МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Гуманитарные аспекты информационной безопасности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра вычислительной техники и электроники
Направление подготовки09.03.01. Информатика и вычислительная техника
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_03_01_ИиВТ-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 54
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 36
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 54 54 54 54
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.т.н., Профессор, Седалищев В.Н.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Рудер Д.Д.

Рабочая программа дисциплины
Гуманитарные аспекты информационной безопасности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.01 ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016г. №5)

составлена на основании учебного плана:
09.03.01 Информатика и вычислительная техника
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра вычислительной техники и электроники

Протокол от 08.06.2020 г. № 79/19-20
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.-м.н., Пашнев Владимир Валентинович, доц., зав. кафедрой "Вычислительной техники и электроники"


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра вычислительной техники и электроники

Протокол от 08.06.2020 г. № 79/19-20
Заведующий кафедрой к.ф.-м.н., Пашнев Владимир Валентинович, доц., зав. кафедрой "Вычислительной техники и электроники"


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины – дать студентам основные сведения об этике новых отношений, учитывающих массовую компьютеризацию всех сторон жизни и деятельности личности, общества и государства, о социально-правовых проблемах информатизации и обеспечения информационной безопасности, о современных научных направлениях, связанных с решением этих проблем.
Задачами дисциплины являются:
Формирование требований к системе управления ИБ конкретного объекта
Проектирование системы управления ИБ конкретного объекта
Эффективное управление ИБ конкретного объекта

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

СПК-2 способностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о предметной области комплекса этических проблем в сфере информационных технологий, качественных и количественных методах описания жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере
3.2.Уметь:
3.2.1.основные определения и термины в области гуманитарных проблем информационной безопасности, основные положения этики в сфере информационных технологий
поставить задачу разработки оптимальной организации службы защиты информации, учитывающей личностные особенности коллектива и психологию поведения его членов в условиях новых вызовов развивающегося информационного общества и нарастающей угрозы информационного противоборства
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными средствами и методами обеспечения информационной безопасности в гуманитарной сфере

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Место и роль проблем информационной безопасности в становлении современного информационного общества
1.1. Место и роль проблем информационной безопасности в становлении современного информационного общества Лекции 4 4 СПК-2 Л1.1, Л2.2
1.2. Место и роль проблем информационной безопасности в становлении современного информационного общества Сам. работа 4 2 Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Проблемы обеспечения баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере
2.1. Проблемы обеспечения баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере Практические 4 2 СПК-2 Л2.1
2.2. Проблемы обеспечения баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере Сам. работа 4 2 СПК-2
Раздел 3. Ценностная ориентация личности, ее информационное обоснование и информационная безопасность
3.1. Ценностная ориентация личности, ее информационное обоснование и информационная безопасность Практические 4 2
3.2. Ценностная ориентация личности, ее информационное обоснование и информационная безопасность Сам. работа 4 4 СПК-2
Раздел 4. Обеспечение информационно-психологической безопасности личности и общества
4.1. Обеспечение информационно-психологической безопасности личности и общества Лекции 4 4 СПК-2
4.2. Обеспечение информационно-психологической безопасности личности и общества Сам. работа 4 2 СПК-2
Раздел 5. Основы компьютерной этики
5.1. Основы компьютерной этики Практические 4 4
5.2. Основы компьютерной этики Сам. работа 4 6 СПК-2
Раздел 6. Этика бизнеса в сфере информационных технологий
6.1. Этика бизнеса в сфере информационных технологий Лекции 4 8
6.2. Этика бизнеса в сфере информационных технологий Сам. работа 4 6
Раздел 7. Компьютерные правонарушения
7.1. Компьютерные правонарушения Лекции 4 8
7.2. Компьютерные правонарушения Сам. работа 4 4
Раздел 8. Интеллектуальная собственность
8.1. Интеллектуальная собственность Практические 4 4 Л1.1, Л2.2
8.2. Интеллектуальная собственность Сам. работа 4 6 Л1.1, Л2.2
Раздел 9. Неприкосновенность частной жизни
9.1. Неприкосновенность частной жизни Лекции 4 8 Л1.1, Л2.2
9.2. Неприкосновенность частной жизни Сам. работа 4 8
Раздел 10. Риски использования информационных технологий
10.1. Риски использования информационных технологий Практические 4 4 СПК-2 Л1.1
10.2. Риски использования информационных технологий Сам. работа 4 4 СПК-2 Л2.1
Раздел 11. Проблемы свободы слова
11.1. Проблемы свободы слова Лекции 4 4 СПК-2 Л1.1
11.2. Проблемы свободы слова Сам. работа 4 4 СПК-2 Л2.2
Раздел 12. Информационное пространство и проблема целостности российского государства
12.1. Информационное пространство и проблема целостности российского государства Практические 4 2 Л1.1, Л2.1
12.2. Информационное пространство и проблема целостности российского государства Сам. работа 4 6 Л1.1, Л2.2
Раздел 13. Аттестация

