Закреплена за кафедрой | Кафедра информационной безопасности |
---|---|
Направление подготовки | 10.03.01. Информационная безопасность |
Профиль | Безопасность автоматизированных систем (в сфере профессиональной деятельности) |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 10_03_01_ИБ-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 36 | 36 | 36 | 36 |
Лабораторные | 54 | 54 | 54 | 54 |
Сам. работа | 54 | 54 | 54 | 54 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра информационной безопасности
Протокол от 08.06.2020 г. № 10-2019/20
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н., профессор Поляков В.В.
1.1. | Подготовка выпускников к деятельности, связанной с применением современных информационных технологий для решения профессиональных задач. Задачи: Изучение основ организации современных информационных технологий и получение практических навыков их применения. Изучение базовых и прикладных информационных технологий. Изучение базовых информационных процессов и их моделей. Изучение основ информационной технологии построения современных систем и инструментальной базы средств современных информационных технологий. Изучение практических реализаций информационных технологий на базе операционных систем, инфраструктуры компьютерных сетей, СУБД и web-приложений. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.04 |
ОПК-4 | способностью понимать значение информации в развитии современного общества, применять информационные технологии для поиска и обработки информации |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Современные виды информационного взаимодействия и обслуживания. Принципы построения информационных систем. Программные, технические и методические средства информационных технологий. Особенности практических реализаций информационных технологий на примере операционных систем, инфраструктуры компьютерных сетей и СУБД. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Формализовать поставленную задачу. Применять полученные знания в различных предметных областях. Производить структурный анализ информационных систем и выделять основные информационные процессы в них. Осуществлять разработку и проектирование информационных систем в соответствии с поставленной задачей. Использовать инструментальную базу средств современных информационных технологий. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Навыками использования известных методов программирования и возможностей базового языка программирования для решения типовых профессиональных задач. Методами анализа и формализации информационных процессов объекта и связей между ними. Профессиональной терминологией. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Информация и информационные процессы | ||||||
1.1. | Понятие информации и информационных технологий. Определение и задачи информационной технологии. Составляющие информационных технологий. Базовые информационные технологии. Программные средства. Технические средства. Методические средства. | Лекции | 2 | 4 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Базовые информационные процессы, их характеристики и модели. Извлечение информации. Транспортирование информации. Обработка информации. Хранение информации. Представление и использование информации. | Лекции | 2 | 4 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Базовые информационные технологии и средства информационных технологий. Базовые информационные процессы и модели. | Сам. работа | 2 | 7 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Прикладные информационные технологии. Принципы построения систем | ||||||
2.1. | Системный подход к построению информационных систем. Стадии разработки. Формирование модели предметной области. Построение систем с использованием информационных технологий. | Лекции | 2 | 4 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Структура информационной системы. Декомпозиция. Основы функционального моделирования. | Лабораторные | 2 | 8 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Информационные технологии в организации управления, образовании, промышленности и экономике. Информационные технологии автоматизированного проектирования. | Лекции | 2 | 4 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Структура информационной системы. Декомпозиция. Основы документирования процессов. | Лабораторные | 2 | 8 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Основы проектирования и разработки информационных систем. Некоторые принципы методологии объектно-ориентированного моделирования. | Лабораторные | 2 | 10 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Системный подход к разработке и построению информационных систем. Технологии разработки и проектирования. Формирование модели предметной области. Аспекты практического применения информационных технологий. | Сам. работа | 2 | 8 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Информационные системы и технологии. Практические аспекты | ||||||
