Закреплена за кафедрой | Кафедра вычислительной техники и электроники |
---|---|
Направление подготовки | 09.03.01. Информатика и вычислительная техника |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 09_03_01_ИиВТ-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 36 | 36 | 36 | 36 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 54 | 54 | 54 | 54 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра вычислительной техники и электроники
Протокол от 08.06.2020 г. № 79/19-20
Заведующий кафедрой к.ф.-м.н., Пашнев Владимир Валентинович, доц., зав. кафедрой "Вычислительной техники и электроники"
1.1. | Цель дисциплины – дать студентам основные сведения об этике новых отношений, учитывающих массовую компьютеризацию всех сторон жизни и деятельности личности, общества и государства, о социально-правовых проблемах информатизации и обеспечения информационной безопасности, о современных научных направлениях, связанных с решением этих проблем. Задачами дисциплины являются: Формирование требований к системе управления ИБ конкретного объекта Проектирование системы управления ИБ конкретного объекта Эффективное управление ИБ конкретного объекта |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05.02 |
СПК-2 | способностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | о предметной области комплекса этических проблем в сфере информационных технологий, качественных и количественных методах описания жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | основные определения и термины в области гуманитарных проблем информационной безопасности, основные положения этики в сфере информационных технологий поставить задачу разработки оптимальной организации службы защиты информации, учитывающей личностные особенности коллектива и психологию поведения его членов в условиях новых вызовов развивающегося информационного общества и нарастающей угрозы информационного противоборства |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | основными средствами и методами обеспечения информационной безопасности в гуманитарной сфере |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Место и роль проблем информационной безопасности в становлении современного информационного общества | ||||||
1.1. | Место и роль проблем информационной безопасности в становлении современного информационного общества | Лекции | 4 | 4 | СПК-2 | Л1.1, Л2.2 |
1.2. | Место и роль проблем информационной безопасности в становлении современного информационного общества | Сам. работа | 4 | 2 | Л1.1, Л2.2 | |
Раздел 2. Проблемы обеспечения баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере | ||||||
2.1. | Проблемы обеспечения баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере | Практические | 4 | 2 | СПК-2 | Л2.1 |
2.2. | Проблемы обеспечения баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере | Сам. работа | 4 | 2 | СПК-2 | |
Раздел 3. Ценностная ориентация личности, ее информационное обоснование и информационная безопасность | ||||||
3.1. | Ценностная ориентация личности, ее информационное обоснование и информационная безопасность | Практические | 4 | 2 | ||
3.2. | Ценностная ориентация личности, ее информационное обоснование и информационная безопасность | Сам. работа | 4 | 4 | СПК-2 | |
Раздел 4. Обеспечение информационно-психологической безопасности личности и общества | ||||||
4.1. | Обеспечение информационно-психологической безопасности личности и общества | Лекции | 4 | 4 | СПК-2 | |
4.2. | Обеспечение информационно-психологической безопасности личности и общества | Сам. работа | 4 | 2 | СПК-2 | |
Раздел 5. Основы компьютерной этики | ||||||
5.1. | Основы компьютерной этики | Практические | 4 | 4 | ||
5.2. | Основы компьютерной этики | Сам. работа | 4 | 6 | СПК-2 | |
Раздел 6. Этика бизнеса в сфере информационных технологий | ||||||
6.1. | Этика бизнеса в сфере информационных технологий | Лекции | 4 | 8 | ||
6.2. | Этика бизнеса в сфере информационных технологий | Сам. работа | 4 | 6 | ||
Раздел 7. Компьютерные правонарушения | ||||||
7.1. | Компьютерные правонарушения | Лекции | 4 | 8 | ||
7.2. | Компьютерные правонарушения | Сам. работа | 4 | 4 | ||
Раздел 8. Интеллектуальная собственность | ||||||
8.1. | Интеллектуальная собственность | Практические | 4 | 4 | Л1.1, Л2.2 | |
