МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Административное право
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра конституционного и международного права
Направление подготовки40.05.04. Судебная и прокурорская деятельность (специальность)
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz40_05_04_СудПрокурДеят-23-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 179
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 2
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 179 179 179 179
Часы на контроль 13 13 13 13
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Коновалова Л.Г.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент , Калашник Н.И.

Рабочая программа дисциплины
Административное право

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность (приказ Минобрнауки России от 16.02.2017г. №144)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 СУДЕБНАЯ И ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 29.06.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ю.н., доцент Игнатовская И.И.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 29.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой к.ю.н., доцент Игнатовская И.И.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью преподавания учебной дисциплины «административное право» является изучение студентами учебного материала, освещающего содержание данного курса, исследование административно-правовых норм, составляющих подотрасли и институты административного права, и получение практических навыков применения административного законодательства.
В соответствии с целью ставятся следующие основные задачи учебной дисциплины «административное право»:
- ознакомление студентов с системой государственного управления, формами и методами управленческой деятельности, со способами обеспечения законности в сфере осуществления исполнительной власти, с порядком организации государственного управления в различных сферах жизнедеятельности индивида, общества и государства;
- обучение студентов ориентированию в системе действующих административных нормативно-правовых актах;
- привитие студентам навыков и умения правильного толкования и применения норм административного права в конкретных жизненных ситуациях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4: способностью соблюдать требования к служебному поведению федеральных государственных служащих, проявлять непримиримость к коррупционному поведению и принимать меры к предотвращению конфликта интересов
ПК-4: способностью обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-4:состояние научных достижений в сфере служебного права и противодействия коррупции; основные положения об административной, дисциплинарной и материальной ответственности госслужащих в РФ, основные положения механизма государственного управления в отдельных сферах жизнедеятельности; круг проблем правоприменительной деятельности в сфере государственного управления в институте государственной службы.
ПК-4:состояние научных достижений в сфере осуществления исполнительной власти; основные положения об административной, дисциплинарной и материальной ответственности в РФ, правовой статус субъектов административного права; систему органов государственного управления; правила привлечения к административной, дисциплинарной и материальной ответственности, статус участников юрисдикционных производств, особенности организации и функционирования системы органов исполнительной власти; основные положения механизма государственного управления в отдельных сферах жизнедеятельности; круг проблем правоприменительной деятельности в сфере государственного управления, антикоррупционное законодательство и правила проведения антикоррупционной и правовой экспертизы правовых актов.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-4:разграничивать дисциплинарные, материальные и административные правонарушения госслужащих, определять состав административных антикоррупционных правонарушений, осуществлять деятельность по предупреждению и профилактике нарушений антикоррупционного законодательства; выявлять причины, условия совершения коррупционных правонаарушений.
ПК-4:разграничивать дисциплинарные, материальные и административные правонарушения, определять состав административных правонарушений, проводить квалификацию деяния, правильно составлять и оформлять правые документы в связи с привлечением к административной ответственности; планировать и осуществлять деятельность по предупреждению и профилактике административных правонарушений; выявлять причины, условия и обстоятельства, способствующие совершению административных правонарушений толковать и правильно применять административно-правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом, а также правовыми актами управления.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-4:навыками предупреждения коррупционных правонарушений, навыками выявления и устранения причин и условий, способствующих их совершению, навыками разрешения конфликта интересов.
ПК-4:приемами анализа правых явлений, юридических фактов и правовых норм в сфере государственного управления; навыками предупреждения административных, дисциплинарных правонарушений, коррупционных правонарушений, навыками выявления и устранения причин и условий, способствующих их совершению навыками разрешения правовых проблем и коллизий, навыками составления юридических документов.


4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Тема № 1. Административное право как самостоятельная отрасль россйской правовой системы и юридическая наука Лекции 2 0 ОПК-4, ПК-4 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.2. Тема № 2. Субъекты административного права Лекции 2 0 ОПК-4, ПК-4 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.3. Тема № 1. Административное право как самостоятельная отрасль россйской правовой системы и юридическая наука Практические 2 0 ОПК-4, ПК-4 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.4. Тема № 2. Субъекты административного права Практические 2 0 ОПК-4, ПК-4 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.5. Тема № 3. Административно-правовой статус органов исполнительной власти Лекции 2 0 ОПК-4, ПК-4 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.6. Тема № 3. Административно-правовой статус органов исполнительной власти Практические 2 6 ОПК-4, ПК-4 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.7. Тема № 3. Административно-правовой статус органов исполнительной власти Сам. работа 2 12 ОПК-4, ПК-4 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.8. Тема № 1. Административное право как самостоятельная отрасль россйской правовой системы и юридическая наука Сам. работа 2 12 ОПК-4, ПК-4 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.9. Тема № 2. Субъекты административного права Сам. работа 2 30 ОПК-4, ПК-4 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.10. Тема № 4. Государственная служба в Российской Федерации Лекции 2 2 ОПК-4, ПК-4 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.11. Тема № 4. Государственная служба в Российской Федерации Практические 2 0 ОПК-4, ПК-4 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.12. Тема № 4. Государственная служба в Российской Федерации Сам. работа 2 2 ОПК-4, ПК-4 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.13. Тема № 5. Формы и методы осуществления исполнительной власти Лекции 2 0 ОПК-4, ПК-4 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.14. Тема № 5. Формы и методы осуществления исполнительной власти Практические 2 0 ОПК-4, ПК-4 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.15. Тема № 5. Формы и методы осуществления исполнительной власти Сам. работа 2 89 ОПК-4, ПК-4 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.16. Тема № 6 Административная ответственность в Российской Федерации Лекции 2 0 ОПК-4, ПК-4 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.17. Тема № 6 Административная ответственность в Российской Федерации Практические 2 0 ОПК-4, ПК-4 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.18. Тема № 6 Административная ответственность в Российской Федерации Сам. работа 2 8 ОПК-4, ПК-4 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.19. Тема № 7. Административный процесс Лекции 2 6 ОПК-4, ПК-4 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.20. Тема № 7. Административный процесс Практические 2 0 ОПК-4, ПК-4 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.21. Тема № 7. Административный процесс Сам. работа 2 10 ОПК-4, ПК-4 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.22. Тема № 8 Административно-правовое регулирование в отдельных сферах жизнедеятельности общества и государства Лекции 2 2 ОПК-4, ПК-4 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.23. Тема № 8 Административно-правовое регулирование в отдельных сферах жизнедеятельности общества и государства Практические 2 8 ОПК-4, ПК-4 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.24. Тема № 8 Административно-правовое регулирование в отдельных сферах жизнедеятельности общества и государства Сам. работа 2 2 ОПК-4, ПК-4 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.25. Тема 9: Обеспечение законности в государственном управлении Лекции 2 0 ОПК-4, ПК-4 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.26. Тема 9: Обеспечение законности в государственном управлении Практические 2 0 ОПК-4, ПК-4 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.27. Тема 9: Обеспечение законности в государственном управлении Сам. работа 2 14 ОПК-4, ПК-4 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
Раздел 2. Экзамен
2.1. Экзамен Экзамен 2 13 ОПК-4, ПК-4 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
вопросы к зачету
1. Исполнительная власть: понятие, признаки, содержание.
2. Государственное управление: понятие, виды, соотношение с исполнительной властью.
3. Административное право как отрасль российского права: понятие, предмет, метод.
4. Источники административного права: понятие, виды, особенности.
5. Функции и принципы административного права: понятие, виды.
6. Система административного права: понятие, виды.
7. Наука административного права: предмет, метод, система, проблемы.
8. Понятие, особенности, виды и структура административно-правовой нормы.
9. Понятие, виды и особенности административно-правового отношения.
10. Субъекты административного права: понятие, виды, структура правового статуса.
11. Понятие, признаки и виды органа исполнительной власти.
12. Полномочия Президент РФ в сфере исполнительной власти.
13. Правительство Российской Федерации в системе органов исполнительной власти.
14. Система и структура федеральных органов исполнительной власти: понятие, состояние, тенденции развития.
15. Федеральное министерство: понятие, признаки, виды и состав.
16. Федеральная служба: понятие, признаки, виды и состав.
17. Федеральное агентство: понятие, признаки, виды и состав.
18. Административная реформа: понятие, основные направления, проблемы.
19. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти: понятие, виды.
20. Система органов исполнительной власти субъектов РФ (на примере Алтайского края).
21. Административно-правовой статус высшего органа исполнительной власти субъекта РФ (можно на примере Правительства Алтайского края).
22. Административно-правовой статус органов местного самоуправления.
23. Административно-правовой статус гражданина: понятие и структура.
24. Обращения граждан: понятие, виды, порядок рассмотрения.
25. Институт регистрации граждан по месту пребывания и жительства в РФ.
26. Паспорт гражданина РФ: понятие, содержание, порядок выдачи и обмена.
27. Административно-правовой статус иностранного гражданина и лица без гражданства.
28. Административно-правовой статус юридического лица.


