МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Этнография региона специализации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_КиКЯ-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
Ст. преподаватель, Дикова Н.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Этнография региона специализации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.01 - Зарубежное регионоведение (уровень бакалавриат) утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 марта 2015 г. № 202.

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 26.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 26.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - показать студентам во всем многообразии и неповторимости традиционную материальную, социальную и духовную культуры китайского народа и национальных меньшинств КНР.
Задачи курса: сформировать у студентов общие представления о этническом составе населения Китая; рассмотреть природно-климатическую характеристику региона и определить степь влияния её на этногенез народов Китая, географию хозяйственно-культурных типов и их эволюцию; определить антропологический и этнолингвистический состав населения Китая; выявить основные этапы этногенеза китайского народа, определить внешнеполитические и социально-экономические факторы, оказывавшие значительное влияние на этот процесс; проследить динамику численности китайского этноса в исторической перспективе и изменения этнической территории китайцев в Восточной Азии; дать хозяйственно-культурную характеристику китайского этноса и выявить её взаимосвязь с материальной культурой; определить особенности социальной структуры, общественных, семейно-брачных отношений китайского этноса; выявить основное содержание духовной культуры китайского этноса, определить территории проживания национальных меньшинств Китая, их этногенез и влияние на этот процесс китайского этноса; охарактеризовать основное содержание традиционных культур малых народов Китая.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов России и зарубежья, толерантно воспринимать социальные и культурные различия
ОПК-2 способность составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его физико-географических, исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей
ПК-10 готовность вести учебно-вспомогательную и учебно-организационную работу в образовательных организациях высшего образования
ПСК-1 способность описывать и анализировать общественно-политические, внешнеполитические, экономические, правовые реалии Китая на китайском и русском языках
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.иметь целостное представление о народонаселении Китая, его материальной, социальной и духовной культуре;
уметь оперировать научно-понятийным и категориальным аппаратом по данному курсу.
3.2.Уметь:
3.2.1.организовать самостоятельную научно-поисковую работу, владеть приемами и навыками сбора, обработки и хранения информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.аналитическими приемами обработки информации;
навыками прогнозирования социально-экономического и политического развития КНР на современном этапе с учетом особенностей материаильной и духовной культуры его народов;
организовывать собственную работу и работу распределенной команды, решать задачи управления знаниями индивида и коллектива.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс «Этнология Китая».
1.1. Введение в курс «Этнология Китая». Лекции 1 4 ОК-3, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Природно-географическая среда и её влияние на формирование хозяйственно-культурных типов.
2.1. Природно-географическая среда и её влияние на формирование хозяйственно-культурных типов. Лекции 1 4 ОК-3, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.2. Природно-географическая среда и её влияние на формирование хозяйственно-культурных типов. Практические 1 4 ОК-3, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Антропологическая и этнолингвистическая характеристика населения Китая.
3.1. Антропологическая и этнолингвистическая характеристика населения Китая. Практические 1 4 ОК-3, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Материальная культура китайского народа.Народные традиции, культы, обряды, верования.
4.1. Материальная культура китайского народа. Лекции 1 4 ОК-3, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
4.2. Материальная культура китайского народа.Народные традиции, культы, обряды, верования. Практические 1 2 ОК-3, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 5. Духовная культура китайцев.
5.1. Духовная культура китайцев. Практические 1 2 ОК-3, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 6. Общественные нравы и семейные отношения в традиционном китайском обществе.
6.1. Общественные нравы и семейные отношения в традиционном китайском обществе. Лекции 1 4 ОК-3, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 7. Этническое самосознание и менталитет китайцев.
7.1. Этническое самосознание и менталитет китайцев Лекции 1 4 ОК-3, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
7.2. Работа над рефератом по теме «Этническая характеристика национальных меньшинств КНР». Сам. работа 1 18 ОК-3, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 8. Национальные меньшинства Китая.
8.1. Национальные меньшинства Китая. Практические 1 4 ОК-3, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
8.2. Подготовка к итоговой аттестации Сам. работа 1 18 ОК-3, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Этнология как наука, её предмет, объект исследования.
2. Физико-географическая среда и её влияние на формирование хозяйственно-культурных типов народов Китая.
3. Антропологический состав и этнолингвистическая характеристика населения КНР.
4. Формирование этнической общности древних китайцев.
