МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология профессий
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология организации и управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_01_С-1-2020
Часов по учебному плану 84
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 84 84 84 84

Программу составил(и):
д.ф.н., зав. кафедрой, Попов Е.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., зам. декана, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социология профессий

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Евгений Александрович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Попов Евгений Александрович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.привить студентам знания в области исоциологического изучения профессий и компетенции, необходимые для реализации профессиональных задач

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2.1: Описывает проблемную ситуацию
ПК-2.2: Обосновывает актуальность проекта для решения поставленной проблемы
ПК-2.3: Представляет проектное предложение с предлагаемыми рекомендациями в организацию или орган управления
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности описания проблемной ситуации в социологии профессий
3.2.Уметь:
3.2.1.обосновывать актуальность проекта для решения поставленной проблемы в развитии профессий и профессиональной культуры человека
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками согласования документации, регламентирующей взаимодействие заказчика и исполнителя социологического исследования в сфере социологии профессий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социология профессий как наука
1.1. Предмет социологии профессий Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1
1.2. Предмет социологии профессий Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
1.3. Предмет социологии профессий Сам. работа 6 6 Л1.1, Л2.1
1.4. Классическая школа социологии профессий Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1
1.5. Классическая школа социологии профессий Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
1.6. Классическая школа социологии профессий Сам. работа 6 6 Л1.1, Л2.1
1.7. Основные теоретические направления в социологии профессий Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1
1.8. Основные теоретические направления в социологии профессий Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
1.9. Основные теоретические направления в социологии профессий Сам. работа 6 6 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Институциональное взаимодействие профессиональных сообществ
2.1. Специфика изучения профессиональных сообществ в социологии Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1
2.2. Специфика изучения профессиональных сообществ в социологии Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
2.3. Специфика изучения профессиональных сообществ в социологии Сам. работа 6 6 Л1.1, Л2.1
2.4. Профессия как фактор социальной мобилизации личности Лекции 6 4 Л1.1, Л2.1
2.5. Профессия как фактор социальной мобилизации личности Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
2.6. Профессия как фактор социальной мобилизации личности Сам. работа 6 6 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Организационные структуры
3.1. Структуры на основе распределения ответственности в профессии Лекции 6 1 Л1.1, Л2.1
3.2. Структуры на основе распределения ответственности в профессии Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
3.3. Структуры на основе распределения ответственности в профессии Сам. работа 6 4 Л1.1, Л2.1
3.4. Профессиональная культура Лекции 6 1 Л1.1, Л2.1
3.5. Профессиональная культура Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
3.6. Профессиональная культура Сам. работа 6 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Организационная культура и профессии
4.1. Понятие организационной культуры. Структурные элементы профессиональной ориентации человека. Практические аспекты социологии профессий Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1
4.2. Понятие организационной культуры. Структурные элементы профессиональной ориентации человека. Практические аспекты социологии профессий Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
4.3. Понятие организационной культуры. Структурные элементы профессиональной ориентации человека. Практические аспекты социологии профессий Сам. работа 6 2 Л1.1, Л2.1
4.4. Управление профессиональной ориентацией личности Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1
4.5. Управление профессиональной ориентацией личности Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
4.6. Управление профессиональной ориентацией личности Сам. работа 6 4 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Управление риском в профессии
5.1. Сущность управления риском в профессии. Роль социологии в изучении управления риском в профессии Лекции 6 1 Л1.1, Л2.1
5.2. Сущность управления риском в профессии. Роль социологии в изучении управления риском в профессии Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
5.3. Сущность управления риском в профессии. Роль социологии в изучении управления риском в профессии Сам. работа 6 2 Л1.1, Л2.1
5.4. Выявление и оценка рисков Лекции 6 1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Теоретические вопросы:
1. Социология профессий как отрасль социологической науки.
2. Социальные функции социологии профессий.