Вопросы к экзамену:
1. Исполнительная власть: понятие, признаки, содержание.
2. Государственное управление: понятие, виды, соотношение с исполнительной властью.
3. Административное право как отрасль российского права: понятие, предмет, метод.
4. Источники административного права: понятие, виды, особенности.
5. Функции и принципы административного права: понятие, виды.
6. Система административного права: понятие, виды.
7. Наука административного права: предмет, метод, система, проблемы.
8. Понятие, особенности, виды и структура административно-правовой нормы.
9. Понятие, виды и особенности административно-правового отношения.
10. Субъекты административного права: понятие, виды, структура правового статуса.
11. Понятие, признаки и виды органа исполнительной власти.
12. Полномочия Президент РФ в сфере исполнительной власти.
13. Правительство Российской Федерации в системе органов исполнительной власти.
14. Система и структура федеральных органов исполнительной власти: понятие, состояние, тенденции развития.
15. Федеральное министерство: понятие, признаки, виды и состав.
16. Федеральная служба: понятие, признаки, виды и состав.
17. Федеральное агентство: понятие, признаки, виды и состав.
18. Административная реформа: понятие, основные направления, проблемы.
19. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти: понятие, виды.
20. Система органов исполнительной власти субъектов РФ (на примере Алтайского края).
21. Административно-правовой статус высшего органа исполнительной власти субъекта РФ (можно на примере Правительства Алтайского края).
22. Административно-правовой статус органов местного самоуправления.
23. Административно-правовой статус гражданина: понятие и структура.
24. Обращения граждан: понятие, виды, порядок рассмотрения.
25. Институт регистрации граждан по месту пребывания и жительства в РФ.
26. Паспорт гражданина РФ: понятие, содержание, порядок выдачи и обмена.
27. Административно-правовой статус иностранного гражданина и лица без гражданства.
28. Административно-правовой статус юридического лица.
29. Понятие, система и правовые основы государственной службы РФ.
30. Принципы государственной службы РФ.
31. Должность государственной службы: понятие, классификация. Должности гражданской службы.
32. Государственный служащий: понятие, виды. Административно-правовой статус гражданского служащего.
33. Административно-правовое регулирование прохождения государственной службы.
34. Понятие и виды административно-правовых форм осуществления исполнительной власти.
35. Правовые акты управления: понятие, виды и юридическое значение.
36. Административный договор: понятие, признаки, виды.
37. Понятие и виды административно-правовых методов осуществления исполнительной власти.
38. Понятие и классификация административно-правовых режимов.
39. Понятие, особенности и классификация мер административно-правового принуждения.
40. Понятие и основные черты административной ответственности.
41. Понятие, признаки и виды административного правонарушения.
42. Юридический состав административного правонарушения: понятие, значение и элементы.
43. Понятие, цели и классификация административного наказания.
44. Система административных наказаний.
45. Назначение административного наказания.
46. Понятие и основные черты административного процесса.
47. Производство по делам об административных правонарушениях: понятие, стадии.
48. Возбуждение производства по делу об административном правонарушении.
49. Рассмотрение дела об административном правонарушении.
50. Обжалование (опротестование) и пересмотр постановления по делу об административном правонарушении.
51. Исполнение постановления о наложении административного наказания.
52. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении: понятие, виды, общая характеристика.
53. Понятие и способы обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти.
54. Административно-правовое регулирование в сфере промышленности.
55. Административно-правовое регулирование в сфере сельского хозяйства.
56. Административно-правовое регулирование дорожно-транспортного комплекса.
57. Административно-правовое регулирование в области финансов.
58. Административно-правовое регулирование в области образования и науки.
59. Административно-правовое регулирование в сфере культуры.
60. Административно-правовое регулирование в сфере здравоохранения.
61. Административно-правовое регулирование в сфере социального развития.
62. Административно-правовое регулирование в области обороны государства.
63. Административно-правовое регулирование в области безопасности страны.
64. Административно-правовое регулирование в области внутренних дел.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Темы письменных работ:
1. История развития административного права и административно-правовой науки.
2. Административное право Франции
3. Административное право Германии
4. Административное право Великобритании
5. Административное право США
6. Документы, удостоверяющие личность гражданина в РФ: паспорт гражданина РФ, удостоверение военнослужащего, удостоверение моряка.
7. Порядок рассмотрения обращений граждан в Алтайском крае
8. Использование электронной подписи в административных правоотношениях
9. Правовые позиции Конституционного Суда РФ в отношении законодательства о публичных мероприятиях
10. Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в РФ
11. Административно-правовое регулирование трудовой деятельности иностранных граждан в РФ
12. Административно-правовое регулирование порядка выезда из РФ и въезда в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства
13. Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ.
14. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
15. Основные правила защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении контрольных мероприятий органами власти.
16. Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ.
17. Административно-правовой статус религиозных общественных объединений
18. Юридические лица публичного права: научное понятие, виды, тенденции формирования в РФ
19. Правовой статус Администрации Президента РФ.
20. Консультативные (совещательные) органы при Президенте РФ (Государственный Совет; Совет Безопасности РФ).
21. Полномочные представители Президента РФ в федеральных округах.
22. Консультативные органы при Правительстве РФ.
23. Открытое правительство: идея, правовое регулирование, перспективы развития.
24. Правовой статус Аппарата Правительства РФ.
25. Органы исполнительной власти в зарубежных странах.
26. Органы исполнительной власти России в исторической ретроспективе.
27. Основные направления административной реформы в РФ.
28. Министерство внутренних дел РФ: правововая основа деятельности, полномочия, структура, территориальные органы, акты.
29. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: правовая основа деятельности, полномочия, структура, территориальные орган, акты.
30. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
31. Правовой статус высшего должностного лица субъекта РФ.
32. Правовой статус высшего органа исполнительной власти субъекта РФ (можно на примере Алтайского края).
33. Особенности правового статуса отдельных органов исполнительной власти субъекта РФ (на примере конкретного управления, инспекции и т.п.)
34. Административная реформа в субъектах РФ.
5.3. Фонд оценочных средств
См Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Агапов А.Б. Административная ответственность: учебник для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт// ЭБС Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/8FD96729-774A-4846-9233-46907104DF53
Л1.2 А.И. Стахов, П.И. Кононов, Е.В. Гвоздева Стахов, А. И. Административное право [Электронный ресурс]: учебник / А.И. Стахов, П.И. Кононов, Е.В. Гвоздева. — Электрон. дан. — М.: Юрайт, 2018. - 302 с.: учебник , 2018 Режим доступа : https://biblio-online.ru/book/317142F1-3C15-4FCF-AD60-C657A8EF668F/administrativnoe-pravo-rossii — Загл. с экрана.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ю. И. Мигачев, Л. Л. Попов, С. В. Тихомиров Административное право Российской Федерации: учебник М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/2B742601-7979-4216-A034-DA46F5D0A88A.
Л2.2 Осейчук В.И. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/31D14C46-AC2E-4E52-92BE-D3B220AFCAD7
Л2.3 Агапов, А. Б. Субъекты административного права : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/6874E200-6950-4E56-8349-BB8C8B53C22A
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 А. С. Вишнякова, А. Б. Агапов Административное право: Практикум : учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/B5D05948-396C-45D1-B2D9-D34C36FC87A9/administrativnoe-pravo-praktikum
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Административное право в Мудл https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2707
Э2 Административное право http://portal.edu.asu.ru http://portal.edu.asu.ru/),
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Наряду с прослушиванием лекций и участием в обсуждении проблем на практических занятиях, учебный план предусматривает затрату обучающимися, как правило, большего числа часов для самостоятельной работы.
Эта работа складывается из изучения литературы, в том числе в связи с подготовкой к практическим занятиям, выполнения других заданий преподавателя.
Основным элементом этой работы является изучение основных разделов дисциплины, содержащейся в программе по этой дисциплине, с использованием записей лекций преподавателя, ведущего курс, и рекомендуемой программой (а в ряде случаев и дополнительно преподавателем) литературы – учебников и учебных пособий, монографий и статей по отдельным проблемам данной науки. Такая работа должна выполняться в той или иной степени всеми обучающимися при подготовке к практическим занятиям. Но это можно делать и по темам, которые не выносятся на практические занятия – для этого рекомендуется сразу после лекции по теме прочитать рекомендованную по ней литературу. Это поможет закреплению материала.
Приступая к изучению той или иной темы, выделяемой по предметно-систематизированному принципу, нужно по отдельности и последовательно рассмотреть каждую из частей, из которых состоит тема.
Формой самостоятельной работы может быть и подготовка доклада по теме, определяемой преподавателем или инициативно предлагаемой обучающимся и согласуемой с преподавателем. Подготовка доклада в принципе ведется подобно тому, как ведется изучение темы для работы на практическом занятии, только тема доклада всегда значительно уже темы занятия, здесь разрабатывается лишь часть выносимой на занятие проблематики, но зато рассмотрение этой части должно быть более глубоким. Поэтому нужно опираться на более широкий круг литературных источников, специально посвященных соответствующей теме.
При изучении курса, обучающиеся должны уметь пользоваться и научной литературой для самостоятельной подготовки к занятиям. Обучающиеся также должны научиться, используя различные научные источники, грамотно сформировать и подготовить свое научно обоснованное и логически непротиворечивое выступление на практическом занятии, анализировать конкретные факты общественной жизни, осуществлять прогноз относительно возможного направления анализа экономических процессов, формулировать и обосновывать свое мнение.
Без ясного понимания основных понятий образовательный процесс усложняется. Для повышения эффективности обучения необходимо использовать существующие терминологические справочники и толковые словари.
Контроль самостоятельной работы обучающегося – неотделимый, безусловно, необходимый, элемент организации и управления СР.

