МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Этнические конфликты на Востоке

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_ЗР-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.и.н., профессор , Лысенко Ю.А.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Этнические конфликты на Востоке

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.01 Зарубежное регионоведение (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017г. №553)

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 26.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 26.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины - формирование комплексного представления о причинах, типах и последствиях современных внутриполитических конфликтов и их специфике в отдельных странах Востока, свзанных с неоднородным этническим и конфессиональным составом населения, в контексте современной политической ситуации на уровне регионогв мира и в целом.
задачи курса:
1. рассмотрение особенностей социально-экономического и политического положения этнических групп и конфессиональных меньшинств в их историко-культурном развитии. соотношение их потребностей, интересов, ценностей
2. анализ объективных и субъективных причин усиления этноконфессионального фактора во внутриполитическом развитии африкано-азиатских стран на современном этапе, а также стратегии официальных властей в области решения национального вопроса
3.рассмотрение идеологии, движущихсил,мотивации их участников, способово мобилизации, стадий, механизмов и форм проявления конфликтов и путей их расширения.
4. рассмортреть участие региональных и международных организаций в процессе урегулирования этнических конфликтов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5 Способность воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
ОПК-4 Способность устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
ПК-2 Способен применять научные подходы, концепции и методы, выработанные в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории к исследованию региональных (китайских), политических и социально-экономических проблем
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Особенности современных конфликтов и роль этнического фактора
1.1. Особенности конфликтов эпохи "двухполюсного" и "многополярного " мира Лекции 8 1 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Классификация этнических конфликтов и механизмы их урегулирования Практические 8 2 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. анализ юридической основы принципов территорилаьной целестности государства и права наций на самоопределение Сам. работа 8 8 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Этноконфессиональные конфликты на Ближнем Востоке
2.1. Палестино-Израильский конфликт: история и динамика Лекции 8 2 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Курдская проблема в Турции Лекции 8 2 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Проблема мусульмано-коптских отношений в современном Египте Лекции 8 2 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.4. "Берберский вопрос" в странах Магриба. Политизация этнического фактора в современном Алжире Практические 8 2 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.5. Межэтнический и межконфессиональный конфликты в раке. Практические 8 2 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.6. Анализ местного законодательства Алжира, Туниса и Марокко о "берберском вопросе" Сам. работа 8 10 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Этноконфессионаьные конфликты на Среднем Востоке
3.1. Ирано-Иракский конфликт в 1980е гг. и его последствия. Лекции 8 1 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Проблемы этноконфессиональных отношений в современном Афганистане Практические 8 2 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Анализ позиций международных акторов в развитии межнациональных и межконфессиональных отношений в Афганистане Сам. работа 8 8 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Этноконфессиональные конфликты в Юго-Восточной Азии
4.1. Индо-мусульманский конфликт в Индии. Лекции 8 2 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Кашмирская проблема: история и современность Лекции 8 2 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.3. Межсектантские и этнические конфликты в Пакистане. Тамило-сингальский конфликт в Шри-Ланке Практические 8 2 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.4. Анализ "кашмирского вопроса" в контексте антитеррористической кампании 2001 г. Сам. работа 8 8 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Этноконфессиональные конфликты на Дальнем Востоке
5.1. Проблемы этнического сепаратизма в современном Китае Лекции 8 2 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.2. Особенности отношений между титульной нацией и некоренными национальными меньшинствами в Лаосе и Камбодже Практические 8 2 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.3. Особенности религиозной ситуации в Республике Вьетнам Лекции 8 2 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.4. Анализ роли международных организаций в разрешении этноконфессиональных конфликтов на Востоке Сам. работа 8 10 УК-5, ОПК-4, ПК-2 Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Особенности конфликтов эпохи "двухполюсного" и "многополярного " мира.
2. Классификация этнических конфликтов и механизмы их урегулирования.
3. Этноконфессиональные конфликты на Ближнем Востоке.
4. Юридическая основа принципов территорилаьной целостности государства и права наций на самоопределение.
5. Палестино-Израильский конфликт: история и динамика.
6. Курдская проблкма в Турции.
7. Проблема мусульмано-коптских отношений в современном Египте.
8. "Берберский вопрос" в странах Магриба. Политизация этнического фактора в современном Алжире.
9. Межэтнический и межконфессиональный конфликты в Ираке.
10. Ирано-Иракский конфликт в 1980е гг. и его последствия.
11. Проблемы этноконфессиональных отношений в современном Афганистане.
12. Индо-мусульманский конфликт в Индии.
13. Кашмирская проблема: история и современность.
14. Межсектантские и этнические конфликты в Пакистане.
15. Тамило-сингальский конфликт в Шри-Ланке.
16. Проблемы этнического сепаратизма в современном Китае.
17. Особенности отношений между титульной нацией и некоренными национальными меньшинствами в Лаосе и Камбодже.
18. Анализ роли международных организаций в разрешении этноконфессиональных конфликтов на Востоке.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы письменных работ:
1. Этнические и конфессиональные конфликты нв Ближнем Востоке.
2. Этнические и конфессиональные конфликты нв Среднем Востоке.
3. Этнические и конфессиональные конфликты нв Дальнем Востоке.
4. Этнические и конфессиональные конфликты в Южной и Юго-Восточной Азии.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шатаева О. В., Мошкин А. С. Межнациональные отношения и конфликты в России и за рубежом: Научные монографии Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Звягельская И. Д. Ближневосточный клинч. Конфликты на Ближнем Востоке и политика России: М.: Аспект Пресс, 2014
Л1.3 Цыганков П. А. Международные отношения: теории, конфликты, движения, организации: учеб. пособие для вузов М.: Альфа-М, 2012
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Т. Н. Кильмашкина Конфликтология. Социальные конфликты: учеб. для вузов Закон и право, 2009
Л2.2 Шатаева О. В. Межнациональные отношения и конфликты в России и за рубежом: Москва, Берлин: Директ-Медиа,, 2015 biblioclub.ru
Л2.3 Блищенко В. И., Солнцева М. М. Кризисы и конфликты на постсоветском пространстве: [монография] М.: Аспект Пресс, 2014
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
317М кабинет кафедры востоковедения – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-X31 - 1 единица; стационарный экран: REDLEAF; карты; плакаты
306бМ специализированная аудитория востоковедения для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; ЖК Телевизор LG - 1 шт.; колонки J- 530 AV MULTI-MEDIA -2 шт.; наглядные материалы для каллиграфии (кисточки, чернила, бумага) - 1 шт.; национальные китайские костюмы - 5 шт.; свитки китайские - 2 шт.; учебно-наглядные пособия и литература; карты

