
4.8. Альтернативные способы закупок и продаж Лабораторные 7 2 ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 5. Многомерные аукционы. Повышение доходности закупочных аукционов инструментами теории аукционов.
5.1. Опыт использования аукционов в системе публичных закупок. Проблемы эффективности. Лекции 7 1 ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2
5.2. Аукционы в системе публичных закупок Лабораторные 7 8 ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2
5.3. Обзор электронных площадок и их функциональности. Проведение аукционов и участие в них на основе площадки РТС-Тендер. Лекции 7 1 ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2
5.4. Электронные площадки для проведения аукционов в России Сам. работа 7 22 ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2
5.5. Электронные площадки для проведения аукционов в России Лабораторные 7 4 ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
смотри приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
смотри приложение
5.3. Фонд оценочных средств
смотри приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС ТА 2017 БИ.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Демешев, Б.Б. Моделирование аукционов: Учебник ДМК Пресс, 2016 https://e.lanbook.com/book/97357
Л1.2 Мамедова Н.А., Байкова А.Н., Трушанова О.Н. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ЗАКУПКАМИ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/4106979A-3DE7-4C14-A87D-1773FDFA7375
Л1.3 Федорова И.Ю., Фрыгин А.В. ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/40DC4DD3-B238-4544-A552-10A07AC7C1C2
Л1.4 Николенко С.И. Теория экономических механизмов: учеб. пособие Интернет-Университет Информационных Технологий, 2011 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=234531
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кнутов А.В. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ЗАКУПКАМИ И КОНТРАКТАМИ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/FA123FC7-6308-4277-B3F5-D6641AC337B5
Л2.2 Федорова И.Ю., Фрыгин А.В., Седов М.В. Контрактная система: развитие финансового механизма государственных и муниципальных закупок: монография: Монографии Издательство "Дашков и К", 2018 https://e.lanbook.com/book/103773
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moddle "Теория аукционов" http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2989
6.3. Перечень программного обеспечения
Интернет-браузер
Microsoft office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
407аС лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 19 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка MSI модель MS7267 - 14 единиц
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"
110М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 14 ед.
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.
109М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 13 ед.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Организация образовательного процесса регламентируется учебным планом и расписанием учебных занятий. Язык обучения (преподавания) — русский. Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.

При формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения, который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения.

8.1. Образовательные технологии
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в информационной образовательной среде.

8.2. Лекции
Лекционный курс предполагает систематизированное изложение основных вопросов учебного плана.

Лекционный курс должен давать наибольший объем информации и обеспечивать более глубокое понимание учебных вопросов при значительно меньшей затрате времени, чем это требуется большинству студентов на самостоятельное изучение материала.

8.3. Семинарские (практические) занятия
Семинарские (практические занятия) представляют собой детализацию лекционного теоретического материала, проводятся в целях закрепления курса и охватывают все основные разделы.

Основной формой проведения семинаров и практических занятий является обсуждение наиболее проблемных и сложных вопросов по отдельным темам, а также решение задач и разбор примеров и ситуаций в аудиторных условиях. В обязанности преподавателя входят: оказание методической помощи и консультирование студентов по соответствующим темам курса.

Активность на практических занятиях оценивается по следующим критериям:

ответы на вопросы, предлагаемые преподавателем;
участие в дискуссиях;
выполнение проектных и иных заданий;
ассистирование преподавателю в проведении занятий.
Доклады и оппонирование докладов проверяют степень владения теоретическим материалом, а также корректность и строгость рассуждений.

Оценивание практических заданий входит в накопленную оценку.

8.4. Самостоятельная работа студента
Для успешного усвоения курса необходимо не только посещать аудиторные занятия, но и вести активную самостоятельную работу. При самостоятельной проработке курса обучающиеся должны:

просматривать основные определения и факты;
повторить законспектированный на лекционном занятии материал и дополнить его с учетом рекомендованной по данной теме литературы;
изучить рекомендованную основную и дополнительную литературу, составлять тезисы, аннотации и конспекты наиболее важных моментов;
самостоятельно выполнять задания, аналогичные предлагаемым на занятиях;
использовать для самопроверки материалы фонда оценочных средств;
выполнять домашние задания по указанию преподавателя.