Моделирование самостоятельной работы обучающихся:
1. Повторение пройденного теоретического материала.
2. Установление главных вопросов темы.
3. Определение глубины и содержания знаний по теме, составление тезисов по теме.
4. Упражнения, решение задач.
5. Анализ выполняемой деятельности и ее самооценка.
6. Приобретенные умения и навыки.
7. Составление вопросов по содержанию лекции.

Руководство выполнением самостоятельной работы обучающихся:
1. Текущее собеседование и контроль
2. Консультации
3. Анализ, рецензирование, оценка, коррективы СРС
4. Перекрестное рецензирование
5. Дискуссия
6. Подведение итогов и т. д.

Дифференциация заданий:
1. Обзор литературы; подбор литературы для СРС.
2. Решение задач, ситуаций
3. Научная работа обучающегося
4. Тестовый контроль знаний.

Этапы и приемы СРС:
1. Подбор рекомендуемой литературы
2. Знакомство с вопросами плана семинарского занятия и методической разработки по данной теме
3. Определение вопросов, по которым нужно прочитать или законспектировать литературу
4. Составление схем, кроссвордов, таблиц на основе текста лекций, учебника, монографии

Комплекс средств обучения при самостоятельной работе обучающихся
1. Методические разработки для обучающихся с основным содержанием курса
2. Дидактический раздаточный материал
3. обзорный конспект лекций, вопросы лекции
4. сборник задач, тесты (контрольные задания) и др.

Студенты очной формы обучения, могут посещать научный кружок по административному и финансовому праву. По результатам научных исследований студенты готовят научные сообщения, доклады. Курсовая работа может быть итогом научных исследований.
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Практическое занятие подразумевает решение типовых задач, разбор определенных ситуаций. Подготовка к практическому (семинарскому) занятию начинается с тщательного ознакомления с условиями предстоящей работы, определившись с проблемой, привлекающей наибольшее внимание, следует обратиться к рекомендуемой литературе. В занятии участвует вся группа, а потому задание к практическому занятию распределяется на весь коллектив. Задание должно быть охвачено полностью и рекомендованная литература должна быть освоена группой в полном объёме.
Для полноценной подготовки к практическому занятию чтения учебника крайне недостаточно – в учебных пособиях излагаются только принципиальные основы, в то время как в монографиях и статьях на ту или иную тему поднимаемый вопрос рассматривается с разных ракурсов или ракурса одного, но в любом случае достаточно подробно и глубоко. Тем не менее, для того, чтобы должным образом сориентироваться в сути задания, сначала следует ознакомиться с соответствующим текстом учебника – вне зависимости от того, предусмотрена ли лекция в дополнение к данному занятию или нет. Оценив задание, выбрав тот или иной сюжет, и подобрав соответствующую литературу, можно приступать собственно к подготовке к занятию.
Работа над литературой, статья ли это или монография, состоит из трёх этапов – чтения работы, её конспектирования, заключительного обобщения сути изучаемой работы.
Прежде, чем браться за конспектирование, скажем, статьи, следует её хотя бы однажды прочитать, чтобы составить о ней предварительное мнение, постараться выделить основную мысль или несколько базовых точек, опираясь на которые можно будет в дальнейшем работать с текстом. Конспектирование в общем виде может быть определено как фиксация основных положений и отличительных черт рассматриваемого труда.
Если программа занятия предусматривает работу с источником, то этой стороне подготовки к занятию следует уделить пристальное внимание. В сущности, разбор источника не отличается от работы с литературой – то же чтение, конспектирование, обобщение. Тщательная подготовка к практическим занятиям, как и к лекциям, имеет определяющее значение: занятие пройдёт так, как аудитория подготовилась к его проведению.
Готовясь к практическим занятиям, следует активно пользоваться справочной литературой: энциклопедиями, словарями, и др.
По окончании практического занятия к нему следует обратиться ещё раз, повторив выводы, сконструированные на занятии, проследив логику их построения, отметив положения, лежащие в их основе – для этого в течение занятия следует делать небольшие пометки.