3.1. | Операционные системы. Понятие операционной системы. Функции и классификация. Структура обобщенной ОС. Основные компоненты и их взаимодействие. Особенности реализации информационных систем на базе различных ОС. | Лекции | 2 | 4 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Работа операционной системы на примере ОС Minix. | Лабораторные | 2 | 10 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Структура ОС Windows и ОС Linux/Minix. Основные компоненты ОС. Особенности взаимодействия процессов в ОС. Работа информационных систем на базе различных ОС. | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Аппаратные компоненты компьютерных сетей и принцип построения. Стандартные программные средства для работы с сетью. Использование основных Intranet/Internet сервисов. Особенности построения информационных систем с использованием компьютерных сетей. | Лекции | 2 | 4 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
3.5. | Транспортировка данных в компьютерной сети. Сокеты и протоколы. Сетевое приложение в ОС Windows. | Лабораторные | 2 | 8 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
3.6. | Технология построения Локальных Вычислительных Сетей (ЛВС). Топологии и структура ЛВС. Intranet-сервисы ЛВС. Аспекты транспортирования информации и информационные системы, использующие ЛВС для своей работы. Глобальная сеть Internet и протоколы организации информационного обмена. Вопросы безопасности транспортирования информации. | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
3.7. | Основы работы СУБД. Основы разработки и взаимодействия информационных систем на базе СУБД. | Лекции | 2 | 4 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
3.8. | Основы работы с СУБД MySQL. Язык SQL-запросов. | Лабораторные | 2 | 10 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
3.9. | Реляционные СУБД и язык SQL. Принципы работы с данными при помощи языка SQL. Работа СУБД MySQL. | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
3.10. | Основы web-технологий. Понятие гипертекста и принципы построения гипертекста. Языки работы с гипертекстом и представления данных. Особенности разработки и построения информационных систем с использованием web-технологий. | Лекции | 2 | 4 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
3.11. | Статические гипертекстовые документы и язык HTML. Динамическое формирование HTML-документов. Скрипты, апплеты и объекты Flash. Аспекты организации работы с данными. Сеть Интернет, вопросы безопасности web-технологий. | Сам. работа | 2 | 7 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
3.12. | Технологии информационного поиска в документальных информационных системах. Понятие о документальных системах, информационном поиске и информационно-поисковой системе. Работа с поисковыми системами, релевантные запросы. | Лекции | 2 | 4 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
3.13. | Корпоративные системы и вопросы поиска информации. Поисковые системы сети Интернет. Принципы работы. Язык поисковых запросов. | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Понятие информации и информационных технологий. Определение и задачи информационной технологии. 2. Составляющие информационных технологий. Базовые информационные технологии. 3. Базовые информационные процессы, их характеристики и модели. Извлечение информации. 4. Базовые информационные процессы, их характеристики и модели. Транспортирование информации. 5. Базовые информационные процессы, их характеристики и модели. Обработка информации. 6. Базовые информационные процессы, их характеристики и модели. Хранение информации. 7. Базовые информационные процессы, их характеристики и модели. Представление и использование информации.. 8. Системный подход к построению информационных систем. Стадии разработки. 9. Формирование модели предметной области. 10. Построение систем с использованием информационных технологий. Функциональный подход. 11. Построение систем с использованием информационных технологий. Объектно-ориентированный подход. 12. Объектно-ориентированный подход к проектированию систем. Терминология языка UML. 13. Инструментальная база информационных технологий. Программные и технические средства. 14. Инструментальная база информационных технологий. Методические средства. 15. Понятие, функции и классификации операционных систем. 16. Структура обобщенной операционной системы. Основные компоненты и их взаимодействие. 17. Особенности реализации информационных систем на базе ОС Windows и OC Linux. 18. Аппаратные компоненты компьютерных сетей, протоколы и принцип построения. 19. Стандартные программные средства для работы с сетью. Особенности построения информационных систем с использованием компьютерных сетей. 20. Основы работы СУБД. 21. Основы разработки и взаимодействия информационных систем на базе СУБД. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
В Приложении |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
В приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Б. Я. Советов, В. В. Цехановский | Информационные технологии : учебник для прикладного бакалавриата: Учебник | М. : Юрайт, 2017 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Советов Б. Я., Яковлев С. А. | Моделирование систем: Учебник для академического бакалавриата | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс "Информационные технологии" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Windows 7 Professional, № 60674416 от 17.07.2012 (бессрочная); Office 2010 Standart, № 61823557 от 22.04.2013 (бессрочная); Open Office, http://www.openoffice.org/license.html Python c расширениями PIL, Py OpenGL, https://docs.python.org/3/license.html FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru XnView, http://xnviewload.ru/ 7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf Chrome; http://www.chromium.org/chromium-os/licenses | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
