МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Стиховедение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.03.01. Филология
ПрофильОтечественная филология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план45_03_01_ОФ-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 42
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 42 42 42 42
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Ковалев Олег Александрович;д.филол.н., зав.каф., Чернышова Т.В.

Рецензент(ы):
к.филол.н., доц., Романова Е.Г.

Рабочая программа дисциплины
Стиховедение

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 45.03.01 Филология (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 947 от «7» августа 2014 г.

составлена на основании учебного плана:
45.03.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 04.07.2018 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.ф.н. Чернышова Т.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 04.07.2018 г. № 10
Заведующий кафедрой профессор, д.ф.н. Чернышова Т.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса «Анализ поэтического произведения» является углубление знаний и умений, полученных студентами-филологами при изучении введения в литературоведение.
В задачи курса входят
- знакомство с основными понятиями стиховедения и иных разделов поэтики, ориентированных на изучение стихотворной речи;
- формирование навыков профессионального анализа художественного стихотворного текста,
- формирование методики анализа стихотворного текста на уроках русского языка в средней школе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов
ПК-1 способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о системах стихосложения в русской поэзии, об истории стиха, основных проблемах современного стиховедения.
3.2.Уметь:
3.2.1.Знать терминологию современного стиховедения, принципы стиховедческого анализа текста;
Уметь выделить основные элементы поэтической формы, определить особенности строения того или иного стиха, определить метр и размер, охарактеризовать строфу, особенности ритма, строфики, фоники и рифмы стихотворения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.самостоятельного профессионального филологического анализа лирического произведения в стиховедческом аспекте.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Основные сведения по теории и истории русского стиха
1.1. Анализ лирического текста Практические 3 4 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.2. Стихи и проза Практические 3 2 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.3. Русский стих в диахроническом аспекте Практические 3 2 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.4. Основные понятия русской силлабо-тоники Практические 3 2 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.5. Формы русского тонического стиха Практические 3 2 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.6. Подготовка к текущим занятиям Сам. работа 3 8 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 2. Основная часть. Аспекты стиховедческого анализа текста
2.1. Метр и смысл Практические 3 2 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.2. Метр и ритм Практические 3 2 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.3. Ритмические перебои как средство выразительности Практические 3 2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.4. Метр и синтаксис Практические 3 2 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.5. Строфика Практические 3 4 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.6. Звук и смысл Практические 3 2 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.7. Грамматика поэзии Практические 3 2 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.8. Композиция лирического стихотворения Практические 3 2 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.9. Подготовка к текущим занятиям Сам. работа 3 10 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.10. Письменный анализ стихотворения Сам. работа 3 12 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.11. Подготовка к зачету Сам. работа 3 12 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Стиховедение как раздел поэтики.
2. Основные этапы развития стиховедения в России.
3. Стихи и проза: теоретический аспект.
4. Свойства поэтического языка.
5. Системы стихосложения.
6. Основные ритмические определители русского стиха.
7. Цезура, ее ритмическая роль и основные признаки.
8. Происхождение и ранние формы русского стиха. Русский силлабический стих.
9. Реформа русского стихосложения В.К. Тредиаковского и М.В. Ломоносова.
10. Понятие о вторичном ритме. Его возникновение и разновидности.
11. Русский дольник: ритмическая природа, происхождение, история. Ритмика трехиктового дольника.
12. Русские логаэды.
13. Метр и смысл. Понятие о семантических ореолах размеров.
