МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология права
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.06.01. Социологические науки
НаправленностьСоциальная структура, социальные институты и процессы
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_06_01_Соц-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 51
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 51 51 51 51
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н. , зав. кафедрой, Попов Е.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., зам. декана, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социология права

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.06.01 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №899)

составлена на основании учебного плана:
39.06.01 Социологические науки
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е. А., д.ф.н., профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Попов Е. А., д.ф.н., профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.привитие знаний по социологии права,позволяющих решать профессиональные задачи в области социологического исследования социальной структуры, социальных институтов и процессов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1: способностью задавать, транслировать правовые и этические нормы в профессиональной и социальной деятельности
ОПК-2: способностью определять, транслировать общие цели в профессиональной и социальной деятельности
ПК-3: способность составлять и представлять проекты научно-исследовательских и аналитических разработок в соответствии с нормативными документами
ПК-4: способность и умение использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин (глубокое знание основных школ и направлений, способность к социологической рефлексии)
УК-5: способностью следовать этическим нормам в профессиональной деятельности
УК-6: способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.актуальные проблемы формирования правовых и этических норм в профессиональной и социальной деятельности
актуальные проблемы, связанные с определением, транслированием общих целей в профессиональной и социальной деятельности
специфику научно-исследовательских и аналитических разработок в области социологии права
направления развития социологии и социологии права
специфику этических норм
способы решения задач для достижения личностного развития
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать и обобщать данные, полученные в ходе обработки и интерпретации комплексной информации в рамках социологии права
применять знания на практике для решения профессиональных задач, в т.ч. и с использованием знаний социологии права
применять знания по социологии права в преподавании социологических дисциплин
применять знания социологии права при определении возможностей следования этическим нормам в профессиональной деятельности
применять знания социологии права для достижения цели личностного развития
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа и обобщения полученных данных
современными исследовательскими методами в области социологии права
применять знания по социологии права в проектировании аналитических разработок
способами представления проектов научно-исследовательских и аналитических разработок расширение границ области
изучения в социологических науках
способами получения глубоких знаний основных школ и направлений социологии
способами дифференциации социальных, правовых и этических норм при их использовании в профессиональной деятельности
навыками проведения научно-исследовательских работ по социологии права, влияющих на достижение личностного развития в связи с получением значимых научных результатов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Социология права как отрасль знаний Лекции 4 4 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
1.2. Социология права как отрасль знаний Практические 4 2 ОПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.3. Социология права как отрасль знаний Сам. работа 4 14 ОПК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1
1.4. Междисциплинарный потенциал социологии права Лекции 4 4 ОПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.5. Междисциплинарный потенциал социологии права Сам. работа 4 14 ПК-3, УК-5 Л2.1, Л1.1
1.6. Междисциплинарный потенциал социологии права Практические 4 4 ОПК-1, ОПК-2 Л2.1, Л1.1
1.7. Социология права как основа для социально-правовых исследований Лекции 4 4 ОПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.8. Социология права как основа для социально-правовых исследований Практические 4 4 ОПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.9. Социология права как основа для социально-правовых исследований Сам. работа 4 14 ОПК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1
1.10. Методологические ресурсы социологии права. Этические нормы в профессиональной деятельности Лекции 4 4 ОПК-2, УК-5 Л2.1, Л1.1
1.11. Методологические ресурсы социологии права Практические 4 4 ОПК-1, ОПК-2 Л2.1, Л1.1
1.12. Методологические ресурсы социологии права Сам. работа 4 9 ОПК-1, ОПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.13. Экзамен 4 27 ОПК-1, ОПК-2, ПК-3, УК-5 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Теоретические вопросы:
1.Предмет и структура социологии права
2. Методы социологии права
3. Функции социологии права
4. История социологии права
5. Предыстория социологии права
6. Теория естественного права
7. Английский либерализм
8. Роль основоположников социологии А. Кетлен, О. Конта, Г. Спенсера в процессе становления социологии права
9. Социология как отрасль социологического значения
10. Развитие социологии права в России
11. Классическая социология права
12. Классическая социология права
13. Современная зарубежная социология права
14. О. Конт, Г. Спенсер, марксистская теория
15. Социологическое понимание права
16. Право и государство
17. Право и другие нормативные системы
18. Право в социальной структуре общества
19. Понятие социальной структуры
20. Социальные нормы
21. Социальные роли
22. Гражданское общество в контексте формирования правовой культуры и правового поведения
23. Социальный контроль и девиация
24. Правовая социализация личности
25. Понятие и функции социального контроля
26. Право как социальный регулятор
27. Социология преступности
28. Субкультура преступного мира
29. Социологический подход к преступлению
30. Юридический конфликт
Типовые практические задания:
1. Сформулируйте актуальную проблему развития права в современных условиях и составьте план предполагаемого социологического исследования данной проблемы.
2. Назовите достоинства и недостатки применения количественных методов исследования феномена правового государства в рамках социологии права. Ответ аргументируйте.
3. Определите общее и различное в понимании правовой системы с точки зрения социологии, политологии, юриспруденции. Отметьте преимущества социологического подхода по отношению к другим дисциплинам.


5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Социология права как самостоятельная юридическая дисциплина.
2. Методы сбора эмпирической информации.
3. Становление и развитие социологии права в западных странах.
4. Становление и развитие социологии права в России.
5. Современное состояние социологии права в России.
6. Правовая проблематика в трудах классиков социологии.
7. Социологический подход к пониманию права.
8. Социальный механизм действия права.
9. Проблемы эффективности законодательства.
10. Общественное мнение и право.
11. Структура и функции социологии права.
12. Взаимосвязь социологии права, философии права и общей теории права.
13. Особенности права как социального института.
14. Социальная обусловленность права.
15. Социологический подход к пониманию права.
16. Характеристика основных социальных институтов.
17. Право в структуре общества.
18. Правовая культура как фактор социализации.
19. Правовое образование и воспитание.
20. Правовое сознание: понятие и содержание.
21. Уровни правового сознания. Правовое сознание как социальное явление.
22. Правовой нигилизм и основные направления его преодоления.
23. Сущность и функции социального контроля.
24. Социальные нормы и санкции.
25. Право как средство социального контроля.
26. Понятие правового поведения и его социальная характеристика.
27. Правомерное и противоправное поведение.
28. Девиантное поведение. Основные концепции девиантного поведения.
29. Социальная природа правонарушения.
30. Социологические аспекты правотворческого процесса.
31. Социальные и юридические критерии эффективности правового регулирования.
32. Общественное мнение и право.
33. Лоббизм и его влияние на формирование права.
34. Социальные интересы и право. Проблемы выражения социальных интересов в праве.
35. Основные элементы социального действия права.
36. Стадии действия права.
37. Комплексный механизм действия права.
38. Взаимодействие правовой системы с социальной, экономической, политической системами.
39. Сущность и особенности социального конфликта.
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н. СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА. Учебник для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/6C57AAF8-1ADD-4666-A7B3-88CA374C60A3
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. С. Пиголкин, А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев Теория государства и права : учебник М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/CA3163F9-5EBF-4D28-931E-F8590A2D54F8
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7
Microsoft Office 2010
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Промежуточная аттестация.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.