414К | лаборатория сетей и систем передачи информации, лаборатория программно-аппаратных средств обеспечения информационной безопасности, лаборатория в области технологий обеспечения информационной безопасности и защищенных информационных систем - учебная аудитория для проведения занятий семи-нарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консуль-таций, текущего контроля и промежуточной аттеста-ции | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; Рабочие места на базе вычислительной техники / средства вычислительной техники: компьютеры: марка КламаС модель Компь-ютер КламаС Офис 3,1 ГГц/DDR3 4Гб/500 ГБ/DVD RW/КМ/Acer 23'' TFT TN - 16 единиц; Стенды сетей передачи информации с коммутацией пакетов и коммутацией каналов, структурирован-ной кабельной системой / сетевое обру-дование: маршрутизатор уровня малого офиса/филиала Cisco 2911R – 2 единицы; управляемый коммутатор Ethernet 2 уровня D-Link DES-3200-28/C1 – 7 единиц; управляемый коммутатор Ethernet 2 уровня Cisco Catalyst 2950; маршрутизатор уровня малого офиса/филиала Cisco 2911/K9 c модулем интерфейсов E1 (VWIC3-2MFT-T1/E1) – 2 единицы; межсетевые экраны D-Link DSA-3110 – 2 единицы; межсетевые экраны D-Link DSR-500 – 2 единицы; абонентские устройства D-Link DIR-300 – 3 единицы; беспроводная IP-камера D-Link DCS-2130 – 3 единицы; IP-телефон D-Link DPH-150S – 2 единицы. Аппаратно-программный комплекс обнаружения компьютерных атак "Аргус"v.1.5; Аппаратно-программный комплекс шифрования АПКШ «Континент» Версия 3.6 криптографический шлюз IPC-100. Стойки с телекоммуникационным обо-рудованием, системой питания и венти-ляции - 3 единицы; беспроводная IP-камера D-Link DCS-2130 – 3 единицы; IP-телефон D-Link DPH-150S – 2 едини-цы; межсетевые экраны D-Link DSA-3110 – 2 единицы; межсетевые экраны D-Link DSR-500 – 2 единицы; абонент-ские устройства D-Link DIR-300 – 3 еди-ницы. Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя. Комплекс проекционного оборудования для преподавателя - презентационная LCD-панель Samsung 50" UE50F5000AK; проектор мультимедиа "BenQ MP626 DLP". |
001вК | склад экспериментальной мастерской - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Акустический прибор 01021; виброизмеритель 00032; вольтметр Q1202 Э-500; вольтметр универсальный В7-34А; камера ВФУ -1; компьютер Турбо 86М; масспектрометр МРС -1; осциллограф ЕО -213- 2 ед.; осциллограф С1-91; осциллограф С7-19; программатор С-815; самописец 02060 – 2 ед.; стабилизатор 3218; терц-октавный фильтр 01023; шкаф вытяжной; шумомер 00026; анализатор АС-817; блок 23 Г-51; блок питания "Статрон" – 2 ед.; блок питания Ф 5075; вакуумный агрегат; весы; вольтметр VM -70; вольтметр В7-15; вольтметр В7-16; вольтметр ВУ-15; генератор Г-5-6А; генератор Г4-76А; генератор Г4-79; генератор Г5-48; датчик колебаний КВ -11/01; датчик колебаний КР -45/01; делитель Ф5093; измеритель ИМП -2; измеритель параметров Л2-12; интерферометр ИТ 51-30; источник "Агат" – 3 ед.; источник питания; источник питания 3222; источник питания ЭСВ -4; лабораторная установка для настройки газовых лазеров; лазер ЛГИ -21; М-кальк-р МК-44; М-калькул-р "Электроника"; магазин сопротивления Р4075; магазин сопротивления Р4077; микроскоп МБС -9; модулятор МДЕ; монохроматор СДМС -97; мост переменного тока Р5066; набор цветных стекол; насос вакумный; насос вакуумный ВН-01; осциллограф С1-31; осциллограф С1-67; осциллограф С1-70; осциллограф С1-81; осциллоскоп ЕО -174В – 2 ед.; пентакта L-100; пирометр "Промень"; пистонфон 05001; преобразователь В9-1; прибор УЗДН -2Т; скамья оптическая СО 1м; спектограф ДФС -452; спектограф ИСП -51; стабилизатор 1202; стабилизатор 3217 – 4 ед.; стабилизатор 3218; стабилизатор 3222 – 3 ед.; станок токарный ТВ-4; усилитель мощности ЛВ -103 – 4 ед.; усилитель У5-9; центрифуга ВЛ-15; частотомер Ч3-54А; шкаф металлический; эл.двигатель; электродинамический калибратор 11032 |
419К | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; | Учебная мебель на 17 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: NAIO Corp Z520, НЭТА - 4 in - 13 ед. |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Рекомендации по подготовке к лекционным занятиям - перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. - бегло ознакомиться с содержанием очередной лекции по основным источникам литературы в соответствии с рабочей программой дисциплины; - обратить особое внимание на сущность и графическое сопровождение основных рассматриваемых теоретических положений. - руководствоваться графиком самостоятельной работы; - выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; - подготовку к зачету необходимо проводить по теоретическим вопросам - при подготовке к зачету параллельно прорабатываете соответствующие теоретические и практические разделы курса, все неясные моменты фиксируйте и выносите на плановую консультацию. Рекомендации по подготовке к самостоятельной работе - руководствоваться графиком самостоятельной работы; - выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; - подготовку к зачету необходимо проводить по теоретическим вопросам - при подготовке к зачету параллельно прорабатываете соответствующие теоретические и практические разделы курса, все неясные моменты фиксируйте и выносите на плановую консультацию. |