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Место и роль проблем информационной безопасности в становлении современного информационного общества.
Проблемы обеспечения баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере.
Ценностная ориентация личности, ее информационное обоснование и информационная безопасность.
Обеспечение информационно-психологической безопасности личности и общества.
Основы компьютерной этики.
Этика бизнеса в сфере информационных технологий.
Компьютерные правонарушения.
Интеллектуальная собственность.
Неприкосновенность частной жизни.
Риски использования информационных технологий.
Информационное пространство и проблема целостности российского государства.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Критерии выставления зачета
Успеваемость студента определяется оценками «зачтено», «не зачтено».
При определении оценки знаний студентов во время зачета преподаватель руководствуется следующими критериями:
«зачтено» выставляется студенту, обнаружившему всесторонние систематическое и глубокое знание учебного материала, предусмотренного программой; усвоившему основную и знакомому с дополнительной литературой по программе, имеющему творчески и осознано выполнять задания, предусмотренные программой; усвоившему взаимосвязь основных понятий дисциплины; безупречно выполнившему в процессе изучения дисциплины все задания, предусмотренные формами текущего контроля;
«не зачтено» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знании основного материала, предусмотренного программой, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий; не выполнившему отдельные задания, предусмотренные формами текущего контроля.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мазуров В.А. Информационная безопасность: основы правовой и технической защиты информации. : учебное пособие Барнаул, Изд-во, АлтГу
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гухман В. Б. Информационная цивилизация: учебное пособие: учебное пособие Директ-Медиа, 2018 biblioclub.ru
Л2.2 Гухман В. Б. Философия информации: монография: монография Директ-Медиа, 2018 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.gpntb.ru/ Государственная публичная научно-техническая библиотека.
Э2 www.nlr.ru/ Российская национальная библиотека.
Э3 www.nns.ru/ Национальная электронная библиотека.
Э4 www.rsl.ru/ Российская государственная библиотека.
Э5 www.microinform.ru/ Учебный центр компьютерных технологий «Микроинформ».
Э6 www.tests.specialist.ru/ Центр компьютерного обучения МГТУ им. Н.Э.Баумана.
Э7 www.intuit.ru/ Образовательный сайт
Э8 www.window.edu.ru/ Библиотека учебной и методической литературы
Э9 www.osp.ru/ Журнал «Открытые системы»
Э10 www.ihtika.lib.ru/ Библиотека учебной и методической литературы
6.3. Перечень программного обеспечения
LibreOffice
Условия использования: https://ru.libreoffice.org/about-us/license/
7-zip
Условия использования: https://www.7-zip.org/license.txt
Visual Studio
Условия использования: https://code.visualstudio.com/license
Acrobat Reader
Условия использования: http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
Mozila FireFox
Условия использования: https://www.mozilla.org/en-US/about/legal/eula/
Chrome
Условия использования: http://www.chromium.org/chromium-os/licenses
DjVu reader
Условия использования: http://www.djvu.name/djvu-editor.html
Microsoft Windows
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
203К лаборатория цифровой обработки сигналов - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 2 шт.; компьютеры: марка компьютер Парус модель 945 MSI - 12 единиц; коммутатор D-LINK; методические указания по выполнению лабораторной работы по дисциплине "Нейроинформационные технологии": алгоритм обратного рассеяния; обучение без учителя; персептрон; Сети Хопфилда и Хемминга.
001вК склад экспериментальной мастерской - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Акустический прибор 01021; виброизмеритель 00032; вольтметр Q1202 Э-500; вольтметр универсальный В7-34А; камера ВФУ -1; компьютер Турбо 86М; масспектрометр МРС -1; осциллограф ЕО -213- 2 ед.; осциллограф С1-91; осциллограф С7-19; программатор С-815; самописец 02060 – 2 ед.; стабилизатор 3218; терц-октавный фильтр 01023; шкаф вытяжной; шумомер 00026; анализатор АС-817; блок 23 Г-51; блок питания "Статрон" – 2 ед.; блок питания Ф 5075; вакуумный агрегат; весы; вольтметр VM -70; вольтметр В7-15; вольтметр В7-16; вольтметр ВУ-15; генератор Г-5-6А; генератор Г4-76А; генератор Г4-79; генератор Г5-48; датчик колебаний КВ -11/01; датчик колебаний КР -45/01; делитель Ф5093; измеритель ИМП -2; измеритель параметров Л2-12; интерферометр ИТ 51-30; источник "Агат" – 3 ед.; источник питания; источник питания 3222; источник питания ЭСВ -4; лабораторная установка для настройки газовых лазеров; лазер ЛГИ -21; М-кальк-р МК-44; М-калькул-р "Электроника"; магазин сопротивления Р4075; магазин сопротивления Р4077; микроскоп МБС -9; модулятор МДЕ; монохроматор СДМС -97; мост переменного тока Р5066; набор цветных стекол; насос вакумный; насос вакуумный ВН-01; осциллограф С1-31; осциллограф С1-67; осциллограф С1-70; осциллограф С1-81; осциллоскоп ЕО -174В – 2 ед.; пентакта L-100; пирометр "Промень"; пистонфон 05001; преобразователь В9-1; прибор УЗДН -2Т; скамья оптическая СО 1м; спектограф ДФС -452; спектограф ИСП -51; стабилизатор 1202; стабилизатор 3217 – 4 ед.; стабилизатор 3218; стабилизатор 3222 – 3 ед.; станок токарный ТВ-4; усилитель мощности ЛВ -103 – 4 ед.; усилитель У5-9; центрифуга ВЛ-15; частотомер Ч3-54А; шкаф металлический; эл.двигатель; электродинамический калибратор 11032

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по подготовке к лекционным занятиям
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции.
- бегло ознакомиться с содержанием очередной лекции по основным источникам литературы в соответствии с рабочей программой дисциплины;
- обратить особое внимание на сущность и графическое сопровождение основных рассматриваемых теоретических положений.
Рекомендации по подготовке к лабораторным работам
- руководствоваться графиком лабораторных работ РПД;
- накануне перед очередной работой необходимо по конспекту или в методических указаниях к работе просмотреть теоретический материал работы;
- на лабораторном занятии, выполнив разработку алгоритма и реализовав задание на языке высокого уровня, необходимо проанализировать окончательные результаты и убедится в их достоверности;
- обратить внимание на оформление отчета, в котором должны присутствовать: цель работы, описание алгоритма, журнал опытных данных, реализация в опыте, цели работы, необходимые графические зависимости (при их наличии) и их анализ, результаты работы и выводы;
- при подготовке к отчету руководствоваться вопросами, приведенными в методических указаниях к данной работе, тренажерами программ на ЭВМ по отчету работ и компьютерным учебником.
Рекомендации по подготовке к самостоятельной работе
- руководствоваться графиком самостоятельной работы;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы;
- подготовку к экзамену необходимо проводить по экзаменационным теоретическим вопросам
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатываете соответствующие теоретические и практические разделы курса, все неясные моменты фиксируйте и выносите на плановую консультацию.