3. Структурно-функционалистское представление о природе высокостатусных профессиональных групп. 4. Неомарксисты: профессия в классовой системе.
5. Активистский подход в понимании профессий неовеберианцами.
6. Сущность теоретических подходов, лежащих в основе исследований профессиональных групп советскими социологами.
7. Направления развития социологии профессий.
8. Актуальные проблемы современной российской социологии профессий.
9. Сущность профессии и профессиональной деятельности.
10. Классификация профессий и построение стратификационных иерархий.
11. Разделение труда как следствие дифференциации деятельности.
12. Уровни и разновидности разделения труда.
13. Профессиональная структура общества.
14. Престиж профессий как объект социологического анализа.
15. Профессиональная ориентация молодежи.
16. Шкала престижа профессий.
17. Человек и профессиональная среда.
18. Процесс профессионального просвещения. Источники информации о профессиях.
19. Характеристики профессии: технологические, экономические, педагогические, медицинские и психологические.
20. Профессионализация как формирование специфических видов трудовой активности человека.
21. Профессионализм и компетентность.
22. Стороны и уровни профессионализма.
23. Составляющие и механизмы становления профессионализма.
24. Стадии профессионализации.
25. Карьера, виды и стадии карьеры.
26. Профессиональная группа как социологическая категория.
27. Культура профессиональной группы.
28. Профессиональные признаки как один из ведущих критериев социальной дифференциации.
29. Профессиональный статус, социальный престиж профессионального статуса.
30. Профессиональная мобильность как предмет социологического исследования.
31. Профессионализация личности как предмет социологического исследования.
32. Социальная мобильность в современной России.
33. Особенности социально-трудовой мобильности молодежи в современном обществе.
34. Адаптация личности к трудовым условиям.
35. Социальная адаптация человека в трудовой деятельности.
36. Понятие профессиональной деформации личности работника.
37. Факторы профессиональной деятельности, существенно влияющие на личность и ее проявление.
38. Профессиональная деятельность и нормы отношений в профессиональной группе.
39. Флексибильность и трудовая деятельность.
40. Специфика гибкого труда в России.
41. Типология флексибильности работников.
42. Профориентация и выбор профессии.
43. Сущность и назначение процедур профессионального отбора и профпригодности.
44. Составляющие профессиографических исследований: цели, принципы, методики, методы, средства. 45. Классификации профессий.
46. Определение структуры профессиональной деятельности и субъекта труда с помощью профессиографии.
47. Профессиограмма как социальная и профессиологическая характеристика профессии.
48. Типы дифференцированного профессиографирования.
49. Уровни проблем, изучаемых социологией профессий.
50. Теоретико-методологические проблемы социологии профессий
Практические задания на зачете:
1. Составить профессиограмму одной из профессий, например, социолога.
2. Перечислить факторы, способствующие профессиональной деформации и профессиональным заболеваниям социолога.
3. Разработать шкалу «рейтинг профессий».
4. Построить таблицу «Профессиональное разделение труда»
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. «Профессия» в историческом контексте.
2. Социологическая классика о профессионализме.
3. Современные социологические концепции профессионализма.
4. Корректировка моделей профессионализма: профессиональный и менеджериальный проект.
5. Социальное конструирование профессии.
6. Академическая профессия.
7. Академическая профессия в России и СССР: незавершенный профессиональный проект.
8. Социальный статус профессии, тенденции его изменения в современном обществе.
9. Принципы построения модели специалиста.
10. Профессиональная практика и социологическая профессия.
11. Позиции профессионалов в социальной структуре.
12. Профессионалы в современной организации: борьба за автономию.
13. Социологические исследования профессий в СССР и России.
14. Влияние профессии на поведение людей.
15. Формы профессиональной деформации, их причины и средства профессиональной реабилитации.
16. Диагностика профессионально важных качеств.
17. Профессиональные группы: модели измерения социального статуса.
18. Разделение труда и его виды.
19. Профессиональная структура в России.
20. Анализ понятия «профессия».
21. Рынок труда и спрос на профессии в современной России.
22. Самые востребованные профессии в современной России.
23. Профессиональные группы: модели измерения социального статуса.
24. Социально-профессиональная стратификация. 25. Условия формирования профессионализма.
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения
Приложение 1.   Соц.профессий.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лебединцева Л.А. - Отв. ред. СОЦИОЛОГИЯ ПРОФЕССИЙ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/58A65F9B-8D55-42A2-BAA4-9C4DD730AD43
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кораблева Г. Б. Социология профессий: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство Уральского университета, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=239706
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7
Microsoft Office 2010
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Промежуточная аттестация.
- Для подготовки к экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности