МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Общая психология (модуль 4)
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.05.01. Клиническая психология (специальность)
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 22 18 22
Практические 24 34 24 34
Сам. работа 66 25 66 25
Итого 108 81 108 81

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Общая психология (модуль 4)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.01 КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 г. № 1181)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.псх.н, Каширский Д.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Заведующий кафедрой профессор, д.псх.н, Каширский Д.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование и развитие у студентов целостной системы базовых научных знаний от общепсихологических закономерностях психической деятельности, основных категориях, фундаментальных теориях и концепциях, основных методов психологической науки.
Формирование и развитие у студентов целостной системы базовых научных знаний от общепсихологических закономерностях психической деятельности, основных категориях, фундаментальных теориях и концепциях, основных методов психологической науки.
Задачи:
- Познакомить студентов с основными (ведущими) общепсихологическими направлениями в отечественной и зарубежной психологии;
- Дать представление студентам об основных проблемах современной психологии, интерпретируемых с различных теоретико-методологических позиций;
- Проанализировать структуру современной общей психологии, провести общепсихологический анализ психологических явлений: психических процессов, психологических состояний, психологических свойств личности;
- Познакомить студентов с общепсихологическими закономерностями, особенностями онтогенетического развития человека;
- Рассмотреть базовые проблемы развития психологии на совремнном этапе и в ее будущем.


Задачи:
- Познакомить студентов с основными (ведущими ) общепсихологическими направлениями в отечественной и зарубежной психологии;
- Дать представление студентам об основных проблемах современной психологии, интерпретируемых с различных теоретико-методологических позиций;
- Проанализировать структуру современной общей психологии, провести общепсихологический анализ психологических явлений: психических процессов, психологических состояний, психологических свойств личности;
- Познакомить студентов с общепсихологическими закономерностями, особенностями онтогенетического развития человека;
- Рассмотреть базовые проблемы развития психологии на совремнном этапе и в ее будущем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1: способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ПК-3: способностью планировать и самостоятельно проводить психодиагностическое обследование пациента в соответствии с конкретными задачами и этико-деонтологическими нормами с учетом нозологических, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- теоретические, методологические основания различных подходов в мировой и отечественной психологической науке к изучению, осмыслению и интерпретации различных проявлений психики человека, в том числе - пониманию современной научной картины мира в системе наук о человеке;
- психические явления, категории, понятия, методы изучения и анализа закономерностей становления и развития психики, научные направления в психологической науке;
- методы и результаты классических и современных исследований психических процессов, состояний и свойств.
3.2.Уметь:
3.2.1.- устанавливать связи между теоретическим и эмпирическим уровнями познания психической активности человека;
- осмысливать и применять общепсихологические знания о когнитивной, эмоциональной, мотивационной, рефлексивной, оценочно-притязательной, интерактивной (поведенческой) сферах личности при постановке и разрешении профессиональных задач в области научно-исследовательской и практикоориентированной деятельности;
- организовывать, осуществлять и анализировать собственную активность (рефлексивность) в области профессионального самосовершенствования, выбор адекватных траекторий профессионального саморазвития.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- категориальным пакетом научной психологии для выполнения и реализации различных целей (исследовательских, прикладных и практических, преподавательских, профилактических, просветительских (эмпирических) исследований);
- основами профессионального психологического мышления анализа различного рода психологических ситуаций с позиций оббей психологии;
- информацией об актуальных проблемах и современном состоянии общепсихологических исследований психического мира человека;
- методами организации, проведения научно-исследовательской, педагогической, профилактической работой с общепсихологических позиций применять;
- применением общепсихологические научные результатов в прикладных и практических областях психологии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сенсорно-перцептивные процессы
1.1. Общая характеристика сенсорно-перцептивных, интеллектуальных, регуляционных психических процессов. Предыстория современной когнитивной психологии. Общая характеристика психических процессов. Классификации. Сенсорно-перцептивные, интеллектуальные, регуляционные психические процессы. Этапы обработки информации. Структура сенсорной системы. Феномены взаимодействия сенсорных процессов. Этапы обработки информации. Структура сенсорной системы. Образы восприятия. Психофизика и психофизиология сенсорных процессов. Понятие сенсорных паттернов. Теоретические подходы, объясняющие распознавание зрительных паттернов. Предыстория современной когнитивной психологии. Общая характеристика психических процессов. Классификации. Сенсорно-перцептивные, интеллектуальные, регуляционные психические процессы. Этапы обработки информации. Структура сенсорной системы. Лекции 4 2 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л2.7, Л1.6
1.2. Теоретические подходы, объясняющие распознавание зрительных паттернов. Теория формирования прототипов. Современные теоретические подходы к изучению человеческого познания: компьютерная метафора психики человека, информационная метафора, коннекционизм, метакогнитивные операции и модель адаптивного контроля мышления, голографическая модель познания. Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.6
1.3. Пороговая проблема (дискретность - непрерывность). Интерпретация понятия порога чувствительности (пороговой зоны) от Фехнера до наших дней. Субсенсорная зона. Психофизические законы. Основной психофизический закон Вебера - Фехнера. Закон Стивенса. «Обобщенный психофизический закон» Ю.М. Забродина. Определение ощущения и восприятия. Основные свойства ощущений. Классификации ощущений. Физиологические механизмы ощущений. Основные свойства восприятия. Развитие сенсорики в онтогнезе и трудовой деятельности. Теоретические представления о механизмах перцептивного научения. Практические 4 4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6
1.4. Теории И.М. Сеченова, И.П. Павлова. Понятие об анализаторе. Виды рецепторов. Классификация анализаторов и ощущений. Экстрацептивные, интроцептивные, проприоцептивные, интермодальные и "неспецифические" ощущения. Другие классификации ощущений. Основные методы количественного измерения ощущений. Понятие порогов ощущений: абсолютные и разностные пороги, допущение о дискретности сенсорного ряда. Психофизиологические особенности ощущений. Явление адаптации в различных модальностях, виды проявления. Практические 4 2 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.6, Л1.5, Л1.6
1.5. Кросскультурные исследования восприятия. Культурно-историческая традиция в исследовании восприятия. Мотивация, потребности и ценности как организующие факторы восприятия. Индивидуальные различия в восприятии. Сам. работа 4 6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.6, Л1.5, Л1.6
Раздел 2. Процессы ощущения и восприятия
2.1. Ощущение как процесс отражения отдельных свойств и качеств предметов и явлений. Основные психофизические параметры ощущений. Работы Г. Гельмгольца, Г. Фехнера, М. Вебера, С. Стивенсона. Понятие о психофизическом операторе. Понятие ощущения. Классификация ощущений. Экстероцептивные, интроцептивные, проприоцептивные, интермодальные и «неспецифические» ощущения. Физиологические механизмы ощущений. Особенности ощущений. Теории И.М. Сеченова, И.П. Павлова. Понятие об анализаторе. Виды рецепторов. Классификация ощущений. Психофизика ощущений. Психофизиологические особенности ощущений. Основные методы количественного измерения ощущений. Понятие порогов ощущений, их виды. Закон М. Вебера-Фехнера. Методы изучения ощущений. Лекции 4 2 Л1.4
2.2. Перцептивный уровень отражения. Эмпирические характеристики образа восприятия. Первичные характеристики (пространственно- временные, модальностные и интенсивностные). Вторичные характеристики образа восприятия (предметность, целостность, константность, обобщенность; характеристики, возникающие под влиянием вышележащих структур: осмысленность избирательность, историчность). Факторы развития перцепции. Определение восприятия. Объектно- и субъектно-ориентированные процессы восприятия. Основные свойства образов восприятия. Различные представления о стимуле. Определение ощущения. Основные свойства ощущений. Классификации ощущений и рецепторов. Виды образов. Теории восприятия. Теории восприятия, относящиеся к объектно-ориентированному подходу: структуралистская теория (Титченер), гештальттеория (Вертхаймер, Келер, Коффка), экологическая теория (Гибсон). Теории восприятия, относящиеся к субъектно-ориентированному подходу: теория бессознательных умозаключений (Гельмгольц), теория категоризации (Брунер), теория перцеп Практические 4 4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5, Л1.6
2.3. Виды ощущений. Взаимодействие ощущений. Классификации ощущений. Сенсорная организация человека (по Б.Г. Ананьеву). Понятия сенсибилизации и сенситивности. Становление сенсорной системы человека в онтогенезе. Сенсорная организация, образ жизни и культура. Предмет и задачи психофизики. Пороги ощущений. Чувствительность. Косвенное измерение ощущений. Закон Фехнера. Прямое измерение ощущений. Закон Стивенса. Теория обнаружения сигналов. Восприятие пространства. Признаки восприятия удаленности и глубины. Механизмы стереозрения. Восприятие реального движения. Теории восприятия стабильности видимого мира. Определение и виды константности восприятия. Процедура измерения константности. Теории константности. Экологический подход к восприятию пространства, движения, константности восприятия. Виды оптических искажений. Проблема перцептипной адаптации к инвертированному зрению и ее экспериментальные исследования. Феномены псевдоскопического восприятия, их описание и объяснение. Создание искусственных органов чувств, форми Лекции 4 4
2.4. Развитие восприятия. Проблема врожденного и приобретенного в восприятии: нативистическая и эмпиристическая точки зрения. Примеры экспериментальных исследований. Основные направления развития восприятия: обогащение и дифференциация. Роль двигательной активности в развитии ощущения и восприятия. Общее представление о перцептивных действиях и их развитии. Восприятие. Образы восприятия. Многообразие образных явлений в сознании человека. Теории восприятия в ассоциативной психологии: теория постоянства, принцип ассоциации. Апперцепция восприятия. Сам. работа 4 6 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6
2.5. Восприятие. Обнаружение сенсорных сигналов. Теория обнаружения сигналов. Критерий наблюдателя и концепция порога. Теория связи и теория информации. Объем восприятия. Иконическое хранение. Влияние задержки инструкции на воспроизведение. Эхоическое хранение. Функции сенсорных хранилищ. Распознавание паттернов (восприятие). Подходы к распознаванию зрительных паттернов. Гештальтпсихологическая концепция восприятия (К. Коффка, В. Вундт). Принципы гештальта. Принципы обработки информации: «снизу-вверх» и «сверху-вниз». Принцип обработки «Сравнение с эталоном». Подетальный анализ. Теория формирования прототипов. Абстрагирование зрительной информации. Экспериментальные исследования ощущения и восприятия. Практические 4 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.6, Л1.5, Л1.6
2.6. Процесс становления образа. Восприятие как система перцептивных действий. Закон перцепции Н.Н. Ланге. Стадии перцептогенеза. Влияние установки на процесс становления образа. Экспериментальные исследования роли перцептивных действий в становлении образа. Теории восприятия. Факторы развития перцепции. Представления. Отличительные особенности вторичных образов по сравнению с образами восприятия. Эмпирические характеристики образов представления. Базовые — пространственные (панорамность, обособление фигуры и фона, выпадение абсолютных величин, топографическая схематизация), временные (симультанность, несохранение длительности, прочность сохранения временной последовательности), модальностные и интенсивностные. Производные: фрагментарность, неустойчивость, обобщенность. Место представлений среди других психических процессов (уровень отражения, обеспечивающий переход от перцепции к мышлению, от чувственного к логическому). Роль представлений в жизни и деятельности человека. Представление как образное отражение пре Практические 4 4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6
2.7. Восприятие пространства. Признаки восприятия удаленности и глубины. Механизмы стереозрения. Восприятие реального движения. Теории восприятия стабильности видимого мира. Определение и виды константности восприятия. Процедура измерения константности. Теории константности. Экологический подход к восприятию пространства, движения, константности восприятия. Виды оптических искажений. Проблема восприятия третьего измерения. Признаки удаленности и глубины. Роль бинокулярного зрения, бинаурального слуха и бимануального осязания в формировании 3-хмерности перцептивного образа. Иллюзии восприятия. Механизмы. Практические 4 2
Раздел 3. Интеллектуальные процессы. Группа интеллектуальных процессов. Общая характеристика группы интеллектуальных процессов. Взаимосвязь памяти, мышления, воображения и речи.
