МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Исполнительное производство

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра конституционного и международного права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильКонституционное право, муниципальное право
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01-КП,АП,МП-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Коновалова Л.Г.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Исполнительное производство

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 030900 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2010г. №1763)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 29.06.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ю.н., доцент И.И. Игнатовская


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 29.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой к.ю.н., доцент И.И. Игнатовская


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Исполнительное производство» является формирование четкого, системного и целостного представления о процедурах исполнения исполнительных документов в РФ. Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:
- определение понятия исполнительного производства и его отличительных черт;
- определение правовой природы норм об исполнительном производстве;
- рассмотрение принципов исполнительного производства в РФ;
- анализ правил исполнения имущественных и неимущественных исполнительных документов в РФ;
- исследование статуса Федеральной службы судебных приставов и судебного пристава-исполнителя в РФ;
- обсуждение проблем практики правоприменения норм об исполнительном производстве в РФ;
- решение ситуационных задач;
- формирование у магистрантов собственного мнения по вопросам реформирования исполнительного производства в РФ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятие исполнительного производства, его правовоую природу, основные стадии исполнения имущественных и неимущественных исполнительных документов, а также требования к профессии судебного пристава-исполнителя; полномочия судебного пристава-исполнителя; состояние научных достижений в сфере функционирования Федеральной службы Судебных приставов в РФ, в том числе по вопросам борьбы с коррупцией.Основные требования к организации принудительного исполнения актов юрисдикционных органов в РФ, понятие и перечень исполнительных документов, меры принудительного исполнения и исполнительные действия.Знать виды ответственности, используемые в исполнительном производстве, составы правонарушений в сфере принудительного исполнения,законодательство, регламентирующее ответсвенность в сфере исполнительного производства.
3.2.Уметь:
3.2.1.Оперировать понятиями и категориями, связанными с исполнительным производством; анализировать юридические факты в исполнительном производстве и возникающие в связи с ними правовые отношения; ориентироваться в системе законодательства, регламентирующего исполнительное производство в РФ, уметь обнаруживать нормы, допускающие коррупцию. Понимать законодательство, регламентирующее исполнительное производство в РФ, проводить сравнение институтов исполнительного производства со смежными институтами, составлять проекты основных процессуальных документов в сфере исполнительного производства, оценивать правомерность действий судебных приставов-исполнителей в конкретных жизненных ситуациях, разграничивать различные виды ответственности, применяемые в исполнительном производстве
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.юридической терминологией, связанной с исполнительным производством; навыками индивидуальной работы с правовыми актами в сфере исполнительного производства; приемами анализа правых явлений, юридических фактов и правовых норм в сфере деятельности судебных приставов-исполнителей. Навыками анализа различных правовых явлений в сфере исполнительного производства, юридических фактов, материальных и процессуальных правовых норм в сфере принудительного исполения исполнительных документов, приемами разрешения правовых проблем и коллизий.
юридической терминологией в сфере юридической ответсвенности для субъектов исполнительного производства, навыками составления процессуальных документов в сфере юридической ответсвенности для субъектов исполнительного производства, навыками грамотного применения к субъектам исполнительного производства действующего законодательства

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие исполнительного производства
1.1. Понятие исполнительного производства Лекции 2 1
1.2. Понятие исполнительного производства Практические 2 0 Л2.1, Л3.1
1.3. Понятие исполнительного производства Сам. работа 2 10 Л3.1
Раздел 2. Субъекты исполнительного производства
2.1. Субъекты исполнительного производства Лекции 2 1 Л2.1
2.2. Субъекты исполнительного производства Практические 2 2 Л2.3
2.3. Субъекты исполнительного производства Сам. работа 2 2
Раздел 3. Общие правила исполнительного производства
3.1. Общие правила исполнительного производства Лекции 2 0 Л1.1, Л3.1
3.2. Общие правила исполнительного производства Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
3.3. Общие правила исполнительного производства Сам. работа 2 20
Раздел 4. Исполнение исполнительных документов имущественного и неимущественного характера
4.1. Исполнение исполнительных документов имущественного и неимущественного характера Лекции 2 0 Л1.2, Л2.1, Л2.3
4.2. Исполнение исполнительных документов имущественного и неимущественного характера Практические 2 4 Л3.1
4.3. Исполнение исполнительных документов имущественного и неимущественного характера Сам. работа 2 28 Л2.2
Раздел 5. Исполнительное производство с иностранным элементом
5.1. Исполнительное производство с иностранным элементом Лекции 2 0
5.2. Исполнительное производство с иностранным элементом Практические 2 2
5.3. Исполнительное производство с иностранным элементом Сам. работа 2 26
Раздел 6. Ответственность в исполнительном производстве
6.1. Ответственность в исполнительном производстве Лекции 2 0
6.2. Ответственность в исполнительном производстве Практические 2 0
6.3. Ответственность в исполнительном производстве Сам. работа 2 6