Методические рекомендации по подготовке к экзамену
При подготовке к экзамену по дисциплине «Административное право» следует руководствоваться рабочей программой, что позволит четко представить круг вопросов, подлежащих изучению.
При изучении дисциплины «Административное право» трудности в усвоении знаний могут возникнуть в связи с большим разнообразим правоотношений, регулируемых нормами названной отрасли права. При этом каждый из элементов, входящих в систему административного права (как подотрасль, раздел, институт) обладает собственным понятийным аппаратом, собственными юридическими конструкциями, принципами, субъектами, правоотношения, регулируемые соответствующей группой норм, обладают отличительными чертами, также имеются отличия в приемах и методах правового воздействия в рамках единого метода административного права. Соответственно, студентам необходимо уяснить отличительные черты, специфику каждой из подотраслей, разделов, институтов административного права.
Кроме того, некоторые правоотношения (из особенной части, служебные, связанные с привлечением к ответственности), изучаемые в рамках дисциплины «административное право», будучи по правовой природе сложными отношениями, регулируются нормами не только административного права, но и нормами других отраслей российского права (гражданского, уголовного, финансового).
Таким образом, студентам при изучении указанных тем потребуется уяснить разграничение предметов правового регулирования административного права и других «пограничных» отраслей права.
Трудности при изучении административного права как отрасли права также могут возникнуть в связи с отсутствие единого кодифицированного акта , что требует, соответственно, изучения значительного количества нормативно-правовых актов, регулирующих административные правоотношения. Помимо этого на настоящий момент имеется огромный массив документов судебной практики по вопросам применения норм административного права. Для того чтобы сориентироваться в массиве административно-правовых актов, официальных актах высших судебных органов, документах судебной практики студентам следует обратиться к перечню рекомендуемой литературы, сформированному для подготовки по каждой теме, изучаемой в рамках курса «административное право».
Еще одной «проблемой» при изучении административного права является значительная мобильность норм, содержащихся в административно-правовых актах: административное законодательство по объективным социально-экономическим и политическим причинам подвержено частым изменениям. В связи с этим студентам следует учитывать, что по указанной причине в учебниках и учебных пособиях не всегда содержится актуальная информация, касающаяся действия административно-правовых актов. Поэтому в процессе самостоятельной работы студентов, при подготовке к экзамену необходимо уточнять действие изучаемого нормативно-правового акта по времени. О действующей редакции документов преподаватели сообщают на лекциях и практических занятиях, комментируя основные изменения. Кроме того студенты могут сделать это самостоятельно с помощью справочно-правовых систем, в которых информация об изменениях в российском законодательстве оперативно обновляется, что позволяет их отслеживать.
По некоторым темам может потребоваться изучение недействующих редакций документов, а также документов отмененных, утративших силу. В частности, это понадобится при изучении правовой политики государства на различных этапах его существования в сфере валютного регулирования. На необходимость изучения таких документов преподаватель специально обращает внимание студентов на лекционных и практических занятиях.
Необходимым условием успешного изучения данной дисциплины является свободное владение студентами основными административно-правовыми понятиями. Усвоение устоявшихся взглядов и теоретических положений, общепринятых в доктрине административного права, важно сочетать с анализом действующего законодательства в сфере административной деятельности государства и органов местного самоуправления. Приобретение глубоких знаний предполагает эффективное использование различных видов учебной работы: лекционных и практических занятий, самостоятельной работы.