5. Древние китайцы в эпоху централизованных империй (III в. до н.э. – III в. н. э.).
6. «Великое переселение народов» и судьба древнекитайского этноса.
7. Китайский этнос в средние века (VII-XIII вв.).
8. Этническая история китайцев на рубеже средневековья и нового времени (XIII-XIX вв).
9. Северная и южная национальная китайская кухня.
10. Традиционная одежда китайцев.
11. Основные принципы сооружения и внутренний интерьер китайского жилища. Фэн Шуй.
12. Китайские обряды свадьбы и рождения ребенка.
13. Погребальный обряд китайцев и его связь с конфуцианской моралью.
14. Традиционные китайские праздники и обряды годового цикла.
15. Общественное устройство традиционного Китая: семья, клан, соседская община.
16. Профессиональные корпорации и их роль в традиционном китайском обществе. Землячества. Тайные общества.
17. Китайские народные верования и культы.
18. Устное народное творчество китайского народа.
19. Этническая психология и национальный характер китайцев.
20. Музыкальное творчество и музыкальные инструменты китайского народа.
21. Китайские традиционные художественные ремесла.
22. Этническое самосознание китайцев: основные этапы развития и их характеристика.
23. Традиционная культура чжуан-дунских народов КНР.
24. Материальная и духовная культура тибето-бирманских народов КНР.
25. Этническая история и традиционность тюркских народов КНР.
26. Традиционная культура монгольских народов КНР,
27. Этническая характеристика мон-кхмерских народов КНР.
28. Индонезийские и тунгусо-маньчжурские народы КНР: ареал расселения и традиционная культура.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1.Кантонская кухня
2.Сычуаньская кухня
3. Кухни Синьцзяна и тибета
4. Северо-восточная кухня (东北菜)
5. Традиционная обрядность жизненного цикла.
6. Обряды, связанные с беременностью и рождением ребенка. Выбор имени.
7. Обряды первого года жизни и переход ребенка в мир взрослых.
8. Сватовство и свадьба.
9. Смерть и похороны. Китайские могилы и кладби
10. Традиционные китайские праздники и обряды годового цикла.
11. Обряды, связанные с миром живых и мертвых.
12. Календарные праздники.
13. Календарные обряды императорского двора.
14. Праздники и хозяйственные циклы китайского земледельца.
15. Традиционные праздники в современном Китае.
16. Семья и клан. Клановые хроники и уставы.
17. Цехи и землячества. Тайные общества.
18. Положение женщины и система воспитания детей.
19. Происхождение китайских фамилий. Современные фамилии в Китае.
20. Семантика китайских имен.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Этнология как наука, её предмет, объект исследования. Понятийные и категориальный аппарат.
2. Физико-географическая характеристика и административно-территориальное устройство КНР.
3. Антропологический состав населения КНР.
4. Хозяйственно-культурные типы народов Китая.
5. Этнодемографическая характеристика КНР.
6. Этнолингвистическая характеристика КНР.
7. Формирование этнической общности древних китайцев.
8. Материальная и духовная культура китайцев в эпоху централизованных империй (III в. до н.э. – III в. н. э.).
9. Политические и социально-экономические факторы этнического развития китайцев в эпоху централизованных империй (III в. до н.э. – III в. н. э.).
10. Этнодемографическая ситуация и миграции китайцев в эпоху центральзованных империй (III в. до н.э. – III в. н. э.).
11. Политические и социально-экономические факторы этнического развития китайцев в эпоху «Великого переселения народов» ( IV-VI вв.)
12. Материальная и духовная культура китайцев в эпоху «Великого переселения народов» ( IV-VI вв.)
13. Этнодемографическая ситуация и миграции китайцев в эпоху «Великого переселения народов» ( IV-VI вв.)
14. Политические и социально-экономические факторы этнического развития китайцев в средние века (VII-XIII вв.).
15. Этнодемографическая ситуация и миграции китайцев в средние века (VII-XIII вв.).
16. Материальная и духовная культура китайцев в средние века (VII-XIII вв.).
17. Этническая история китайцев на рубеже средневековья и нового времени. (XIII-XIX вв).
18. Материальная и духовная культура китайцев на рубеже средневековья и нового времени. (XIII-XIX вв).
19. Северная и южная национальная китайская кухня.
20. Традиционная одежда китайцев.
21. Основные принципы сооружения и внутренний интерьер китайского жилища. Фэн Шуй.
22. Китайские обряды свадьбы и рождения ребенка.
23. Погребальный обряд и его связь с конфуцианской моралью.
24. Традиционные китайские праздники и обряды годового цикла.
25. Общественное устройство: семья, клан, соседская община.
26. Профессиональные корпорации и их роль в традиционном китайском обществе. Землячества. Тайные общества.
27. Китайские народные верования и культы.
28. Устное народное творчество китайского народа.
29. Музыкальное творчество китайского народа.
30. Китайские традиционные художественные ремесла.
31. Этническое самосознание китайцев в период централизованных империй.
32. Этническое самосознание китайцев в эпоху «Великого переселения народов».
33. Этническое самосознание китайцев в средневековый период.
34. Этническое самосознание китайцев на рубеже средневековья и нового времени.
35. Национальные меньшинства Китая, численность, расселение. Межэтнические проблемы в КНР.
36. Традиционная культура чжуан-дунских народов КНР.
37. Материальная и духовная культура тибето-бирманских народов КНР.
38. Этническая история и традиционность тюркских народов КНР.
39. Традиционная культура монгольских народов КНР.
40. Этническая характеристика мон-кхмерских народов КНР.
41. Индонезийские и тунгусо-маньчжурские народы КНР: ареал расселения и традиционная культура.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. Козьмина В.А., Бузина В.С. ЭТНОЛОГИЯ (ЭТНОГРАФИЯ). Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Ю. А. Лысенко, Н. В. Скурихина Этнология региона специализации [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И. В. Анисимова [и др.] История Китая [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л2.2 Т.А. Титовой Этнология: учебник Издательство КФУ, 2017 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ]
Э2 Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ER/ ]
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ]
Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ER/ ]

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе изучения дисциплины «Этнография региона специализации» студентам предстоит актуализировать знания по истории Китая, культуры Китая, религии Китая. Дисциплина состоит из 5 разделов, выделенных в соответствии с хронологическим и тематическим принципами.
Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий. Большое внимание уделяется самостоятельной работе студента (36 часа). Степень освоения курса зависит от успехов студента при подготовке и выполнении парктических заданий, умении рационально огранизовать свое учебное время.
Работа на лекции - заключается в обсуждении контрольных вопросов, изучении рекомендованной литературы.
На практическом занятии студент должен аргументировано изложить полученные в ходе самостоятельной работы при подготовке знания, участвовать в дискуссии, отстаивать свою позицию, уметь презентовать свое выступление.
Итоговая аттестация происходит в виде зачета. Итоговая оценка складывается из:
Посещаемость аудиторных занятий 5 - 10
Активность работы на занятиях 5 - 15
Самостоятельная работа студентов (через систему Moodle)25 - 50
Итоговая аттестация 15 - 25
Итоговая сумма баллов за курс 50 - 100
Общая сумма баллов и итоговая оценка
49 баллов и менее - «незачет» .
50 - 100 баллов – «зачет».
Баллы за посещаемость
Устанавливается следующее соответствие посещаемости занятий (% присутствия от общего числа аудиторных часов по данной дисциплине) баллам БРС:
менее 50% занятий - 0 баллов;
50%-85% занятий - 5 баллов;
86%-100% занятий - 10 баллов.
Проверка посещаемости осуществляется преподавателем в начале занятия.
Опоздание студента более чем на 10 минут считается пропуском занятия. Преподаватель имеет право не допускать к занятию студента, опоздавшего более чем на 10 минут.
Баллы за активность студента на занятии
Активность студента на занятии предполагает: активное обсуждение на семинарах вопросов, поднимаемых преподавателем; участие в дискуссии, успешное выступление на лекционном или семинарском занятии с презентацией и докладом по теме, одобренной преподавателем. Данный вид работы оценивается в max 3 балла за одно занятие.
Баллы за самостоятельную работу студентов через систему Moodle
0 баллов - самостоятельная работа не выполнена либо все задания выполнены на неудовлетворительную оценку;
10 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в не полном объеме (не менее 75% заданий), все работы в среднем достойны оценки не ниже хорошей;
20 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны удовлетворительной оценки;
40 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны хорошей оценки;
50 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы достойны отличной оценки