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Правовая природа исполнительного производства.
2. Историческое развитие исполнительного производства в России.
3. Модели организации принудительного исполнения за рубежом.
4. Источники исполнительного производства в РФ.
5. Принципы исполнительного производства.
6. Органы принудительного исполнения.
7. Органы, организации и граждане, исполняющие требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц.
8. Стороны исполнительного производства.
9. Лица, содействующие исполнительному производству.
10. Функции суда в исполнительном производстве.
11. Правовая природа ответственности в исполнительном производстве.
12. Гражданско-правовая ответственность субъектов исполнительного производства.
13. Административно-правовая ответственность субъектов исполнительного производства.
14. Уголовно-правовая ответственность субъектов исполнительного производства
15. Сроки в исполнительном производстве.
16. Исполнительные документы.
17. Извещения и вызовы в исполнительном производстве.
18. Возбуждение исполнительного производства.
19. Исполнительные действия. Меры принудительного исполнения.
20. Особенности реализации имущества на торгах.
21. Особенности обращения взыскания на денежные средства.
22. Особенности обращения взыскания на ценные бумаги.
23. Особенности обращения взыскания на имущественные права.
24. Особенности обращения взыскания на заложенное имущество.
25. Обращение взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц.
26. Взыскание штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления.
27. Порядок исполнения исполнительного документа о конфискации имущества.
28. Защита прав взыскателя, должника и других лиц при совершении исполнительных действий.
29. Окончание исполнительного производства.
30. Прекращение исполнительного производства.
31. Розыск должника, его имущества, розыск ребенка.
32. Временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации.
33. Государственная регистрация имущества и имущественных прав.
34. Исполнительский сбор.
35. Расходы по совершению исполнительных действий.
36. Общие правила обращения взыскания на имущество должника.
37. Распределение взысканных денежных сумм.
38. Обращение взыскания на имущество должников-организаций.
39. Обращение взыскания на имущество граждан.
40. Исполнение исполнительных документов неимущественного характера.
41. Обжалование действий (бездействий) судебных приставов-исполнителей.
42. Исполнение решений иностранных судов и арбитражей в России.
43. Исполнение актов российских юрисдикционных органов за рубежом.
44. Исполнительное производство в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Направления совершенствования исполнительных действий в РФ.
2. Исполнительное производство за рубежом.
3. Проблемы правового статуса судебного пристава-исполнителя в РФ.
4. Проблемы розыска должников в РФ.
5. Правила ограничения выезда должников за пределы РФ.
6. Административная ответственность в сфере исполнительного производства в РФ.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.: Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Агапов А.Б. Административное право: учебник М.: Юрайт, 2022
Л1.2 Стахов А.И. Административное право: учебник М.: Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/2B742601-7979-4216-A034-DA46F5D0A88A.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Копытов Ю.А. Административное право России: учебник М.: Проспект, 2021 www.biblio-online.ru/book/B0235BFF-D1A1-401C-8AE2-203D1CB602D2.
Л2.2 Ю. И. Мигачев, Л. Л. Попов, С. В. Тихомиров Административное право Российской Федерации: учебник М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/2B742601-7979-4216-A034-DA46F5D0A88A.
Л2.3 А. Б. Агапов. Субъекты административного права: учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/6874E200-6950-4E56-8349-BB8C8B53C22A.
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 А. И. Стахов, П. И. Кононов. Административное право России: учебник М. : Издательство Юрайт., 2017 www.biblio-online.ru/book/2B742601-7979-4216-A034-DA46F5D0A88A.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.barnaul.ru
Э2 portal.edu.asu.ru
Э3 Курс в Мудл "Исполнительное производство" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint и др.
Справочно - правовая система "КонсультантПлюс"
Справочно - правовая система "Гарант"
Интернет-ресурсы таможенных органов, органов государственной власти и иных государственных органов:
Совет Федерации - www.council.gov.ru
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации - www.duma.gov.ru
Администрация Президента РФ - www.president.kremlin.ru
Конституционный Суд Российской Федерации - www.ksrf.ru
Генеральная прокуратура Российской Федерации - www.genproc.gov.ru
Федеральная таможенная служба - www.customs.ru
Алтайская таможня - www.altairegion22.ru/gov/federal_auth/customs/

Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
MS Office; Word, Excel, PowerPoint и др.
Справочно - правовая система "КонсультантПлюс"
Справочно - правовая система "Гарант"
Интернет-ресурсы таможенных органов, органов государственной власти и иных государственных органов:
Совет Федерации - www.council.gov.ru
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации - www.duma.gov.ru
Администрация Президента РФ - www.president.kremlin.ru
Конституционный Суд Российской Федерации - www.ksrf.ru
Генеральная прокуратура Российской Федерации - www.genproc.gov.ru
Федеральная таможенная служба - www.customs.ru
Алтайская таможня - www.altairegion22.ru/gov/federal_auth/customs/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


При изучении дисциплины «Исполнительное производство» самостоятельная работа магистрантов является главным методом освоения дисциплины. Она предполагает на основе знаний, полученных в ходе лекций и при других формах аудиторного обучения, глубокое изучение теоретических работ по проблемам исполнительного производства, действующего законодательства и практики его применения.
По наиболее актуальным и сложным проблемам на очном отделении проводятся семинарские занятия согласно тематическому плану изучения дисциплины, где углубляются и закрепляются полученные магистрантами знания. Кроме того, в ходе указанных занятий у обучаемых вырабатываются умения и навыки в применении правовых норм при разрешении конкретных задач, с учетом опыта правоприменительной деятельности ФССП, судебной практики, в том числе с использованием решений Конституционного Суда Российской Федерации, постановлений Европейского Суда по правам человека, Пленума Верховного Суда Российской Федерации и др. материалов практики. При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
В учебном процессе используются активные формы и методы обучения, такие, например, как деловые игры, использование материалов конкретных гражданских дел и т.п. Применяются технические средства обучения, наглядные пособия.
Самостоятельная работа при изучении дисциплины играет очень важное значение. Для самостоятельной работы студент должен получить комплекс необходимых учебно-методических материалов в библиотеке вуза, а также использовать Интернет-ресурсы, указанные в Рабочей программе дисциплины.
Рекомендуется следующий порядок работы. Вначале надо ознакомиться с кругом вопросов, которые входят в раздел и тему дисциплины. Затем следует освежить в памяти материал лекции по конспекту, прочитать соответствующую главу учебника или учебного пособия и затем, для более расширенного изучения приступить к чтению дополнительной литературы, рекомендуемой по данной проблеме.
В процессе самостоятельной работы придерживайтесь следующих правил:
работайте ежедневно в одно и то же время;
принимайтесь за работу быстро, энергично, без промедления, не тратьте время на «раскачивание»;
не ждите благоприятного рабочего настроения, создавайте его усилием воли, нужно уметь заставить себя работать регулярно, ритмично и при отсутствии настроения;
трудитесь сосредоточенно, внимательно, думая только о выполняемой задаче, не отвлекайтесь;
стремитесь выработать интерес даже к не интересной, но нужной работе. Нельзя работать хорошо, с интересом только по любимому предмету, а по другим предметам кое-как;
работайте с твердым намерением понять, усвоить, закрепить, развивайте в себе уверенность, что вы можете и должны сделать то, что запланировали;
уделяйте больше внимания трудному материалу, не обходите трудностей, преодолевайте их;
усвоенные знания, навыки и умения стремитесь применять в повседневной жизни; регулярно повторяйте усвоенное;
перед началом работы следует посмотреть, что было сделано в предыдущий раз.
Психология учит: если установлена связь нового материала со старым, то он будет усваиваться быстрее и доступнее.
Таким образом, самостоятельная работа магистрантов проводится по заданию преподавателя, но без его участия (в библиотеках, в читательском фонде, дома и т.д.), а также во время участия студентов в работе научно¬-практических конференций, научных обществ студентов и т.п.)
Наиболее действенными и продуктивными формами контроля самостоятельной работы магистрантов являются: доклад и научное сообщение на семинаре, а также письменный опрос по конкретным темам.
Магистрантам следует строго соблюдать последовательность в изучении тем. Их отработку необходимо вести с учетом того, как они изложены в программе дисциплины и тематическом плане. При этом в рабочей учебной программе представлено полное содержание темы, которое должно быть освоено студентами, а в тематическом плане и методических рекомендациях по изучению дисциплины представлены ключевые вопросы темы и литература, которой необходимо при этом пользоваться.
Изучение каждой в отдельности темы рекомендуется проводить в следующей последовательности:
1. Уяснить общее содержание темы согласно учебной программы и основные вопросы по тематическому плану.
2. Подобрать учебную литературу и рекомендуемый нормативный материал, а также судебную практику.
3. Проработать соответствующую тему по учебнику, дополнив материал, полученный в ходе установочной лекции и составив конспект по теме, которая не освещалась в ходе аудиторного занятия.
4. Обратиться к нормативным источникам, изучить правовые нормы и внести дополнения в конспект.
5. Изучить применительно к теме указанные в пособии источники практики и дополнить конспект. Использовать при этом рекомендуется обзоры судебной практики, публикуемые в Бюллетене Верховного Суда РФ. Особое внимание при этом следует уделять постановлениям и определениям Конституционного Суда РФ, Европейского суда по правам человека и постановлениям Пленума Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ.
6. После окончания изучения темы обратиться к средствам проверки знаний – решить задачи по теме в Планах семинарских и практических занятиях.
7. Если после окончания изучения темы остались неясными отдельные вопросы, их необходимо записать в конспект и затем получить консультацию по ним у преподавателя.
Большой объем нормативного и научного материала не позволяет магистрантам проработать и обсудить с преподавателем за время аудиторных занятий на достаточно глубоком уровне весь курс в целом. Большой объем материала студенты должны освоить самостоятельно. УМК сконструирован таким образом, чтобы в максимальной степени охватить предмет дисциплины и позволить студентам овладеть им. Магистрантам рекомендуется после прослушивания лекции по каждой теме самостоятельно проработать лекционный материал, изучить рекомендованные к каждой теме нормативно-правовые акты и специальную литературу. Для закрепления пройденного материала магистрантам предлагается ряд практических вопросов, на которые они должны дать максимально полный ответ, который предполагает умение использовать понятийно-категориальный аппарат юридической науки, умение анализировать действующее законодательство, высказывать свое аргументированное мнение по спорным положениям, а также предлагать возможные пути совершенствования законодательства. Помимо ответа на теоретические вопросы магистрантам предлагается решить ряд практических заданий. Ответы на которые должны быть полными, сделанными с приведением положений теории и анализа законодательства. Решения практических заданий необходимо делать письменно, что развивает письменную речь, поскольку изложить письменно ответ на юридический вопрос всегда сложнее, чем дать устную консультацию. Решение практического задания должно выстраиваться примерно по следующей схеме. Студенты кратко излагают суть спорной ситуации (что позволяет проверить, насколько верно они уяснили возникшую проблему), затем дается ответ на конкретно сформулированные в задачи вопросы (например, действия должностного лица являются неправомерными, т.к. …), затем приводятся положения действующего законодательства, на основании которого был сделан вывод (например, поскольку в соответствии со статьей … федерального закона «…» то-то и то-то). В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) магистрантам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить. Магистранты могут из понравившихся вариантов заданий выбрать одну конкретную ситуацию и попытаться провести ее юридическое сопровождение. Кроме того, магистранты могут написать реферат по одной из вопросов темы тем или согласовать иную тему с преподавателем. Преподаватель, ведущий занятия и руководящий самостоятельной работой магистрантов проверяет письменное решение практических заданий и рефераты, делает пояснения и замечания в случае наличия в письменных работах ошибок или неточностей. Если у магистрантов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает магистранту найти правильное решение, аргументировать его. Решая контрольные задания, студенты приобретают навык практической работы с нормативным материалом. Решение предлагаемых заданий для самоконтроля не предусматривает односложных ответов, а вынуждает взвешивать разные подходы, отыскивать нетрадиционные способы решения.
Формой контроля является зачет по итогам третьего семестра. Для подготовки к зачету в УМК дан перечень вопросов. Зачет и экзамен проводиться в устной или письменной форме (при устной форме проведения зачета на подготовку ответа отводиться 30 минут, при письменной форме – 1 час). В билете 2 теоретических вопроса, ответы, на которые должен даваться с учетом положений действующего законодательства и практики его применения. Преподавателю обязательно следует акцентировать внимание на спорных положениях. Продолжительность ответа магистранта на вопросы билета примерно 15 минут. После ответа на вопросы билета преподаватель может задавать дополнительные вопросы, количество которых не ограничено. Магистрант должен давать краткие, аргументированные ответы на каждый вопрос. На этом процедура сдачи зачета для данного магистранта заканчивается. Ему объявляется результат. Результаты зачета объявляются магистрантам в день сдачи зачета.