3.1. Общее представление о памяти. Основные подходы к ее изучению и теории. Развитие памяти. Определение памяти. Краткая история развития представлений о памяти. Место памяти в когнитивной сфере. Модели памяти: модель Во и Нормана, модель Клацки, модель Аткинсона и Шифрина, модель уровня воспроизведения, модель уровня обработки (УО). Эффект отнесения к себе. Эпизодическая и семантическая память по Тульвингу. Физиологические, нейрофизиологические, нейропсихологические и биохимические механизмы памяти. Основные содержания, процессы, виды и функции памяти. Память и научение. Исследования процесса формирования умений и навыков: критерии хорошо освоенных умений, кривая научения, стадии формирования двигательных навыков. Нарушения памяти: амнезии, корсаковский синдром, обманы памяти. Ассоцианистский подход к изучению памяти: основные методы и результаты ее исследования. Представление о предмете психологии памяти в работах Ф. Бартлетта. Эксперимент с использованием процедуры последовательного запоминания. Деятельностный Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6, Л2.8, Л2.12
3.2. Исследования памяти в когнитивной психологии. Общая характеристика когнитивной психологии. Модель памяти Н. Во и Д. Нормана: описание и эмпирическое обоснование. Модель памяти Р. Аткинсона и Р. Шифрина. Характеристика сенсорного регистра, кратковременной и долговременной памяти: методы и результаты исследований. Теория уровней обработки информации Ф.  Крейка и Р. Локхарта: основные положения и эмпирическое обоснование. Практические 4 4 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6, Л2.8, Л2.12
3.3. Оперативная память. Основные процессы памяти. Запоминание как процесс кодирования информации. Сенсорный регистр. Типичные способы кодирования (иконическое, кратковременное, долговременное) и их закономерности. Сохранение как процесс переработки информации. Воспроизведение или извлечение из памяти необходимой информа­ции. Роль ассоциаций в памяти. Их виды и характеристика. Виды кодирования и декодировки информации. Забывание как особый процесс памяти. Теории забывания. Механизмы. Забывание: теория затухания, теория интерференции, ситуативное забывание. Забывание – следствие про - ретроактивного торможения и явлений интерференции. «Закон края» в памяти, виды интерференции. Кривая забывания. Опыты Эббингауза. Явление реминисценции. Психологические приемы «борьбы» с забыванием. Практические 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6
3.4. Псевдопамять. Теория прототипов: центральная тенденция и частота признаков. Распознавание образов в шахматах. Роль наблюдателя в распознавании паттернов. Классические методы исследования памяти. Исследование непроизвольного запоминания и условий его продуктивности (П.И. Зинченко). Теория уровней переработки. Эффект Струпа. Формирование искусственных понятий (методика Дж.Брунера). Метод поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Исследование влияния прошлого опыта на решение творческих задач (на примере задач Дункера). Формы, методы, приемы и способы эффективной организации работы памяти. Условия рационального запоминания. Повторение и его обеспечение. Психология структурирования. Мнемотехнические приемы запоминания. Тренировка памяти, ее способы и организация. Сам. работа 4 6 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6
3.5. Понятие внимания как психического процесса. Физиологические основы внимания. Общее представление о внимании. Основные подходы к его изучению и теории. Развитие внимания. Определение внимания: основные проблемы, подходы и примеры. Основные феномены, виды и свойства внимания. Подход к развитию внимания с позиций культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Исследование А.Н. Леонтьева. Внимание как функция умственного контроля (Гальперин). Исследование формирования внимания. Исследования внимания в когнитивной психологии. Постановка проблемы внимания в когнитивной психологии. Исследования К. Черри. Модели ранней селекции (Бродбент, Трейсман) и поздней селекции (Норман): их описание и эмпирические обоснования. Модель распределения ресурсов внимания (Канеман). Представление У. Найссера о внимании. Его экспериментальная критика моделей селекции и распределения ресурсов внимания. Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6
3.6. Основные свойства внимания. Виды внимания. Функции внимания. Внимание и ресурсы. Патология внимания. Функции внимания: направленность, сосредоточенность и углубленность в деятельность, контроль и регуляция деятельности. Виды внимания. Непроизвольное внимание: внешние (динамика, интенсивность, физические характеристики сигналов); внутренние (интересы, потребности, эмоциональная значимость, влияние прежнего опыта, установки и ожидания субъекта) - факторы, обусловливающие возникновение непроизвольного внимания. Произвольное внимание как отражение уровня развития волевого уровня саморегуляции личности. Зависимость произвольного внимания от целенаправленности и планомерности деятельности личности. Послепроизвольное внимание: сходство и отличие от непроизвольного внимания. Связь послепроизвольного внимания и эмоциональной сферы личности. Практические 4 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6
3.7. Развитие внимания в филогенезе и онтогенезе. Основные теории внимания. Классификация теорий внимания (Н.Н. Ланге и Р.Л. Солсо). Теория внимания как стороны ориентировочно-исследовательской деятельности (П.Я. Гальперин). Теория о связи внимания с аффективным состоянием и волей человека Т. Рибо. Управление вниманием. Связь внимания с другими психическими процессами: ощущениями, восприятием, памятью, мышлением. Учет и использование внутренних и внешних факторов для привлечения и поддержания внимания. Способы коммуникатора и способы адресата в управлении вниманием. Сам. работа 4 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6, Л2.10, Л2.11
3.8. Общее представление о мышлении. Мышление. Мышление как высший уровень познавательных процессов. Базовые эмпирические характеристики мышления по Л.М. Веккеру: пространственно- временные, модальностные, интенсивностные. Основные эмпирические характеристики мысли: речевая форма, суждение, опосредованность, обобщенность. Феномен понимания. Мыслительные операции и их обратимость. Фазовая динамика мыслительного процесса. Основные этапы формирования умственных действий по П.Я. Гальперину. Гештальт- психология о фазах творческого поиска (инкубация, инсайт). Процесс переструктурирования (М. Вертгеймер, К. Дункер). Процесс переформулирования (Л.М. Веккер). Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6, Л2.8, Л2.12
3.9. Допонятийное мышление. Взгляды Л.С. Выготского и Ж. Пиаже. Основные эмпирические характеристики допонятийного мышления: эгоцентризм, синкретизм, трансдукция, нечувствительность к противоречиям и переносному смыслу, несогласованность содержания и объема. Особенности первобытного мышления (Л. Леви- Брюль и др.). Понятийное мышление. Основные эмпирические характеристики: децентрация, координация вариативных и инвариантных компонентов, индуктивно­ дедуктивный строй, полнота обратимости операций, согласованность содержания и объема в понятийной мысли, чувствительность к противоречиям. Феномен «безобразного мышления» (Вюрцбургская школа). «Языки мышления»: пространственно-образный и знаково-символический (Л.М. Веккер). Теории мышления. Теории мышления как процесса решения задач: теория мышления как процесса восполнения комплекса (Зельц), гештальттеория продуктивного мышления (Дункер), информационная теория мышления (Ньюэлл, Саймон). Теория мышления как процесса обобщенного и опосредованного познания действительнос Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5, Л1.6, Л2.8, Л2.12
3.10. Развитие мышления. Определение интеллекта, стадии развития сенсо-моторного и понятийного интеллекта (Пиаже). Значение слова как единица речевого мышления (Выготский). Фило- и онтогенез речевого мышления. Методики исследования образования искусственных понятий. Мышление. Мышление как высшая форма познания. Особенности мыслительной деятельности. Мышление и сенсорно-перцептивные процессы. Мышление и память. Краткая история развития представлений о мышлении. Роль эмоциональных явлений в активации мышления. Мышление как аналитико-синтетическая деятельность. Мышление как процесс решения задач. Эвристический подход к мышлению. Сам. работа 4 3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5, Л1.6, Л2.8, Л2.12
3.11. Характеристика основных мыслительных операций. Формирование понятий. Примеры концептуальных задач. Усвоение правил. Ассоциативная теория. Проверка гипотез. Стратегии формирования понятия. Логика как наука о мышлении. Формальное мышление. Принятие решений. Виды мышления. Конкретно-действенное (практическое), наглядно-образное, абстрактное (логическое) мышление. Роль мышле­ния в прогнозировании. Вероятностное, творческое мышление. Практические 4 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5, Л1.6
3.12. Индивидуальные особенности мышления. Обучаемость и ее психологическая характеристика. Основные качества ума и особенности их проявления в познавательной деятельности. Человеческий интеллект. Проблема определения. Факторный анализ интеллекта. Когнитивные теории интеллекта. Общие интеллектуальные способности. Операциональная концепция интеллекта Ж.Пиаже. Факторные модели интеллекта. Модели С.Спирмена, Л.Терстоуна, Дж.Гилфорда и др. Когнитивные модели интеллекта. Концепция ментального опыта М.А.Холодной. Функциональная асимметрия головного мозга и способности. Диагностика интеллекта. Коэффициент интеллекта. Шкала умственного развития Бине-Симона. Тестовые измерения интеллекта. Прогрессивные матрицы Дж.Равена. Тесты Д.Векслера и Р. Амтхауэра. Современные способы оценки интеллекта. Проблема измерения эмоционального, практического и социального интеллекта. Когнитивные стили и методы их изучения. Практические 4 2 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.5, Л1.6, Л2.13
3.13. Воображение. Краткая история развития представлений о мысленных образах (воображении). Воображение как особый вид психических про­цессов. Общая характеристика воображения. Количественная оценка воображения. Когнитивный подход к воображению. Гипотеза двойного кодирования информации в памяти. Теория организующих связей Бауэра (роль образов в научении и памяти). Концептуально-пропозициональная гипотеза Андерсона и Бауэра хранения информации в памяти. Функциональная эквивалентность мысленных образов по Шепарду. Радикальная теория образов. Виды воображения. Непосредственное и произвольное воображение. Репродуктивное (воссоздающее) и творческое воображение. Основные формы воображения. Фантазия, мечта. Галлюцинации. Характеристика приемов воображения: агглютинации, схематизации, акцентирования и др. Роль воображения в развитии мышления. Воображение и личность. Сам. работа 4 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.5, Л1.5, Л1.6
Раздел 4. Речь. Язык и речь. Язык и мышление. Речь и мышление.