8.2. | Интеллектуальная собственность | Сам. работа | 4 | 6 | Л1.1, Л2.2 | |
Раздел 9. Неприкосновенность частной жизни | ||||||
9.1. | Неприкосновенность частной жизни | Лекции | 4 | 8 | Л1.1, Л2.2 | |
9.2. | Неприкосновенность частной жизни | Сам. работа | 4 | 8 | ||
Раздел 10. Риски использования информационных технологий | ||||||
10.1. | Риски использования информационных технологий | Практические | 4 | 4 | СПК-2 | Л1.1 |
10.2. | Риски использования информационных технологий | Сам. работа | 4 | 4 | СПК-2 | Л2.1 |
Раздел 11. Проблемы свободы слова | ||||||
11.1. | Проблемы свободы слова | Лекции | 4 | 4 | СПК-2 | Л1.1 |
11.2. | Проблемы свободы слова | Сам. работа | 4 | 4 | СПК-2 | Л2.2 |
Раздел 12. Информационное пространство и проблема целостности российского государства | ||||||
12.1. | Информационное пространство и проблема целостности российского государства | Практические | 4 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
12.2. | Информационное пространство и проблема целостности российского государства | Сам. работа | 4 | 6 | Л1.1, Л2.2 | |
Раздел 13. Аттестация |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Место и роль проблем информационной безопасности в становлении современного информационного общества. Проблемы обеспечения баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере. Ценностная ориентация личности, ее информационное обоснование и информационная безопасность. Обеспечение информационно-психологической безопасности личности и общества. Основы компьютерной этики. Этика бизнеса в сфере информационных технологий. Компьютерные правонарушения. Интеллектуальная собственность. Неприкосновенность частной жизни. Риски использования информационных технологий. Информационное пространство и проблема целостности российского государства. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Критерии выставления зачета Успеваемость студента определяется оценками «зачтено», «не зачтено». При определении оценки знаний студентов во время зачета преподаватель руководствуется следующими критериями: «зачтено» выставляется студенту, обнаружившему всесторонние систематическое и глубокое знание учебного материала, предусмотренного программой; усвоившему основную и знакомому с дополнительной литературой по программе, имеющему творчески и осознано выполнять задания, предусмотренные программой; усвоившему взаимосвязь основных понятий дисциплины; безупречно выполнившему в процессе изучения дисциплины все задания, предусмотренные формами текущего контроля; «не зачтено» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знании основного материала, предусмотренного программой, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий; не выполнившему отдельные задания, предусмотренные формами текущего контроля. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Мазуров В.А. | Информационная безопасность: основы правовой и технической защиты информации. : учебное пособие | Барнаул, Изд-во, АлтГу | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Гухман В. Б. | Информационная цивилизация: учебное пособие: учебное пособие | Директ-Медиа, 2018 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Гухман В. Б. | Философия информации: монография: монография | Директ-Медиа, 2018 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | www.gpntb.ru/ Государственная публичная научно-техническая библиотека. | |||
Э2 | www.nlr.ru/ Российская национальная библиотека. | |||
Э3 | www.nns.ru/ Национальная электронная библиотека. | |||
Э4 | www.rsl.ru/ Российская государственная библиотека. | |||
Э5 | www.microinform.ru/ Учебный центр компьютерных технологий «Микроинформ». | |||
Э6 | www.tests.specialist.ru/ Центр компьютерного обучения МГТУ им. Н.Э.Баумана. | |||
Э7 | www.intuit.ru/ Образовательный сайт | |||
Э8 | www.window.edu.ru/ Библиотека учебной и методической литературы | |||
Э9 | www.osp.ru/ Журнал «Открытые системы» | |||
Э10 | www.ihtika.lib.ru/ Библиотека учебной и методической литературы | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
LibreOffice Условия использования: https://ru.libreoffice.org/about-us/license/ 7-zip Условия использования: https://www.7-zip.org/license.txt Visual Studio Условия использования: https://code.visualstudio.com/license Acrobat Reader Условия использования: http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf Mozila FireFox Условия использования: https://www.mozilla.org/en-US/about/legal/eula/ Chrome Условия использования: http://www.chromium.org/chromium-os/licenses DjVu reader Условия использования: http://www.djvu.name/djvu-editor.html Microsoft Windows | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
203К | лаборатория цифровой обработки сигналов - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 2 шт.; компьютеры: марка компьютер Парус модель 945 MSI - 12 единиц; коммутатор D-LINK; методические указания по выполнению лабораторной работы по дисциплине "Нейроинформационные технологии": алгоритм обратного рассеяния; обучение без учителя; персептрон; Сети Хопфилда и Хемминга. |
001вК | склад экспериментальной мастерской - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Акустический прибор 01021; виброизмеритель 00032; вольтметр Q1202 Э-500; вольтметр универсальный В7-34А; камера ВФУ -1; компьютер Турбо 86М; масспектрометр МРС -1; осциллограф ЕО -213- 2 ед.; осциллограф С1-91; осциллограф С7-19; программатор С-815; самописец 02060 – 2 ед.; стабилизатор 3218; терц-октавный фильтр 01023; шкаф вытяжной; шумомер 00026; анализатор АС-817; блок 23 Г-51; блок питания "Статрон" – 2 ед.; блок питания Ф 5075; вакуумный агрегат; весы; вольтметр VM -70; вольтметр В7-15; вольтметр В7-16; вольтметр ВУ-15; генератор Г-5-6А; генератор Г4-76А; генератор Г4-79; генератор Г5-48; датчик колебаний КВ -11/01; датчик колебаний КР -45/01; делитель Ф5093; измеритель ИМП -2; измеритель параметров Л2-12; интерферометр ИТ 51-30; источник "Агат" – 3 ед.; источник питания; источник питания 3222; источник питания ЭСВ -4; лабораторная установка для настройки газовых лазеров; лазер ЛГИ -21; М-кальк-р МК-44; М-калькул-р "Электроника"; магазин сопротивления Р4075; магазин сопротивления Р4077; микроскоп МБС -9; модулятор МДЕ; монохроматор СДМС -97; мост переменного тока Р5066; набор цветных стекол; насос вакумный; насос вакуумный ВН-01; осциллограф С1-31; осциллограф С1-67; осциллограф С1-70; осциллограф С1-81; осциллоскоп ЕО -174В – 2 ед.; пентакта L-100; пирометр "Промень"; пистонфон 05001; преобразователь В9-1; прибор УЗДН -2Т; скамья оптическая СО 1м; спектограф ДФС -452; спектограф ИСП -51; стабилизатор 1202; стабилизатор 3217 – 4 ед.; стабилизатор 3218; стабилизатор 3222 – 3 ед.; станок токарный ТВ-4; усилитель мощности ЛВ -103 – 4 ед.; усилитель У5-9; центрифуга ВЛ-15; частотомер Ч3-54А; шкаф металлический; эл.двигатель; электродинамический калибратор 11032 |
Рекомендации по подготовке к лекционным занятиям - перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. - бегло ознакомиться с содержанием очередной лекции по основным источникам литературы в соответствии с рабочей программой дисциплины; - обратить особое внимание на сущность и графическое сопровождение основных рассматриваемых теоретических положений. Рекомендации по подготовке к лабораторным работам - руководствоваться графиком лабораторных работ РПД; - накануне перед очередной работой необходимо по конспекту или в методических указаниях к работе просмотреть теоретический материал работы; - на лабораторном занятии, выполнив разработку алгоритма и реализовав задание на языке высокого уровня, необходимо проанализировать окончательные результаты и убедится в их достоверности; - обратить внимание на оформление отчета, в котором должны присутствовать: цель работы, описание алгоритма, журнал опытных данных, реализация в опыте, цели работы, необходимые графические зависимости (при их наличии) и их анализ, результаты работы и выводы; - при подготовке к отчету руководствоваться вопросами, приведенными в методических указаниях к данной работе, тренажерами программ на ЭВМ по отчету работ и компьютерным учебником. Рекомендации по подготовке к самостоятельной работе - руководствоваться графиком самостоятельной работы; - выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; - подготовку к экзамену необходимо проводить по экзаменационным теоретическим вопросам - при подготовке к экзамену параллельно прорабатываете соответствующие теоретические и практические разделы курса, все неясные моменты фиксируйте и выносите на плановую консультацию. |