МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология науки
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология организации и управления
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 88
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 88 88 88 88
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., зав. кафедрой, Попов Е.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социология науки

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Евгений Александрович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Попов Евгений Александрович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение науки как социального института, ее места и роли в жизни общества.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2.1: Находит, анализирует и представляет фактические данные, готовит аналитическую информацию об исследуемых социальных группах, процессах и явлениях
ОПК-2.2: Описывает социальные исследования и процессы на основе объективной безоценочной интерпретации эмпирических данных
ОПК-2.3: Объясняет социальные явления и процессы на основе концепций и объяснительных моделей социологии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.структуру современной научной деятельности, специфические черты и функции науки как социального института, механизмы ее взаимодействия с другими институтами.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать состояние современного научного сообщества, характер соотношения российской науки с международными разработками.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками моделирования совместной деятельности в ходе реализации научно-исследовательских программ.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предметно-методологическая специфика социологии науки
1.1. Специфика социологического изучения науки Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Специфика социологического изучения науки Практические 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Специфика социологического изучения науки Сам. работа 4 8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Место и роль социологии науки в системе социогуманитарного знания Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Место и роль социологии науки в системе социогуманитарного знания Практические 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Место и роль социологии науки в системе социогуманитарного знания Сам. работа 4 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Наука как социальный институт
2.1. Структура и функции науки как социального института Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Структура и функции науки как социального института Практические 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Структура и функции науки как социального института Сам. работа 4 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Функциональное взаимодействие науки с другими социальными институтами Сам. работа 4 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Социальные механизмы управления наукой в России и на международной уровне Сам. работа 4 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Научное сообщество как объект социологического анализа
3.1. Научное сообщество как коллективный субъект профессиональной деятельности Сам. работа 4 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Особенности субкультуры ученых Сам. работа 4 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Социокультурная динамика современной науки
4.1. Наука в структуре современного общества Сам. работа 4 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Наука в структуре современного общества Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Наука в структуре современного общества Практические 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.4. Тенденции развития современной науки и их социальные последствия Сам. работа 4 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.5. Зачет 4 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы к зачету:
Теоретические задания:
1. Специфика социологического изучения науки.
2. Место и роль социологии науки в системе социогуманитарного знания.
3. Наука как социальный институт: структура и функции.
4. Наука в системе социальных институтов: функциональное взаимодействие.
5. Социальные механизмы управления наукой.
6. Научное сообщество как объект социологического анализа.
7. Особенности субкультуры ученых.
8. Наука в структуре современного общества.
9. Тенденции развития современной науки: социальная детерминация и значимость.
10. Образ современной науки и ученого в зеркале общественного сознания.
11. Особенности становления и развития науки в России.
12. Дисфункции современной российской науки: причины и пути преодоления.
13. Проблема соотношения академической и вузовской науки в современной России.
14. Особенности ценностных ориентаций ученых: варианты трактовки.
15. Механизмы воспроизводства научного сообщества, подготовки и переподготовки научных кадров.
16. Механизмы социальной мобильности в рамках научного сообщества.
17. Специфика социокультурной роли постнеклассической науки.
18. Механизмы взаимодействия социальных институтов науки и образования.
19. Методы эмпирического социологического исследования в социологии науки.
20. Перспективы развития науки в российском обществе.

Практические задания:
1. Назовите признаки дисфункционального состояния современной российской науки.
2. Покажите значимость социогуманитарных наук для развития современного российского общества.
3. Предложите способы привлечения современной студенческой молодежи к научным исследованиям.
4. Поясните, как Вы оцениваете феномен "утечки мозгов" из постсоветской России.
5. Покажите, какие конфликты, на Ваш взгляд, наиболее характерны для современного научного сообщества.

5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения
Приложение 1.   Социология науки.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. Е. Хренов Социология: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2019 https://www.biblio-online.ru/book/sociologiya-438548
Л1.2 Латышева, В. В. Социология: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 www.biblio-online.ru/book/DBA3D0FC-3AEF-4B45-B3A9-0F051A7D9289.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Брушкова Л.А. Социология : учебник и практикум Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/0C83810F-60BE-465D-B8BB-27371020D39B.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Промежуточная аттестация.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед зачетом.
 Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.