МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология образования
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология организации и управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_01_С-1-2020
Часов по учебному плану 84
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 58
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 58 58 58 58
Итого 84 84 84 84

Программу составил(и):
д.ф.н., зав. кафедрой, Попов Е.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., зам. декана, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социология образования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомить студентов с современными методологическими подходами к исследованию образования;
вооружить их знаниями об образовании как социальной системе;
раскрыть специфику взаимодействия социальных субъектов в сфере образования;
показать особенности методики социологических исследований в сфере образования

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2.1: Находит, анализирует и представляет фактические данные, готовит аналитическую информацию об исследуемых социальных группах, процессах и явлениях
ОПК-2.2: Описывает социальные исследования и процессы на основе объективной безоценочной интерпретации эмпирических данных
ОПК-2.3: Объясняет социальные явления и процессы на основе концепций и объяснительных моделей социологии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.правила нахождения, анализа и представления фактических данных, а также подготовки аналитической информации об исследуемых социальных группах, процессах и явлениях в сфере образования
3.2.Уметь:
3.2.1.описывать социальные исследования и процессы в сере образования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками объяснения социальных явлений и процессов в сфере образования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социология образования как отраслевая социологическая дисциплина
1.1. Социология образования как отраслевая теория в современном социальном знании Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1
1.2. Социология образования как отраслевая теория в современном социальном знании Практические 6 1 Л1.1, Л2.1
1.3. Социология образования как отраслевая теория в современном социальном знании Сам. работа 6 8 Л1.1, Л2.1
1.4. Методология отрасли социология образования Лекции 6 4 Л1.1, Л2.1
1.5. Методология отрасли социология образования Практические 6 1 Л1.1, Л2.1
1.6. Методология отрасли социология образования Сам. работа 6 8 Л1.1, Л2.1
1.7. Образование как социальный институт Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1
1.8. Образование как социальный институт Практические 6 1 Л1.1, Л2.1
1.9. Образование как социальный институт Сам. работа 6 8 Л1.1, Л2.1
1.10. Образование и социальная структура общества Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1
1.11. Образование и социальная структура общества Практические 6 1 Л1.1, Л2.1
1.12. Образование и социальная структура общества Сам. работа 6 8 Л1.1, Л2.1
1.13. Личность в системе образования Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1
1.14. Личность в системе образования Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
1.15. Личность в системе образования Сам. работа 6 10 Л1.1, Л2.1
1.16. Качество образования как социологическая проблема Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1
1.17. Качество образования как социологическая проблема Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
1.18. Качество образования как социальная проблема Сам. работа 6 6 Л1.1, Л2.1
1.19. Методика социологических исследований системы образования Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1
1.20. Методика социологических исследований системы образования Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
1.21. Методика социологических исследований системы образования Сам. работа 6 10 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Теоретические вопросы:
1. Социология образования в системе социологического знания
2. Объект и предмет социологии образования
3. Образование как социальная система
4. Признаки образования как социального института
5. Социальные функции института образования. Их специфика в современной России
6. Понятие и современные формы социальной дисфункции образования
7. Структура и уровни социального субъекта образования
8. Становление и развитие западной социологии образования в 19-20 в.в
9. Социологические подходы к изучению образования в России
10. Образование как социальная система
11. Современная структура социального института образования в России
12. Социальная сущность кризиса образования и его современные формы проявления
13. Образовательная стратификация общества: проблемы и противоречия развития
14. Образование в системе социальных ценностей общества
15. Социальная стратификация и социальная мобильность в системе образования
16. Понятие непрерывного образования, его социальные и личностные аспекты
17. Цели, задачи, функции непрерывного образования
18. Самообразование как вид деятельности субъектов образовательной деятельности
19. Качество образования как социологическая проблема
20. Развитие негосударственных форм обучения. Коммерционализация образования
21. Преподаватели как социально-профессиональная группа
22. Специфика методики социологических исследований образования
23. Социальные конфликты в системе образования
24. Социологический анализ элитарного образования
25. Принципы образовательной политики в России
Типовые практические задания:
1. Сформулируйте актуальную проблему развития образования в современных условиях и составьте план предполагаемого социологического исследования данной проблемы.
2. Назовите достоинства и недостатки применения количественных методов исследования системы образования. Ответ аргументируйте.
3. Определите общее и различное в понимании института образования с точки зрения социологии, педагогики, психологии. Покажите преимущества социологии по сравнению с другими науками.

5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеется
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения
Приложение 1.   Соц.образования.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Брушкова Л.А. Социология : учебник и практикум Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/0C83810F-60BE-465D-B8BB-27371020D39B.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Острогорский А.Н. ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ. ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ 2-е изд.: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/E496A9C0-2EA8-4F75-B0FB-955F73F59AA5
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Библиотека Академии Наук
Э2 http://www.neva.ru/ ВИНИТИ
Э3 http://www.mark-itt.ru/collection/info_resources/f13.shtml Всероссийская Государственная Библиотека Иностранной Литературы
Э4 http://www.libfl.ru/ Государственная Публичная Истоpическая Библиотека Pоссии
Э5 http://www.shpl.ru/ Российская Государственная Библиотека
Э6 http://www.rsl.ru/ Российский Государственный Гуманитарный Университет
Э7 http://www.rsuh.ru/
Э8 Курс в moodle «Социология образования» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1754
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7
Microsoft Office 2010
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Промежуточная аттестация.
- Для подготовки к экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.