МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы исследовательской деятельности-1

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.05.02. специальность Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-4-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 4
самостоятельная работа 140
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 4
курсовая работа: 2, 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) 2 (4) Итого
Недель 19 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 2 2 2 2 4 4
Сам. работа 70 70 70 70 140 140
Итого 72 72 72 72 144 144

Программу составил(и):
д.психол.н., профессор, Ральникова И.А.

Рецензент(ы):
к.психол н., доцент, Гурова О.С.

Рабочая программа дисциплины
Основы исследовательской деятельности-1

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.02 ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1613)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Углубление знаний и умений организации и реализации научно-исследовательской деятельности, овладение основными приёмами проектирования, организации и реализации научно-исследовательской работы, формированиех профессионального мировоззрения в области направления подготовки, стимулирование и систематизация самостоятельной исследовательской активности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.09

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-19 способностью обрабатывать, анализировать и систематизировать научно-психологическую информацию, отечественный и зарубежный опыт по теме исследования
ПК-20 способностью осуществлять постановку проблем исследования, обосновывать гипотезы и определять задачи исследования
ПК-21 способностью планировать и организовывать проведение экспериментальных исследований, обрабатывать данные с использованием стандартных пакетов программного обеспечения, анализировать и интерпретировать результаты исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы анализа и систематизации научно-психологической информации; информацию о планировании, подготовке, проведении научного исследования, требованиях, предъявляемых к актуальности проблемы исследования, научным атрибутам, гипотезам, эмпирическим результатам, методам и способам математико-статистической обработки с использованием стандартных пакетов программного обеспечения, анализу и интерпретации данных эмпирического исследования.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать и систематизировать научно-психологическую информацию, отечественный и зарубежный опыт по теме исследования; планировать научное исследование, формулировать научную проблему, обосновывать ее актуальность, ставить цель, задачи, гипотезы исследования, организовывать и проводить научное исследование, использовать адекватные задачам исследования методы сбора и обработки полученных результатов с использованием стандартных пакетов программного обеспечения, уметь качественно анализировать и интерпретировать данные эмпирического исследования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.опытом анализа и систематизации научно-психологической информации в том числе отечественных и зарубежных источников по теме исследования, планирования научного исследования, постановки научной проблемы, обоснования ее актуальности, формулировки цели, задач, гипотез исследования, а также опытом проведения научного исследования, использования методов сбора научной информации и обработки полученных результатов с использованием стандартных пакетов программного обеспечения, уметь качественно анализировать и интерпретировать данные эмпирического исследования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основания разработки проекта научного исследования.
1.1. Научное исследование: теория и методология. Практические 2 2 ПК-19, ПК-20, ПК-21 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Актуальные проблемы совремемнной психологической науки. Сам. работа 2 10 ПК-19, ПК-20, ПК-21 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Научные атрибуты исследования. Сам. работа 2 10 ПК-19, ПК-20, ПК-21 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Научная гипотеза: требования к ее определнию и верификации. Сам. работа 2 10 ПК-19, ПК-20, ПК-21 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Информационная и библиографическая культура исследователя. Сам. работа 2 10 ПК-19, ПК-20, ПК-21 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Научное исследование: теория,методология, практика. Сам. работа 2 10 ПК-19, ПК-20, ПК-21 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Планирование и реализация эмпирического исследования
2.1. Эмпирическое исследование: реализация, обработка и анализ данных. Практические 4 2 ПК-19, ПК-20, ПК-21 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Планирование эмпирического исследования. Сам. работа 2 10 ПК-19, ПК-20, ПК-21 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Эмпирическое исследование: планирование и реализация. Применение информационно-коммуникационных технологий. Сам. работа 2 10 ПК-19, ПК-20, ПК-21 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Требования к публичному выступлению с научным докладом
3.1. Научные презентации Сам. работа 4 70 ПК-19, ПК-20, ПК-21 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Афанасьев, В. В. Методология и методы научного исследования: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л1.2 Суркова Е.Г. Проективные методы диагностики: Уч.пособие Аспект-Пресс, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Выготский Л. С. Психология развития человека: учебник М.: Смысл, 2005
Л2.2 Утлик Э.П. Психология личности: уч. пособие для студентов вузов Академия, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Курс в Moodle Основы исследовательской деятельности portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional;
Office 2010 Professional
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе освоения дисциплины необходимо посетить 90% аудиторных занятий, активно участвовать в обсуждении вопросов, рассматриваемых на практических занятиях.

Методические рекомендации к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме; изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к зачету.

Подготовка к практическим занятиям.
В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовки к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,указывать персоналии,уметь приводить примеры. Для подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.

Работа с научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).