14. Семантические ореолы русских силлабо-тонических размеров.
15. Соотношение понятий «метр», «размер», «ритм».
16. Стиховедческие работы А. Белого. Теория русского силлабо-тонического стиха В.М. Жирмунского.
17. Ритмика русских силлабо-тонических размеров.
18. Строфика как раздел стиховедения. Строфа. Строфический и астрофический стих.
19. Основные строфические модели.
20. Твердые формы.
21. Фоника. Проблема соотношения звука и смысла.
22. Звуковые повторы: их разновидности и функции.
23. Ритмические перебои как средство выразительности.
24. Типы интонации русского классического стиха.
25. Рифма: происхождение, функции, разновидности.
26. Грамматика поэзии. Понятие о грамматических фигурах. Роль местоимений в структуре поэтического текста.
27. Параллелизм.
28. Проблема лирического субъекта.
29. Виды субъектной организации лирических текстов.
30. Свойства стиха на лексико-семантическом уровне. Тропы.
31. Определение коннотации в лингвистике, семиотике и литературоведении. Анализ коннотативных значений в литературных произведениях.
32. Проблема определения символа. Символ и знак. Символ и образ. Символ и аллегория.
33. Изучение символов в литературных произведениях.
34. Композиция лирического стихотворения.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Стиховедение как раздел поэтики.
2. Основные этапы развития стиховедения в России.
3. Стихи и проза: теоретический аспект.
4. Свойства поэтического языка.
5. Системы стихосложения.
6. Основные ритмические определители русского стиха.
7. Цезура, ее ритмическая роль и основные признаки.
8. Происхождение и ранние формы русского стиха. Русский силлабический стих.
9. Реформа русского стихосложения В.К. Тредиаковского и М.В. Ломоносова.
10. Понятие о вторичном ритме. Его возникновение и разновидности.
11. Русский дольник: ритмическая природа, происхождение, история. Ритмика трехиктового дольника.
12. Русские логаэды.
13. Метр и смысл. Понятие о семантических ореолах размеров.
14. Семантические ореолы русских силлабо-тонических размеров.
15. Соотношение понятий «метр», «размер», «ритм».
16. Стиховедческие работы А. Белого. Теория русского силлабо-тонического стиха В.М. Жирмунского.
17. Ритмика русских силлабо-тонических размеров.
18. Строфика как раздел стиховедения. Понятие о строфе. Строфический и астрофический стих.
19. Основные строфические модели.
20. Твердые формы.
21. Фоника. Проблема соотношения звука и смысла.
22. Звуковые повторы: их разновидности и функции.
23. Ритмические перебои как средство выразительности.
24. Типы интонации русского классического стиха.
25. Рифма: происхождение, функции, разновидности.
26. Грамматика поэзии. Понятие о грамматических фигурах. Роль местоимений в структуре поэтического текста.
27. Параллелизм.
28. Композиция лирического стихотворения.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Федотов О.И. Основы русского стихосложения в 2-х книгах - 2-ая книга Строфика: учебное пособие М.: Флинта // ЭБС "Лань", 2012 e.lanbook.com
Л1.2 Федотов О.И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха: в 2-х кн. Кн. 1: Метрика и ритмика: учебное пособие М.: Флинта // ЭБС "Лань", 2012 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Погребная Я.В. Погребная Я.В. «Плоть поэзии и призрак прозрачной прозы…» Лирика В.В. Набокова: М.: Флинта // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012., 2016 biblioclub.ru
Л2.2 Томашевский Б. В. Десятая глава «Евгения Онегина»: История разгадки: М.: Директ-Медиа // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012., 2010 biblioclub.ru
Л2.3 Тарановский К. Русские двусложные размеры. Статьи о стихе.: учебное пособие М.: Языки славянской культуры // ЭБС «Университетская библиотека онлайн», 2010 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://edu.asu.ru/foo/course/view.php?id=65
Э2 http://rifma.com.ru/
Э3 http://www.stihi.ru/
Э4 http://modernpoetry.ru/
Э5 Стиховедение portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftWindows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу работы по курсу "Стиховедение" составляет приобретение устойчивого навыка анализа поэтических произведений разных периодов и направлений.
Для этого необходимо:
- регулярно посещать практические занятия;
- выполнять домашние задания - анализировать по предложенной схеме поэтические произведения;
- участвовать в обсуждении результатов анализа студентов группы.

Критерии оценки на зачете
«Зачтено» ставится в тех случаях, когда студент отвечает на вопросы к зачету точно, или близко к точному ответу, умеет размышлять самостоятельно, излагает свои мысли в логической последовательности, отвечает на дополнительные вопросы преподавателя.
«Не зачтено» ставится в том случае, если студент не отвечает или затрудняется отвечать на основные и дополнительные вопросы, путается в ответах, показывает отрывочные знания.