МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология правовых коммуникаций
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология права
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_СП-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 90
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 90 90 90 90
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., зав. кафедрой, Попов Е.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., зам. декана, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социология правовых коммуникаций

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 СОЦИОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 30.03.2015г. №326)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.обучить студентов знаниям о специфике социологическго исследования правовых коммуникаций и применению полученных знаний в профессиональной деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2: способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии (в соответствии с профилем ООП магистратуры) и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.актуальные проблемы и новые теории, модели и методы исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать и обобщать данные, полученные в ходе обработки и интерпретации данных с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками организации и проведения прикладного или теоретического исследования в профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социология правовых коммуникаций как отрасль знаний
1.1. Специфика правовых коммуникаций Лекции 1 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Специфика правовых коммуникаций Сам. работа 1 18 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Специфика правовых коммуникаций и роль социологии в их исследовании Практические 1 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Теоретико-методологические подходы к социологическому исследованию правовых коммуникаций Лекции 1 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Теоретико-методологические подходы к социологическому исследованию правовых коммуникаций Сам. работа 1 18 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Актуальные проблемы изучения правовых коммуникаций Практические 1 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Актуальные проблемы изучения правовых коммуникаций Сам. работа 1 18 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Прикладные методы социологического исследования правовых коммуникаций Практические 1 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.9. Прикладные методы социологического исследования правовых коммуникаций Сам. работа 1 18 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.10. Правовые коммуникации и приемы их активизации Сам. работа 1 18 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.11. Зачет 1 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Теоретические вопросы:
1. Место теории коммуникации в системе научного знания
2. Категории «коммуникация» и «общение» как ключевые категории теории коммуникации. Понятие правовой коммуникации.
3. Социология правовой коммуникации как отрасль знаний.
4. Методы социологического изучения правовой коммуникации.
5. Функции правовой коммуникации
6. Истоки изучения правовой коммуникации.
7. Современная концепция правовой коммуникации.
8. Коммуникативный процесс и его структура
9. Модель Г. Лассуэла и ее роль для развития правовой коммуникации.
10. Линейные и нелинейные модели правовой коммуникации.
11. Социологические и психологические модели коммуникации
12. Особенности межличностной коммуникации.
13. Критерии коммуникационной компетентности.
14. Стили межличностной коммуникации в сфере права .
15. Виды правовой коммуникации, коммуникация как сотрудничество
16. Проблема смысла в правовой коммуникации.
17. Коммуникационные барьеры.
18. Специфика психофизиологических и социокультурных барьеров правовой коммуникации.
19. Модели коммуникативной структуры организации и их виды.
20. Механизмы влияния коммуникативной организации на изменение организационного поведения.
21. Коммуникативный процесс принятия организационных решений
22. Коммуникативная сторона делового общения
23. Интерактивная сторона делового общения.
24. Перцептивная сторона делового общения.
25. Методы оптимизации коммуникаций в правовойсфере
26. Виды деловых коммуникаций в правовойсфере
27. Коммуникация как сотрудничество.
28. Коммуникация как конфликт.
29. Коммуникация как конфликт интересов в праве
30. Особенности межличностной коммуникации.
31. Критерии коммуникационной компетентности
32. Речевое общение как способ коммуникации.

Типовые практические задания:
1. Сформулируйте 3 основных отличия правовой коммуникации от коммуникации в иных сферах человеческой коллективной и индивидуальной жизнедеятельности.
2. Сформулируйте актуальную проблему развития правовой коммуникации в современных условиях и составьте план предполагаемого социологического исследования данной проблемы.
3. Назовите достоинства и недостатки применения количественных методов исследования правовой коммуникации в рамках социологии конституционализма. Ответ аргументируйте.
4. Определите общее и различное в понимании правовой коммуникации с точки зрения социологии, политологии, юриспруденции. Отметьте преимущества социологического подхода по отношению к другим дисциплинам.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеется
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Адамьянц Т. З. СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/D80D260F-6378-4220-B497-FFE8884A4ED8
Л1.2 Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н. СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА. Учебник для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/6C57AAF8-1ADD-4666-A7B3-88CA374C60A3
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шунейко, А.А. Теория и практика эффективной коммуникации. [Электронный ресурс] : учеб. пособие / А.А. Шунейко, И.А. Авдеенко. — Электрон. дан: М. : ФЛИНТА, 2015 Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/72714 — Загл. с экрана.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная).
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная).
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Б-ка «Гумер». – [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/index_philos.php
2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/
3. Научная электронная б-ка eLibrary.ru [Доступ к РИНЦ (Российскому индексу научного цитирования) и журнальным статьям] [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.ru/
4. Российское образование. Федеральный образовательный портал. – Режим доступа: http://www.edu.ru/
5. Abuss: Б-ка, архив, закрома. – [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://abuss.narod.ru/biblio.htm
6. Infolio – Университетская электронная б-ка [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.infoliolib.info/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Промежуточная аттестация.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации.
 Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.