4.1. Опосредованность речью высших форм познания. Функции речи. Регуляторная функция речи. Речевая коммуникация. Мозговая организация речи. Виды речи. Экспрессивная и импрессивная речь. Внутренняя речь и ее генезис. Характеристика процесса воплощения мысли в слово. Значение и смысл слова. Методы исследования значений слова. Развитие значения слова. Слово и понятие. Синтаксические средства высказывания. Основные виды высказываний. Эволюция логико-грамматических структур высказывания. Процессы кодирования и декодирования речевого высказывания. Проблема и исследования эгоцентрической речи. Семантические поля и методы их изучения. Понимание слов и предложений, текста и подтекста. Проблема значения и смысла. Понятия и прототипы (Э. Рош). Гипотеза лингвистической относительности. Проблема развития речи в трудах В. Штерна, Л.С. Выготского, Ж.Пиаже, А.Р. Лурия. Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5, Л1.6
4.2. Язык и речь: основные единицы языка. Речь и язык. Развитие речи в онтогенезе. Формирование речевого высказывания. Декларативные и процедурные знания при овладении языком. Овладение вторым языком. Прогнозирование в речевой деятельности. Восприятие и понимание речи. Роль речи в мышлении. Проблема речи и мышления в работах Л.С. Выготского, Ж.Пиаже, А.Р. Лурия. Путь от мысли к развёрнутой речи. 4 Нарушения речи и их психологические последствия. Понятие об афазиях. Психология билингвизма. Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5, Л1.6
4.3. Экспериментальные исследования мышления и речи. Возможности и ограничения использования метода рассуждения вслух для анализа  мыслительного процесса. Построение родословного дерева решения задачи. Построение графа решения задачи. Использование поведенческих и физиологических реакций для изучения мышления. Этапы творческого процесса. Факторы, влияющие на успешность решения задач. Исследования условий эффективности влияния наводящей задачи на решение основной. Исследование процесса образования понятий. Логика и психология мышления: исследования процессов умозаключений. Практические 4 2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5, Л1.6, Л2.9

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Модуль 4. Психические состояния и процессы
1. Психические состояния человека: определение, структура, функции, общие характеристики, детерминанты состояния. Классификация психических состояний.
2. Место психических состояний в системе психических явлений. Соотношение понятий: развитие личности, психические состояния, свойства личности.
3. Определение функциональной системы и функционального состояния человека
4. Классификация функциональных состояний.
5. Функциональные состояния, как характеристика эффективной стороны деятельности.
6. Функциональное состояние адекватной мобилизации и состояние динамического рассогласования. Понятие утомление и переутомление как показатели снижения уровня работоспособности организма.
7. Монотония как состояние процесса рабочей деятельности и монотония жизненных условий. Количественные и качественные проявления монотонии.
8. Состояние сознания - бодрствование. Нейрофизиологические механизмы обеспечения уровня активации. Закон Йеркса-Додсона, Хебба. Характеристика бодрствующего состояния сознания. Критерии сознания. Состояние отрешения, экстаза, ясновидения. Понятие континуума сознания.
9. Сон как состояние сознания, механизмы сна, фазы сна. Роль сновидений в жизни человека.
10. Трансперсональная психология: Измененные состояния сознания (гипноз, медитация)
11. Патологические состояния сознания, вызванные приемом лекарственных и наркотических веществ.
12. Классические теории внимания, ресурсная концепция внимания Д. Каннемана, У. Найсер. Теории внимания в работах Ю.Б. Гиппенрейтер, П.Я. Гальперина, Ю.Б. Дормашева, А.Р. Лурия, В.Я. Романова, Е.Н. Соколова.
13. Определение внимания как психического процесса, его виды, характеристики); свойства.
14. Психическое состояние внешней и внутренней сосредоточенности внимания; состояние рассеянности, его физиологические механизмы).
15. Особенности эмоциональных явлений в структуре психики и их классификация.
16. Психологические теории эмоций: Г. Бреслава, В. Вундта, В.К. Вилюнаса, Джеймса-Ланге, Кеннона-Барда, П.В. Симонова, Л. Фестингера.
17. Эмоциональные реакции. Понятие эмоций, психологические функции, классификация и модальность эмоций. Физиологический механизм эмоций и функциональная роль правого и левого полушария в проявлении эмоций.
18. Определение эмоциональных состояний. Виды эмоциональных состояний и их психологический анализ.
19. Предыстория современной когнитивной психологии. Репрезентация знаний: древний период, средневековый период, начало двадцатого века. Возрождение когнитивной психологии: 50-е годы ХХ века.
20. Общая характеристика психических процессов. Классификации. Сенсорно-перцептивные, интеллектуальные, регуляционные психические процессы.
21. Характеристика сенсорно-перцептивных процессов. Общее понятие об ощущениях, восприятии, представлениях.
22. Ощущение как процесс отражения отдельных свойств и качеств предметов и явлений. Основные психофизические параметры ощущений. Работы Г. Гельмгольца, Г. Фехнера, Э. Вебера, С. Стивенса. Понятие о психофизическом операторе. Понятие ощущения.
23. Классификация ощущений. Экстрацептивные, интроцептивные, проприоцептивные, интермодальные и "неспецифические" ощущения. Физиологические механизмы ощущений.
24. Теории И.М. Сеченова, И.П. Павлова. Понятие об анализаторе. Виды рецепторов. Классификация анализаторов и ощущений.
25. Классификация ощущений: функциональный подход. Характеристика ощущений: соместезия, кинестезия, химическое чувство, слух, зрение.
26. Характеристика механизмов зрительного восприятия. Теории цветового зрения.
27. Психофизика ощущений. Психофизиологические особенности ощущений. Основные методы количественного измерения ощущений. Понятие порогов ощущений, их виды. Закон Вебера-Фехнера.
28. Явление адаптации в различных модальностях, виды проявления. Постадаптационное восстановление. Понятие о сенсибилизации ощущений.
29. Компенсация ощущений, ее механизмы. Особенности ощущений при сенсорных поражениях или депривациях. Взаимодействие ощущений. Объективный и субъективный характер ощущений.
30. Свойства восприятия. Теории восприятия в ассоциативной психологии: теория постоянства, принцип ассоциации. Апперцепция восприятия.
31. Восприятие. Обнаружение сенсорных сигналов. Теория обнаружения сигналов. Критерий наблюдателя и концепция порога.
32. Теория связи и теория информации. Объем восприятия. Иконическое хранение. Влияние задержки инструкции на воспроизведение. Эхоическое хранение. Функции сенсорных хранилищ.
33. Распознавание паттернов (восприятие). Подходы к распознаванию зрительных паттернов – основные характеристики.
34. Гештальтпсихологическая концепция восприятия (К. Кофка, В. Вундт). Принципы гештальта (фигура на фоне, объединенения элементов и т.п.).
35. Принципы обработки информации: «снизу-вверх» и «сверху-вниз». Принцип обработки «Сравнение с эталоном». Подетальный анализ.
36. Теория формирования прототипов: центральная тенденция и частота признаков. Псевдопамять. Распознавание образов в шахматах. Роль наблюдателя в распознавании паттернов.
37. Особенности восприятия пространства: восприятие формы, глубины, расстояния, величины. Иллюзии восприятия. Стереоскопическое восприятие.
38. Особенности восприятия времени.
39. Особенности восприятия движения. Характеристика кинестетических ощущений в восприятии движения. Теории восприятия движения.
40. Представление как образное отражение предметов и явлений, действующих на органы чувств в прошлом опыте. Психологическая характеристика представлений.
41. Значение «чувственных образов» испытуемых в проведении различного типа психологических тренингов.
42. Понятие внимания. Физиологические основы внимания. Виды внимания
43. Функции внимания. Основные свойства внимания.
44. Внимание и ресурсы. Патологии внимания. Развитие внимания в детском возрасте. Формирование внимания.
45. Теории внимания.
46. Краткая история развития представлений о памяти. Место памяти в когнитивной сфере.
47. Модели памяти: модель Во и Норманна; модель Аткинсона и Шифрина; модель уровня воспроизведения.
48. Модели памяти: модель уровня обработки (УО); эффект отнесения к себе; эпизодическая и семантическая память по Тульвингу.
49. Физиологические, нейрофизиологические, нейропсихологические и биохимические механизмы памяти.
50. Виды памяти. Классификация видов памяти по различным критериям: длительности хранения, способов переработки, участия волевых процессов и т.д. Краткая характеристика видов памяти.
51. Кратковременная память. Объем КВП. Оперативная память.
52. КВП, ДВП и единицы информации Кодирование информации КВП
53. Долговременная память: структура и хранение
54. Процессы памяти: кодирование. Запоминание как процесс кодирования информации. Сенсорный регистр. Типичные способы кодирования.
55. Сохранение как процесс переработки информации. Эпизодическая и семантическая память. Способы организации информации в памяти.
56. Процессы памяти: воспроизведение. Виды воспроизведения. Роль ассоциаций в памяти.
57. Процесс забывания: факторы, влияющие на забывание. Теории забывания: теория затухания, теория интерференции, ситуативное забывание.
58. Эффект края. Кривая забывания. Опыты Эббингауза. Явление реминисценции. Мнемотехнические приемы.
59. Нарушения памяти: амнезия, агнозия, апраксия.
60. Краткая история развития представлений о мысленных образах. Воображение как особый вид психических процессов. Общая характеристика воображения.
61. Количественная оценка воображения. Когнитивный подход к воображению. Гипотеза двойного кодирования информации в памяти.
62. Теория организующих связей (Бауэр) – роль образов в научении и памяти. Концептуально-пропозициональная гипотеза (Андерсон, Бауэр).
63. Функциональная эквивалентность мысленных образов по Шепарду. Радикальная теория образов.
64. Виды воображения. Непроизвольное и произвольное воображение. Репродуктивное (воссоздающее) и творческое воображение.
65. Основные формы воображения. Фантазия, мечта, галлюцинации.
66. Характеристика приемов воображения: агглютинация, схематизация, и др.
67. Краткая история развития представлений о мышлении. Мышление как познавательно-преобразовательный процесс.
68. Роль эмоциональных явлений в активации мышления. Мышление как процесс решения задач. Эвристический подход к мышлению.
69. Виды мышления. Роль мышления в прогнозировании. Развитие мышления в онтогенезе.
70. Процессы мышления: понятие, суждение, умозаключение, индукция, дедукция.
71. Виды понятий: признаки и концептуальные правила, их связывающие. Простые и сложные понятия.
72. Формирование понятий. Усвоение правил. Проверка гипотез: стратегии мышления.
73. Операции мышления (сравнение, анализ, синтез и т.п.). Формальное мышление
74. Мышление как процесс решения задач. Принятие решений.
75. Индивидуальные особенности мышления. Обучаемость. Основные качества ума и особенности их проявления в познавательной деятельности.
76. Творческое мышление. Основные характеристики. Факторы влияющие на развитие творческого мышления.
77. Человеческий интеллект. Проблема определения.
78. Факторный анализ интеллекта.
79. Когнитивные теории интеллекта.
80. Когнитивные стили как индивидуально-своеобразные способы переработки информации
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Психические процессы.
1. Предыстория современной когнитивной психологии. Репрезентация знаний: древний период, средневековый период, начало двадцатого века. Возрождение когнитивной психологии: 50-е годы ХХ века.
2. Общая характеристика психических процессов. Классификации. Сенсорно-перцептивные, интеллектуальные, регуляционные психические процессы.
3. Характеристика сенсорно-перцептивных процессов. Общее понятие об ощущениях, восприятии, представлениях.
4. Ощущение как процесс отражения отдельных свойств и качеств предметов и явлений. Основные психофизические параметры ощущений. Работы Г. Гельмгольца, Г. Фехнера, Э. Вебера, С. Стивенса. Понятие о психофизическом операторе. Понятие ощущения.
5. Классификация ощущений. Экстрацептивные, интроцептивные, проприоцептивные, интермодальные и "неспецифические" ощущения. Физиологические механизмы ощущений.
6. Теории И.М. Сеченова, И.П. Павлова. Понятие об анализаторе. Виды рецепторов. Классификация анализаторов и ощущений.
7. Классификация ощущений: функциональный подход. Характеристика ощущений: соместезия, кинестезия, химическое чувство, слух, зрение.
8. Характеристика механизмов зрительного восприятия. Теории цветового зрения.
9. Психофизика ощущений. Психофизиологические особенности ощущений. Основные методы количественного измерения ощущений. Понятие порогов ощущений, их виды. Закон Вебера-Фехнера.
10. Явление адаптации в различных модальностях, виды проявления. Постадаптационное восстановление. Понятие о сенсибилизации ощущений.
11. Компенсация ощущений, ее механизмы. Особенности ощущений при сенсорных поражениях или депривациях. Взаимодействие ощущений. Объективный и субъективный характер ощущений.
12. Свойства восприятия. Теории восприятия в ассоциативной психологии: теория постоянства, принцип ассоциации. Апперцепция восприятия.
13. Восприятие. Обнаружение сенсорных сигналов. Теория обнаружения сигналов. Критерий наблюдателя и концепция порога.
14. Теория связи и теория информации. Объем восприятия. Иконическое хранение. Влияние задержки инструкции на воспроизведение. Эхоическое хранение. Функции сенсорных хранилищ.
15. Распознавание паттернов (восприятие). Подходы к распознаванию зрительных паттернов – основные характеристики.
16. Гештальтпсихологическая концепция восприятия (К. Кофка, В. Вундт). Принципы гештальта (фигура на фоне, объединенения элементов и т.п.).
17. Принципы обработки информации: «снизу-вверх» и «сверху-вниз». Принцип обработки «Сравнение с эталоном». Подетальный анализ.
18. Теория формирования прототипов: центральная тенденция и частота признаков. Псевдопамять. Распознавание образов в шахматах. Роль наблюдателя в распознавании паттернов.
19. Особенности восприятия пространства: восприятие формы, глубины, расстояния, величины. Иллюзии восприятия. Стереоскопическое восприятие.
20. Особенности восприятия времени.
21. Особенности восприятия движения. Характеристика кинестетических ощущений в восприятии движения. Теории восприятия движения.
22. Представление как образное отражение предметов и явлений, действующих на органы чувств в прошлом опыте. Психологическая характеристика представлений.
23. Значение «чувственных образов» испытуемых в проведении различного типа психологических тренингов.
24. Краткая история развития представлений о памяти. Место памяти в когнитивной сфере.
25. Модели памяти: модель Во и Норманна; модель Аткинсона и Шифрина; модель уровня воспроизведения.
26. Модели памяти: модель уровня обработки (УО); эффект отнесения к себе; эпизодическая и семантическая память по Тульвингу.
27. Физиологические, нейрофизиологические, нейропсихологические и биохимические механизмы памяти.
28. Виды памяти. Классификация видов памяти по различным критериям: длительности хранения, способов переработки, участия волевых процессов и т.д. Краткая характеристика видов памяти.
29. Кратковременная память. Объем КВП. Оперативная память.
30. КВП, ДВП и единицы информации Кодирование информации КВП
31. Долговременная память: структура и хранение
32. Процессы памяти: кодирование. Запоминание как процесс кодирования информации. Сенсорный регистр. Типичные способы кодирования.
33. Сохранение как процесс переработки информации. Эпизодическая и семантическая память. Способы организации информации в памяти.
34. Процессы памяти: воспроизведение. Виды воспроизведения. Роль ассоциаций в памяти.
35. Процесс забывания: факторы, влияющие на забывание. Теории забывания: теория затухания, теория интерференции, ситуативное забывание.
36. Эффект края. Кривая забывания. Опыты Эббингауза. Явление реминисценции. Мнемотехнические приемы.
37. Нарушения памяти: амнезия, агнозия, апраксия.
38. Краткая история развития представлений о мысленных образах. Воображение как особый вид психических процессов. Общая характеристика воображения.
39. Количественная оценка воображения. Когнитивный подход к воображению. Гипотеза двойного кодирования информации в памяти.
40. Теория организующих связей (Бауэр) – роль образов в научении и памяти. Концептуально-пропозициональная гипотеза (Андерсон, Бауэр).
41. Функциональная эквивалентность мысленных образов по Шепарду. Радикальная теория образов.
42. Виды воображения. Непроизвольное и произвольное воображение. Репродуктивное (воссоздающее) и творческое воображение.
43. Основные формы воображения. Фантазия, мечта, галлюцинации.
44. Характеристика приемов воображения: агглютинация, схематизация, и др.
45. Краткая история развития представлений о мышлении. Мышление как познавательно-преобразовательный процесс.
46. Роль эмоциональных явлений в активации мышления. Мышление как процесс решения задач. Эвристический подход к мышлению.
47. Виды мышления. Роль мышления в прогнозировании. Развитие мышления в онтогенезе.
48. Процессы мышления: понятие, суждение, умозаключение, индукция, дедукция.
49. Виды понятий: признаки и концептуальные правила, их связывающие. Простые и сложные понятия.
50. Формирование понятий. Усвоение правил. Проверка гипотез: стратегии мышления.
51. Операции мышления (сравнение, анализ, синтез и т.п.). Формальное мышление
52. Мышление как процесс решения задач. Принятие решений.
53. Индивидуальные особенности мышления. Обучаемость. Основные качества ума и особенности их проявления в познавательной деятельности.
54. Творческое мышление. Основные характеристики. Факторы влияющие на развитие творческого мышления.
55. Человеческий интеллект. Проблема определения.
56. Факторный анализ интеллекта.
57. Когнитивные теории интеллекта.
58. Когнитивные стили как индивидуально-своеобразные способы переработки информации.
59. Общая характеристика регуляционных процессов. Уровни интегративной деятельности мозга. Основные структуры мозга, обеспечивающие формирование поведенческого акта.
60. Рефлекторный и кортикальный контроль двигательной активности. Соотношение произвольной и непроизвольной регуляции.
61. Психофизиология цикла сон-бодрствование. Уровни активации и эффективность психических процессов. Неосознаваемые содержания психики, их роль в регуляции поведения. Перцептивная защита.
62. Сознание и регуляция. Роль речи в осознании. Самосознание, самопознание, самоанализ, самовоздействие как формы саморегуляции поведения
63. Потребности, мотивация и регуляция поведения.
64. Эмоциональная регуляция когнитивных процессов. Влияние эмоций на поведение.
65. Оценочные суждения как основа регулятивных процессов. Оценочные суждения и точность отражения реальности.
66. Критерии оптимальности оценочного поведения: повышение эффективности действия, улучшение эмоционального состояния.
67. Внимание – динамическая характеристика протекания психических процессов. Функции внимания. Физиологические основы внимания.
68. Основные свойства внимания. Виды внимания. Внимание и ресурсы психики. Патология внимания.
69. Воля как психический процесс, связанный с преодолением препятствий на пути к достижению цели. Дискуссионность развития представлений о воле: регуляционный подход к проблемам воли.
70. Структура волевого акта. Понятие "борьба мотивов". Волевая регу­ляция как произвольное изменение побуждения к деятельности.
71. Развитие речи в онтогенезе, формирование речевых умений и навыков, развитие значения и смысла слова, речевой рефлексии.
72. Филогенез речи.
73. Физиологические основы речи: периферические и центральные речевые центры (норма и патология).
74. Мышление и речь – связь психических явлений.
75. Анализ исследований разных видов человеческой речи, функции речи.


5.3. Фонд оценочных средств
Темы для СРС струдентов
1. Многообразие образных явлений в сознании человека. Образы восприятия. Предметность образов восприятия. Послеобразы. Фантомные образы. Галлюцинации.
2. Особенности предметного образа: предметное содержание и чувственная ткань (А.Н. Леонтьев), видимое поле и видимый мир (Дж. Гибсон), первичные образы и образы восприятия (Г. Гельмгольц).
3. Теории восприятия в ассоциативной психологии. Гипотеза постоянства, принцип ассоциации. Структурализм. Понятие апперцепции у В. Вундта. Концепция бессознательных умозаключений (Г.Гельмгольц).
4. Гештальтпсихологическая концепция восприятия (К. Коффка).
5. Концепция перцептивной готовности Дж. Брунера.
6. Строение чувственных образов (А.Н. Леонтьев).
7. Экологический подход к восприятию Дж. Гибсона.
8. Классическая психофизика ощущений (Г. Фехнер, М. Вебер, С. Стивенсон).
9. Современная психофизика чувственной ткани образа. Психофизический оператор, инерции зрительных ощущений, маскировка, временная суммация.
10. Адаптация. Явление адаптации в различных модальностях, виды проявления. Постадаптационное восстановление.
11. Каналы в зрении и слухе человека.
12. Восприятие цвета. Теории цветового зрения (Юнга - Гельмгольца, Геренга; Джемсона - Гуревича и др.).
13. Зрительное восприятие поверхности. Стереоскопия. Бинокулярность, диплония. Закон Геринга.
14. Восприятие событий. Восприятие причинности. Опыты Мишотта.
15. Восприятие реальных движений, иллюзий.
16. Развитие представлений об ощущениях, восприятии, представлениях в зарубежной и отечественной психологической литературе.
17. Особенности восприятия пространства, времени, движения. Иллюзии восприятия. Анализ 2-3 иллюзий. Механизмы.
18. Стабильность видимого мира. Константность. Теория стабильности видимого мира (Хольст и Хелд, Маккей, Гибсон).
19. Восприятие пространства. Концепции опосредованного и неопосредованного восприятия.
20. Понятие окружающего мира. Принцип встроенности. Понятие возможности.
21. Восприятие как действие. Виды и функции перцептивных действий (на примере 2-3 видов восприятия).
22. Значение «чувственных образов» испытуемых в проведении различного типа психологических тренингов.
23. Развитие ощущений, восприятий, представлений в онтогенезе.
24. Явление «кожного зрения».
25. Характеристика кинетических и кинестетических ощущений в восприятии движений. Психологические теории восприятия движения.
26. Восприятия, ощущения, представления как функциональные психологические системы, их поуровневое построение.
27. Анализ проблем научения в восприятии.
28. Интермодальные ощущения.
29. Компенсация ощущений. Характеристика. Механизмы.
30. Особенности восприятия окружающего мира при сенсорных депривациях разного вида.
31. Особенности чувственного восприятия и понимания окружающего мира слепоглухонемыми людьми.
32. Сенсорно-перцептивные процессы и личность человека.
33. Общее понятие о сенсорно-перцептивных (ощущение, восприятие, представление) процессах: единое и специфичное.
34. Физиологические и нейропсихологические механизмы сенсорно-перцептивных процессов.
35. Понятие об информационных системах человека.
36. Особенности восприятия, учитывающиеся в теории и практике нейролингвистического программирования (НЛП).
37. Общая характеристика группы интеллектуальных процессов (память, мышление, речь, воображение).
38. Теории когнитивного развития личности.
39. Психологические, психофизиологические и биохимические теории памяти.
40. Виды и типы памяти. Индивидуальные различия
41. Забывание как неотъемлемый процесс памяти. Забывание и защитные механизмы личности.
42. Условия рационального запоминания. Психологические способы тренировки памяти.
43. Мышление как аналитико-синтетическая деятельность.
44. Мышление как процесс решения задач.
45. Мышление как процесс выдвижения гипотез.
46. Эвристический подход к мышлению.
47. Формы, виды, индивидуальные особенности мышления. Способности к научению.
48. Формирование и усвоение понятий в онтогенезе.
49. Мышление, речь, язык, обобщение. Речевой онтогенез.
50. Семантика и процессы порождения речи. Понимание.
51. Ментальные репрезентации. Архитектоника ментальных репрезентаций.
52. Нарушения памяти, мышления, речи.
53. Проблема способности к творчеству. Концепция редукции к интеллекту.
54. Интеллект в структуре психики. Способности женщины и мужчины. Личность и интеллект.
55. Креативность и ее диагностика.
56. Психогенетика креативности.
57. Основные направления экспериментального изучения творчества.
58. Развитие представлений о структуре памяти в зарубежной и отечественной психологической литературе..
59. Проблема памяти в работах Р. Аткинсона. М., 1980.
60. Обсуждение проблем памяти в работах Клацки.
61. Память и процесс переработки информации у человека в работе Линдсли и Нормана «Переработка информации у человека»).
62. Анализ работы Л.С. Выготского «Мышление и речь».
63. Анализ работы П.П. Блонского «Память и мышление».
64. Анализ работы Дж. Бруннера «Психология познания». М., 1977.
65. Мышление и речь.
66. Процессы мышления.
67. Мышление и творчество.
68. Стратегия мышления.
69. Теории развития когнитивных процессов.
70. Мышление и эмоции.
71. Проблемы мышления в работах O.K. Тихомирова.
72. Интеллект: истоки, структура, оценки.
73. Диагностика интеллекта.
74. Детерминанты когнитивного развития. Наследственность и среда.
75. Понятие социального интеллекта. Его роль в межличностном взаимодействии.
76. Общие творческие способности. Развитие творческих способностей.
77. Особенности нарушения мышления.
78. Внимание и отбор информации.
79. Внимание и функциональное состояние мозга.
80. Роль левого и правого полушарий в процессе внимания.
81. Внимание: ресурсы и селекция.
82. Внимание и познавательная деятельность.
83. Особенности нарушений внимания при локальных поражениях мозга.
84. Особенности нарушений внимания при психических заболеваниях (шизофрении и др.).
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Тихомиров О.К. Психология мышления: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2007
Л1.2 Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учеб. пособие для вузов СПб.: Питер, 2010
Л1.3 С. Л. Рубинштейн Основы общей психологии: СПб.: Питер, 2010
Л1.4 Б.М. Величковский Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2-х т.: М., 2006
Л1.5 отв. ред. В. В. Петухов; ред. -сост. Ю. Б. Дормашев, С. А. Капустин Общая психология: М. : УМК Психология, 2004.
Л1.6 Выготский Л.С. Мышление и речь : Монография Лабиринт, 1999
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Х. Гейвин Когнитивная психология: научное издание СПб.: Питер, 2003
Л2.2 В. Н. Дружинин Психология общих способностей: [учеб. пособие] СПб.[и др.]: Питер, 2002
Л2.3 В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская Психология: учебник М.: Юрайт, 2011
Л2.4 Л. В. Черемошкина Психология памяти: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2009
Л2.5 А. П. Лобанов Когнитивная психология: от ощущений до интеллекта: учеб. пособие Минск: Новое знание, 2008
Л2.6 А.Н.Гусев; ред. Б.С.Братусь Общая психология. Т.2 : Ощущение и восприятие : учебник М.: Академия, 2007
Л2.7 Реброва Н.П. Функциональная межполушарная асимметрия мозга человека и психические процессы: учеб. пособие СПб. : Речь, 2004
Л2.8 Зинченко В.П. Мышление и язык: Учебное пособие Международный университет природы, общества и человека "Дубна"., 2001
Л2.9 Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования: Учебное пособие для студентов психологических факультетов вузов Академия, 2002
Л2.10 Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. Психология внимания : Москва: АСТ, 2008
Л2.11 Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. Психология внимания : Хрестоматия по психологии Москва: АСТ, 2008
Л2.12 Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление : Серия : Психологические и физиологические исследования ЛКИ, 2007
Л2.13 Дружинин В.Н., Воронин А.Н. Диагностика познавательных способностей в различных экспериментальных ситуациях : статья Эмоциональная регуляция учебной деятельности. М., 1988
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Электронно-библиотечная система «Лань»
Э2 2. Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online"
Э3 Курс в Moodle "Общая психология (модуль 4)" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=266
6.3. Перечень программного обеспечения
MC Exsel, SPSSS, мультимейдиный проектор. В процессе обучения используется: Автоматизированная система (АС) «Психотест»; Полиграф «РИФ»; Автоматизированное место психолога; Рабочее место валеолога (методики ПЗМР, СЗМР, КЧСМ, тремор, ЭКГ, динамометрия).
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://psyjournals.ru/topic/diagnostics/index.shtml Электронный журнал Psyjournals, раздел Психологическая диагностика.
Методические руководства к тестовым методикам:
http://www.ozon.ru/context/detail/id/228377/
http://www.labirint.ru/series/12519
http://www.biblioclub.ru/ - Университетская библиотека on-line
http://e.lanbook.com/ - Электронно-библиотечная система издательства «Лань
http://www.ht.ru/
http://www.psy-diagnoz.com
http://www.imaton.com/metodiki/catalog/
http://www.psytest.ru/
http://lab.psytest.ru
http://psystudy.ru/
http://elibrary.ru
http://vch.narod.ru/
http://www.psytest.ru/
http://www.psydiag.yaroslavl.ru/

http://vch.narod.ru/

http://adalin.mospsy.ru/-
http://testoteka.narod.ru/-
http://www.bitnet.ru/psycho/index.html
http://www.mtu-net.ru/


Российское образование порталы
Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Электронная библиотека http://window.edu.ru/
Информационно-образовательный ресурс Биография.Ру http://www.biografia.ru/
Психология на русском языке http://www.psychology.ru/library
Федеральный портал «Российское образование» Каталог образовательныхинтернет-ресурсов: Российское образование. Законодательство. Нормативные документы и стандарты. Образовательные учреждения. Каталог сайтов и электронных библиотек. Учебно-методическая библиотека. http://www.edu.ru/
Экономика, социология, менеджмент http://ecsocman.hse.ru/
 
Библиотеки
Googlebooks http://books.google.ru/
http://psyjournals.ru/topic/diagnostics/index.shtml Электронный журнал Psyjournals, раздел Психологическая диагностика.
Методические руководства к тестовым методикам:
http://www.ozon.ru/context/detail/id/228377/
http://www.labirint.ru/series/12519
http://www.biblioclub.ru/ - Университетская библиотека on-line
http://e.lanbook.com/ - Электронно-библиотечная система издательства «Лань
http://www.ht.ru/
http://www.psy-diagnoz.com
http://www.imaton.com/metodiki/catalog/
http://www.psytest.ru/
http://lab.psytest.ru
http://psystudy.ru/
http://elibrary.ru
http://vch.narod.ru/
http://www.psytest.ru/
http://www.psydiag.yaroslavl.ru/

http://vch.narod.ru/

http://adalin.mospsy.ru/-
http://testoteka.narod.ru/-
http://www.bitnet.ru/psycho/index.html
http://www.mtu-net.ru/

Лаборатория виртуальной литературы http://www.gaudeamus.omskcity.com/
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU http://elibrary.ru/defaultx.asp
Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина http://www.prlib.ru/Pages/Default.aspx
Российская Государственная Библиотека http://www.rsl.ru/
Социологическая библиотека http://socioline.ru/
 
Энциклопедии и словари
«Мир словарей» - библиотека словарей http://mirslovarei.com/
Мир энциклопедий. Энциклопедии online http://www.encyclopedia.ru/internet.html
Психологический словарь http://psi.webzone.ru/
Русский биографический словарь http://www.rulex.ru/
Русские словари http://www.slovari.ru/
Словарь сокращений русского языка http://www.sokr.ru/
Яndex. Энциклопедии http://slovari.yandex.ru/

Периодические издания в сети Интернет
Вопросы психологии http://www.voppsy.ru/issues9599.htm
Вопросы философии http://vphil.ru/
Политические исследования http://www.politstudies.ru/friends/index.htm
Природа и человек. ХХI век http://www.namsvet.ru/
Социология http://journal.socio.msu.ru/
Управление персоналом http://www.top-personal.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс «Общая психология» занимает особое место в программе подготовки бакалавров и специалистов психологии, он относится к общепрофессиональным дисциплинам, выступает в качестве основы для изучения всех других психологических дисциплин и является базовой при подготовке студентов к итоговой государственной аттестации (ГЭК).
Программа 4 блока курса общей психологии реализуется на 2 курсе (3 семестр), подразумевает промежуточную аттестацию в форме экзаменов и определяет тематику написания курсовых работ для студентов 1-2 курсов.

Для успешного освоения курса студент должен владеть основными категориями психологии когнитивных процессов и познания.
- Лекция «Восприятие как действие» предполагает использование компьютерной презентации с демонстрацией различных вариантов иллюзий, с последующим анализом лежащих в их основе механизмов.
- Лекции по темам «Память», «Мышление» сопровождаются просмотром начных фильмов с последующим обсуждением и выделением основных проблемных зон исследования когнитивных процессов.
- Практические занятия по темам: «Психофизика ощущений», «Свойства восприятия», «Индивидуальные особенности памяти», «Индивидуальные особенности мыслительных процессов», «Интеллект как адаптивный ресурс», «Воображение как познавательно-преобразовательный процесс», «Произвольная регуляция деятельности» проходят в форме лабораторных работ, подготовленных самими студентами. Эта форма учебного занятия подразумевает, что студенты лично проводят психодиагностику и мини-эксперименты или опыты с целью практического подтверждения отдельных теоретических положений, изучаемых в рамках учебной дисциплины «Общая психология», приобретают практические навыки работы с диагностическим инструментарием в конкретной предметной области. Работа по организации и проведению лабораторного занятия будет оцениваться в бальном исчислении и входит в число обязательных для выставления рейтинга студенту.
- Практические занятия по темам «Теоретические подходы к пониманию процесса формирования сенсорных паттернов», «Теоретические подходы к исследованию процессов памяти», «Теоретические подходы к пониманию процесса мышления», «Интеллект: проблемы понимания и исследования», «Подходы к пониманию волевой регуляции» предполагает работу в подгруппах с целью проведения сравнительного анализа объясняющих концепций. Итогом работы является создание интеллект-карты или концептуальной схемы.