Закреплена за кафедрой | HЕT (реорганизована) 53 |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.01. Социология |
Профиль | Социология организации и управления |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z39_03_01_С-2-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 5 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 86 | 86 | 86 | 86 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 106 | 106 | 106 | 106 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
HЕT (реорганизована) 53
Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор
1.1. | Изучить теоретические основы социологии образования; Изучить методологические основания дисциплины; Обучить инновационным технологиям в практике работы по социологии образования. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01 |
ОПК-2.1 | Находит, анализирует и представляет фактические данные, готовит аналитическую информацию об исследуемых социальных группах, процессах и явлениях |
ОПК-2.2 | Описывает социальные исследования и процессы на основе объективной безоценочной интерпретации эмпирических данных |
ОПК-2.3 | Объясняет социальные явления и процессы на основе концепций и объяснительных моделей социологии |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ключевые этапы развития социологии образования, основные понятия социологии образования |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ставить теоретико-практические цели и задачи в рамках исследования проблем социологии образования |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Интерпретирует результаты исследования в сфере образования с точки зрения поставленных задач |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в курс "Социология образования" | ||||||
1.1. | Социология образования как отраслевая социологическая дисциплина | Лекции | 5 | 2 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Образование и процесс формирования социальной структуры общества | Практические | 5 | 2 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Образование и процесс формирования социальной структуры общества | Сам. работа | 5 | 14 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Основные парадигмы социологии образования | Лекции | 5 | 2 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Взаимодействие социальных субъектов разного уровня как условие эффективности института образования | Практические | 5 | 4 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Взаимодействие социальных субъектов разного уровня как условие эффективности института образования | Сам. работа | 5 | 12 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.7. | Образование как социальный институт | Лекции | 5 | 2 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.8. | Актуальные проблемы образования на современном этапе российского общества | Сам. работа | 5 | 18 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.9. | Актуальные проблемы образования на современном этапе российского общества | Практические | 5 | 2 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.10. | Образование и процесс формирования социальной структуры общества | Лекции | 5 | 2 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.11. | Интеграция России в мировое образовательное пространство | Сам. работа | 5 | 10 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.12. | Образование как система | Сам. работа | 5 | 12 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.13. | Эмпирические возможности социологии образования для анализа современных проблем образования | Сам. работа | 5 | 8 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.14. | Основные тенденции развития образования в современном обществе | Сам. работа | 5 | 12 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.15. | Зачет | 5 | 4 | ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Теоретические вопросы: 1. Социология образования в системе социологического знания 2. Объект и предмет социологии образования 3. Образование как социальная система 4. Признаки образования как социального института 5. Социальные функции института образования. Их специфика в современной России 6. Понятие и современные формы социальной дисфункции образования 7. Структура и уровни социального субъекта образования 8. Становление и развитие западной социологии образования в 19-20 в.в 9. Социологические подходы к изучению образования в России 10. Образование как социальная система 11. Современная структура социального института образования в России 12. Социальная сущность кризиса образования и его современные формы проявления 13. Образовательная стратификация общества: проблемы и противоречия развития 14. Образование в системе социальных ценностей общества 15. Социальная стратификация и социальная мобильность в системе образования 16. Понятие непрерывного образования, его социальные и личностные аспекты 17. Цели, задачи, функции непрерывного образования 18. Самообразование как вид деятельности субъектов образовательной деятельности 19. Качество образования как социологическая проблема 20. Развитие негосударственных форм обучения. Коммерционализация образования 21. Преподаватели как социально-профессиональная группа 22. Специфика методики социологических исследований образования 23. Социальные конфликты в системе образования 24. Социологический анализ элитарного образования 25. Принципы образовательной политики в России Типовые практические задания: 1. Сформулируйте актуальную проблему развития образования в современных условиях и составьте план предполагаемого социологического исследования данной проблемы. 2. Назовите достоинства и недостатки применения количественных методов исследования системы образования. Ответ аргументируйте. 3. Определите общее и различное в понимании института образования с точки зрения социологии, педагогики, психологии. Покажите преимущества социологии по сравнению с другими науками. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не имеется |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Гречихин В. Г. | ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Острогорский А.Н. | ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ. ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ 2-е изд.: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Библиотека Академии Наук | |||
Э2 | http://www.neva.ru/ ВИНИТИ | |||
Э3 | http://www.mark-itt.ru/collection/info_resources/f13.shtml Всероссийская Государственная Библиотека Иностранной Литературы | |||
Э4 | http://www.libfl.ru/ Государственная Публичная Истоpическая Библиотека Pоссии | |||
Э5 | http://www.shpl.ru/ Российская Государственная Библиотека | |||
Э6 | http://www.rsl.ru/ Российский Государственный Гуманитарный Университет | |||
Э7 | http://www.rsuh.ru/ | |||
Э8 | Курс в moodle «Социология образования копия 1» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 Microsoft Office 2010 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете). Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Промежуточная аттестация В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации. Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |