| Закреплена за кафедрой | Кафедра вычислительной техники и электроники |
|---|---|
| Направление подготовки | 09.03.01. Информатика и вычислительная техника |
| Профиль | Информатика и вычислительная техника |
| Форма обучения | Очная |
| Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
| Учебный план | 09_03_01_ИиВТ-1-2020 |
|
|
||||||||||||||
Распределение часов по семестрам
| Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
|---|---|---|---|---|
| Недель | 18 | |||
| Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
| Лекции | 36 | 36 | 36 | 36 |
| Лабораторные | 36 | 36 | 36 | 36 |
| Сам. работа | 81 | 81 | 81 | 81 |
| Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
| Итого | 180 | 180 | 180 | 180 |
| 1.1. | Целью преподавания курса является дать студентам комплексное представление о роли и месте дисциплины «Исследование операций» в профессиональной подготовке студентов по направлению ИВТ, формирование процессного мышления при анализе прикладных задач, основных методах и моделях принятия оптимальных решений, в том числе в системах с многими центрами планирования и реализации действий. Задачи изучения дисциплины включают знакомство с основными понятиями исследования операций; изучение опыта построения и использования математических и имитационных моделей при исследовании реальных задач в области ИВТ; обучение навыкам исследования моделей принятия решений, теории игр, линейных моделей; сетевых моделей; вероятностных моделей; изучение методов теории игр при моделирования взаимодействия ЛПР с антагонистическими и непротивоположными интересами. |
|---|
| Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01.ДВ.02 |
| ПК-11 | Способен организовать выполнение и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. |
| В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
| 3.1. | Знать: |
|---|---|
| 3.1.1. | - о роли системного анализа в исследовании операций - методы исследования операций и теории управления при решении прикладных задач в различных сферах профессиональной деятельности; - основные методы нахождения оптимальных решений. |
| 3.2. | Уметь: |
| 3.2.1. | применять: - основные понятия системного анализа, исследования операций и теории управления; - подходы к формальному описанию систем и методы системного анализа; - методы линейного программирования; - методы построения эмпирических моделей процессов; - модели принятия решений с 1, 2 и n ЛПР; - математические методы исследования систем управления. |
| 3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
| 3.3.1. | - по использованию методов системного анализа и исследования операций; - по пименению классических методов математики при исследовании математических моделей; - по пименению методов нахождения оптимальных решений. |
| Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
|---|---|---|---|---|---|---|
| Раздел 1. Введение в исследование операций (ИО) | ||||||
| 1.1. | Введение в исследование операций. Историческая справка. Классификация моделей: введение в теорию игр, понятие математической модели, классификация математических моделей, модели процессов, модели выбора оптимальных решений, формы математических моделей, классификация математических задач при численном исследовании моделей. | Лекции | 3 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1 | |
| 1.2. | Типовые технологии в ИО | Сам. работа | 3 | 4 | Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1 | |
| 1.3. | Примеры моделей процессов. Производственные функции. Эмпирические модели процессов. Нестатистический подход при построении и анализе зависимостей по экспериментальным данным. | Лекции | 3 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1 | |
| 1.4. | Примеры моделей ИО | Сам. работа | 3 | 15 | Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1 | |
| 1.5. | Примеры моделей решений. Модели контроля с 1 и 2 ЛПР. Исследование механизмов контроля и оценки их эффективности. Теоретико игровые модели активности работников и предпринимателей с 2 ЛПР. Построение моделей, анализ взаимодействия игроков. | Лекции | 3 | 4 | Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1 | |
| 1.6. | Примеры моделей решений. | Лабораторные | 3 | 4 | Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1 | |
| 1.7. | Примеры моделей решений. | Сам. работа | 3 | 10 | Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1 | |
| 1.8. | Модели ИСО на основе задач линейного программирования (ЗЛП). Формы записи ЗЛП. Свойства оптимальных решений. Модели планирования производства. Модель раскроя материалов. | Лекции | 3 | 4 | Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1 | |
| 1.9. | Модели ИСО на основе ЗЛП | Лабораторные | 3 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1 | |
| 1.10. | Модели ИСО на основе ЗЛП | Сам. работа | 3 | 4 | Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1 | |
| 1.11. | Транспортная задача линейного программирования (ТЗЛП): постановка и качественный анализ. Схема метода потенциалов. Поиск начального плана перевозок методом северо-западного угла. Решение ТЗЛП методом потенциалов. Примеры. | Лекции | 3 | 4 | Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1 | |
| 1.12. | ТЗЛП | Лабораторные | 3 | 12 | Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1 | |
| 1.13. | ТЗЛП | Сам. работа | 3 | 4 | Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1 | |
| Раздел 2. Сетевое планирование и управление стратегией принятия решений | ||||||
| 2.1. | Основные этапы: структурное планирование, календарное планирование и оперативное планирование. Расчет критического пути. | Лекции | 3 | 6 | Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1 | |
| 2.2. | Расчет критического пути | Лабораторные | 3 | 6 | Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1 | |
| 2.3. | Примеры сетевых графиков | Сам. работа | 3 | 14 | Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1 | |
| Раздел 3. Теория игр | ||||||
| 3.1. | Теория игр. Основные понятия. Классификация.Решение игр. Теория матричных игр. Антогонистические игры. Доминирование стратегий. Теорема Неймана. Определение, правило нахождения ситуаций равновесия в первоначальных стратегиях. Смешанное расширение матричных игр. Игры 2х2. Решение игр с помочью ЗЛП. Биматричные игры. Примеры, методы решения. Смешанные стратегии в биматричных играх. Биматричные иерархические игры. Исследование игры «Семейный спор». «Поле игры». Игры с непротивоположными интересами. Построение множества допустимых выигрышей в играх с непротивоположными интересами. Множество Парето-оптимальных решений. Метод построения множества допустимых выигрышей в игре «Активность предпринимателей». Принцип устойчивых Парето-оптимальных решений. | Лекции | 3 | 14 | Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1 | |
| 3.2. | Решение игр | Лабораторные | 3 | 12 | Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1 | |
| 3.3. | теория и решение игр | Сам. работа | 3 | 30 | Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1 | |
| Раздел 4. Аттестация | ||||||
| 4.1. | Экзамен | 3 | 27 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 | ||
| 5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
| не требуется |
| 5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
| не требуется |
| 5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
| Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения входного, текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает индивидуальные расчётные задания, задания для практических работ, задания в тестовой форме, вопросы к экзамену. Фонд оценочных средств представлен в учебно-методическом комплексе дисциплины. |
| 6.1. Рекомендуемая литература | ||||
| 6.1.1. Основная литература | ||||
| Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
| Л1.1 | Журавлева В.В. | Введение в системный анализ и исследование операций: учеб. пособие | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010 | RU/НБ АлтГУ/BOOK/22.18/Ж 911-979506 |
| Л1.2 | Кремер Н.Ш., Путко Б.А., Тришин И.М., Фридман М.Н., Кремер Н.Ш. | Исследование операций в экономике: учеб. пособие | М.: Юрайт, 2011 | |
| 6.1.2. Дополнительная литература | ||||
| Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
| Л2.1 | Мамченко О.П., Оскорбин Н.М. | Моделирование иерархических систем : учебник для вузов | Алт. ун-та, 2007 | |
| 6.1.3. Дополнительные источники | ||||
| Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
| Л3.1 | Казанцева Л.Л., Дубина И.Н. | Экономико-математические методы: Задачи и упражнения для студентов экономических специальностей.: | АлтГУ, 2006 | elibrary.asu.ru |
| 6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
| Название | Эл. адрес | |||
| Э1 | Свободная энциклопедия Википедия (http://ru.wikipedia.org) | |||
| Э2 | Поисковые системы: Яндекс, Rambler, Google | |||
| 6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
| LibreOffice Условия использования: https://ru.libreoffice.org/about-us/license/ Acrobat Reader Условия использования: http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf Microsoft Windows 7-Zip | ||||
| 6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
| Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); | ||||
| Аудитория | Назначение | Оборудование |
|---|---|---|
| 203К | лаборатория цифровой обработки сигналов - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 2 шт.; компьютеры: марка компьютер Парус модель 945 MSI - 12 единиц; коммутатор D-LINK; методические указания по выполнению лабораторной работы по дисциплине "Нейроинформационные технологии": алгоритм обратного рассеяния; обучение без учителя; персептрон; Сети Хопфилда и Хемминга. |
| Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
| 001вК | склад экспериментальной мастерской - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Акустический прибор 01021; виброизмеритель 00032; вольтметр Q1202 Э-500; вольтметр универсальный В7-34А; камера ВФУ -1; компьютер Турбо 86М; масспектрометр МРС -1; осциллограф ЕО -213- 2 ед.; осциллограф С1-91; осциллограф С7-19; программатор С-815; самописец 02060 – 2 ед.; стабилизатор 3218; терц-октавный фильтр 01023; шкаф вытяжной; шумомер 00026; анализатор АС-817; блок 23 Г-51; блок питания "Статрон" – 2 ед.; блок питания Ф 5075; вакуумный агрегат; весы; вольтметр VM -70; вольтметр В7-15; вольтметр В7-16; вольтметр ВУ-15; генератор Г-5-6А; генератор Г4-76А; генератор Г4-79; генератор Г5-48; датчик колебаний КВ -11/01; датчик колебаний КР -45/01; делитель Ф5093; измеритель ИМП -2; измеритель параметров Л2-12; интерферометр ИТ 51-30; источник "Агат" – 3 ед.; источник питания; источник питания 3222; источник питания ЭСВ -4; лабораторная установка для настройки газовых лазеров; лазер ЛГИ -21; М-кальк-р МК-44; М-калькул-р "Электроника"; магазин сопротивления Р4075; магазин сопротивления Р4077; микроскоп МБС -9; модулятор МДЕ; монохроматор СДМС -97; мост переменного тока Р5066; набор цветных стекол; насос вакумный; насос вакуумный ВН-01; осциллограф С1-31; осциллограф С1-67; осциллограф С1-70; осциллограф С1-81; осциллоскоп ЕО -174В – 2 ед.; пентакта L-100; пирометр "Промень"; пистонфон 05001; преобразователь В9-1; прибор УЗДН -2Т; скамья оптическая СО 1м; спектограф ДФС -452; спектограф ИСП -51; стабилизатор 1202; стабилизатор 3217 – 4 ед.; стабилизатор 3218; стабилизатор 3222 – 3 ед.; станок токарный ТВ-4; усилитель мощности ЛВ -103 – 4 ед.; усилитель У5-9; центрифуга ВЛ-15; частотомер Ч3-54А; шкаф металлический; эл.двигатель; электродинамический калибратор 11032 |
| Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
| Для эффективного изучения теоретической части дисциплины «Введение в исследование операций» необходимо: - построить работу по освоению дисциплины в порядке, отвечающим изучению основных этапов, согласно приведенным темам лекционного материала; - систематически проверять свои знания по контрольным вопросам и тестам; - усвоить содержание ключевых понятий; - систематически работать с основной и дополнительной литературой по соответствующим темам. Для эффективного изучения практической части дисциплины «Введение в исследование операций» настоятельно рекомендуется: - систематически осуществлять подготовку к практическим занятиям по предложенным преподавателем темам; - своевременно выполнять практические задания, подготавливать доклады или рефераты в соответствии с темами самостоятельной работы. |