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания по подготовке к практическим занятиям
При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил:
– внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами;
– найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе;
– после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки;
– продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;
– продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы.

Методические рекомендации по выполнению письменной работы
Письменная работа предполагает самостоятельную научно-исследовательскую работу обучающегося, где раскрывается суть исследуемой проблемы, изложение материала носит проблемно-тематический характер, показываются различные точки зрения, а также собственные взгляды на проблему. Содержание письменной работы должно быть логичным. Объем составляет 15 машинописных страниц.
При выполнении письменной работы рекомендуется составить план, библиографию. Прежде всего, стоит ориентироваться на литературу, рекомендованную рабочей программой дисциплины, затем можно расширить список источников, использовать реферативные и специальные журналы.
Структура и оформление письменной работы
1. Титульный лист.
2. План-оглавление.
3. Введение. Дается постановка вопроса, объясняется выбор темы, ее актуальность и значимость, указываются цель и задачи реферата, дается характеристика используемой литературы.
4. Основная часть. Состоит из нескольких разделов. Каждый раздел основной части раскрывает отдельную проблему или одну из ее сторон и логически является продолжением предыдущего.
5. Заключение. Подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, даются рекомендации.
6. Библиография. При разработке реферата используются не менее 8-10 различных источников.
Критерии оценки письменной работы
При оценке преподавателя интересует:
соответствие теме;
глубина проработки материала;
правильность и полнота использования источников;
оформление письменной работы.
По усмотрению преподавателя письменные работы могут быть заслушаны и обсуждены на практических занятиях, а также может быть использовано индивидуальное собеседование преподавателя с обучающимся.
Методические рекомендации по подготовке к зачету
Подготовка к зачету заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и семинарских занятий, сгруппированном в виде контрольных вопросов теоретического и практического характера. Необходимо учесть, что выполнение практических заданий предполагает комплексное осмысление материала всего курса и требует от студента творческого подхода и самостоятельной аргументации собственной позиции.
Готовиться к зачету необходимо последовательно. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если обучающийся сможет ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.
Условиями допуска к зачету являются обязательное посещение не менее 90% лекционных и не менее 90% практических занятий, а также выполнение теста. В случае невыполнения указанных требований к освоению дисциплины, студент получает от преподавателя индивидуальное задание в соответствии с программой.
На зачете требуется ответить на 2 вопроса (теоретический и практический), соответствующих содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На подготовку к ответу отводится 30 минут. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета.