МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Конфликтология международных отношений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки37.03.02. Конфликтология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план37_03_02_К-2-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 180
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 180 180 180 180
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Стерлядева Наталья Анатольевна

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Татьяна Викторовна

Рабочая программа дисциплины
Конфликтология международных отношений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.02 Конфликтология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. № 956)

составлена на основании учебного плана:
37.03.02 Конфликтология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Рассмотреть особенности зарождения и протекания современных международных конфликтов,дать представление об актуальных научных и практических подходах к их разрешению,о роли России,других государств,правительственных и неправительственных организаций в предотвращении и урегулировании конфликтов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью анализировать социально-значимые процессы и проблемы, использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач
ПК-3 способностью применять методологию междисциплинарного анализа конфликта и мира, использовать категориальный аппарат гуманитарных и социальных наук с учетом предметного поля конфликтологии, многофакторной обусловленности конфликта и мира
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические представления о современных международных отношениях; об истории предмета конфликтологии международных отношений; о социальной природе международных отношений, их структуре, видах, формах; различные подходы к исследованию международных конфликтов; основные формы проявления международных конфликтов; способы решения возникающей напряженности в международных отношениях; методы анализа международных конфликтов; особенности международных конфликтов; технологии разрешения международных конфликтов
3.2.Уметь:
3.2.1.применять исследовательские подходы и методы анализа международных отношений; использовать категориальный аппарат гуманитарных и социальных наук при исследовании международных конфликтов; определять признаки международного конфликта; использовать положения социальных, гуманитарных и экономических наук при разработке мер по предупреждению, урегулированию и управлению международными конфликтами; применять методологию междисциплинарного анализа международного конфликта и мира
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеет: способностью определять действительные причины действий международных акторов; навыками анализа современных международных отношений; навыками использования категориального аппарата гуманитарных и социальных наук с учетом многофакторной обусловленности международных конфликтов; навыками использования основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при исследовании конфликтов, возникающих в международных отношениях; навыками междисциплинарного анализа международного конфликта; навыками по выявлению причин и факторов возникновения и развития международных конфликтов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Конфликтология международных отношений как научная дисциплина: ее объект, предмет, закономерности
1.1. Россия в системе современных международных отношений Практические 7 2 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.2. Россия в системе современных международных отношений Сам. работа 7 12 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.3. Методологические основания конфликтологии международных отношений Практические 7 2 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.4. Методологические основания конфликтологии международных отношений Сам. работа 7 10 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.5. Международные отношения в контексте современных теорий конфликта Практические 7 2 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.6. Международные отношения в контексте современных теорий конфликта Сам. работа 7 12 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Теоретические школы в исследовании международных отношений
2.1. Классическая традиция в исследовании международных отношений Лекции 7 1 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
2.2. Международные отношения в истории социально-политической мысли: традиции и парадигмы Практические 7 2 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
2.3. Международные отношения в истории социально-политической мысли: традиции и парадигмы Сам. работа 7 14 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
2.4. Либерально-идеалистическая и марксистская традиции в исследовании международных отношений Лекции 7 1 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
2.5. Основные теоретические подходы в исследовании международных отношений Лекции 7 1 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Современные теории в исследовании международных отношений
3.1. Неореализм и неолиберализм Лекции 7 1 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
3.2. Разновидности неореализма, неомарксизм Лекции 7 1 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
3.3. Транснационализм и постмодернизм Лекции 7 1 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
3.4. Современные теории в изучении международных отношений Практические 7 2 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
3.5. Современные теории в изучении международных отношений Сам. работа 7 12 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Международные отношения как особый вид общественных отношений
4.1. Система, структура, среда международных отношений Лекции 7 1 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
4.2. Международные отношения как особый вид общественных отношений: система, структура, среда Практические 7 2 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
4.3. Международные отношения как особый вид общественных отношений: система, структура, среда Сам. работа 7 10 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
4.4. Основные классификации международных систем Лекции 7 1 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
4.5. Основные классификации международных систем Сам. работа 7 10 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Структура и процесс развития международного конфликта
5.1. Типология международных конфликтов Лекции 7 1 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
5.2. Типология международных конфликтов Практические 7 2 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
5.3. Типология международных конфликтов Сам. работа 7 10 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
5.4. Методы исследования международных конфликтов Лекции 7 1 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
5.5. Методы исследования международных конфликтов Практические 7 2 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
5.6. Методы исследования междудународных конфликтов Сам. работа 7 10 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
5.7. Анализ процесса принятия решений Лекции 7 1 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
5.8. Мирное урегулирование международных конфликтов Практические 7 2 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
5.9. Причины международных конфликтов Лекции 7 1 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
5.10. Международные политические конфликты Сам. работа 7 20 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Особенности международных конфликтов на современном этапе
6.1. Международные институты конфликторазрешения Лекции 7 1 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
6.2. Международные институты конфликторазрешения Сам. работа 7 10 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
6.3. Специфика международных конфликтов Лекции 7 1 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
6.4. Специфика международных конфликтов Сам. работа 7 10 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
6.5. Технология «мягкой силы» Лекции 7 1 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
6.6. Миротворческие миссии ООН Лекции 7 1 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
6.7. Миротворческие миссии ООН Сам. работа 7 10 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
6.8. Проблемы обеспечения международной безопасности Практические 7 2 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
6.9. Технология «мягкой силы» Сам. работа 7 10 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1
6.10. Проблемы обеспечения международной безопасности Сам. работа 7 20 ОПК-4, ПК-3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы и задания к зачету:
Теоретические вопросы:
1. Природа международных отношений.
2. Международные отношения и мировая политика.
3. Основные парадигмы изучения международных отношений.
4. Методология междисциплинарного анализа международного конфликта и мира.
5. Многофакторная обусловленность международного конфликта и мира.
6. Методы социальных, гуманитарных и экономических наук, используемые при исследовании международных конфликтов.
7. Основные положения социальных, гуманитарных и экономических наук, используемые в конфликтологии международных отношений
8. Глобализация как источник международных конфликтов и обострения конкуренции.
9. Категориальный аппарат гуманитарных и социальных наук, использованный в конфликтологии международных отношений.
10. Распад биполярной системы и Россия. Россия и проблема международного терроризма. Россия и НАТО.
11. Теории МО о причинах конфликтов.
12. Конфликт в либеральной и неомарксистской парадигмах.
13. Классификация международных конфликтов.
14. Основные акторы международного конфликта.
15. Основные этапы развития международного конфликта.
16. Особенности современных вооруженных конфликтов.
17. Типология международных вооруженных конфликтов.
18. Основные теоретические подходы и практические направления в обеспечении международной безопасности.
19. Понятие и условия симметрии. Конфликты между великими державами.
20. Современный этап развития конфликтов между развитыми и развивающимися странами и между развивающимися странами.
21. Теория асимметричного конфликта. «Парадокс асимметрии» в международном конфликте.
22. Конфликты между развивающимися странами и их особенности.
23. Способы выхода из конфликтной ситуации.
24. Роль третьей стороны в мирном урегулировании конфликтов.
25. Конфликты после «холодной войны»: особенности развития и изучения.
26. Интернационализация внутренних конфликтов.
27. Динамика перерастания локальных конфликтов в региональные и глобальные.
28. Миротворческие операции в зонах внутренних конфликтов.
29. .Роль международного права в регулировании международных отношений.
30. Правовые средства мирного урегулирования международных конфликтов.
31. Выбор стратегии урегулирования конфликта. Политическое урегулирование конфликтов.
32. Управление конфликтом, смягчение конфронтации, поиск взаимоприемлемых решений.
33. Процесс переговоров. Виды и функции международных переговоров.
34. Внешнеполитическая деятельность Российской Федерации по урегулированию конфликтов на территории бывшего СССР.

Практические задания:
1. Проводите контент-анализ СМИ на тему «Современное международное положение России».
2. Проведите контент-анализ СМИ на тему «Проблемы взаимодействия России и США».
3. Приведите примеры использования метода наблюдения при исследовании международного конфликта.
4. Постройте бесконфликтную модель взаимоотношений России и ЕС.
5. Проанализируйте взаимоотношения РФ и государств СНГ (на примере конкретного государства на выбор).
6. Приведите примеры урегулирования международного конфликта с помощью ООН и проанализируйте этот конфликт.
7. Приведите примеры участия в урегулировании международных конфликтов международных неправительственных организаций.
8. Сформулируйте и проанализируйте основные параметры, по которым существует расхождение позиций России и стран НАТО.
9. Проанализируйте возможность применения силы в разрешении международных конфликтов. Приведите пример правомерного (на Ваш взгляд) применения силы в таких конфликтах.
10. Приведите примеры международных акторов (конкретных личностей), которые способны повлиять на принятие решений в сфере международных отношений. Обоснуйте свой ответ.
11. Проанализируйте конфликты на территории бывшей Югославии. Проведите сравнительный анализ этих конфликтов с конфликтами на современном этапе.
12. Определите субъективные и объективные причины конфликта России и Украины. Охарактеризуйте их.
13. Проведите сравнительный анализ конфликтов в Шри-Ланке, Афганистане, Пакистане, Ираке и Сомали.
14. Приведите примеры участия России в урегулировании международных конфликтов.
15. Проанализируйте палестино-израильский конфликт. Определите его субъективные и объективные причины.
16. Приведите примеры миротворческих операций. Обоснуйте их правомочность и эффективность.
17. Приведите примеры нарушения принципа неприменения силы в международныхотношений. Обоснуйте свой ответ.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
темы рефератов:
1. Конфликтология международных отношений как научная дисциплина: объект, предмет.
2. Конфликтология международных отношений: связь и взаимодействие с социальными науками.
3. Традиции и парадигмы в изучении международных отношений.
4. Общенаучные методы исследования в конфликтологии международных отношений.
5. Понятие законов и закономерностей в сфере международных отношений.
6. Многофакторная обусловленность международного конфликта и мира.
7. Международные отношения и мировая политика: соотношение понятий.
8. Исторические этапы в осмыслении сущности и содержания международных отношений: от античности до современности.
9. Классическое (традиционное) направление в изучении международных отношений.
10. Идеалистическое направление и его представители в науке о международных отношениях.
11. Марксистская парадигма в науке о международных отношениях.
12. Современные теории международных отношений: проблемы классификации.
13. Политический реализм, его разновидности, проявления в отечественной литературе.
14. Особенности и разновидности политического идеализма, его проявление в отечественной науке и практике международных отношений.
15. Характеристика «модернистского» (научного) направления в современных теориях международных отношений.
16. Транснационализм: содержание, разновидности, представители.
17. Неореализм,неолиберализм,неомарксизм в изучении международных отношений.
18. Содержание «глобализма» в изучении международных отношений.
19. Специфика современной социальной среды глобальной системы международных отношений.
20. «Внесоциальная» международная среда. Геополитические концепции в науке о международных отношениях.
21. Геополитические характеристики международной системы на рубеже и в начале XXI столетия.
22. Государство как главный международный актор. Понятие «национальный интерес» государства.
23. Межправительственные и неправительственные организации, их классификация и основные функции в разрешении международных конфликтов.
24. Особенности международной роли транснациональных корпораций (ТНК) и других участников международных отношений в разрешении конфликтов.
25. Цели, средства и интересы участников международных отношений в международных конфликтах.
26. Понятие силы как средства международных акторов при разрешении международных конфликтов.
27. Роль права и морали в урегулировании международных конфликтов
28. Международный и межгосударственный конфликт: общее и особенное.
29. Понятие и виды международного сотрудничества.
30. Применение военной силы при урегулировании международных конфликтов.
31. Место и роль России в системе международных отношений. Современное геополитическое положение России.
32. Национальная безопасность России в структуре национально-государственных интересов современной России.
33. Национальные интересы России и их трактовка представителями различных политических сил.
34. Политика России в «ближнем зарубежье».
35. Глобализация: основные черты и ее проявление в международных отношениях
36. Взаимосвязь глобальных проблем современности с глобальными конфликтами.
37. Методы социальных, гуманитарных и экономических наук, используемые при урегулировании международных конфликтов.
38. Основные положения социальных, гуманитарных и экономических наук, используемые в конфликтологии международных отношений.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сирота, Н. М. Политическая конфликтология : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/219A24A5-BD9D-416C-AEAA-A2701C8D1231
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Абашидзе, А. Х. Международное право. Мирное разрешение споров: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2017 www.biblio-online.ru/book/63975D67-E996-4152-912D-00FE231B742D
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://ru.wikipedia.org/wiki/конфликтология
Э2 http://www.humanities.edu.ru/–Социально-гуманитарное образование: федеральный портал.
Э3 http://window.edu.ru/window – Единое окно доступа к образовательным ресурсам.Интегральный каталог образовательных интернет-ресурсов,электронная учебно-методическая библиотека,ресурсы системы федеральных образовательных порталов.
Э4 Курс в Moodle «Конфликтология международных отношений» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения

Рекомендации по освоению лекционных занятий.
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам
- полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе занятия давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по написанию реферата.
При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны.
Реферат должен содержать:
титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости).
Требования к оформлению реферата:
Объем: от 10 до 20 страниц.
Формат страницы: А4 (210x297 мм).
Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм.
Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman.
Выравнивание: по ширине.
Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца).
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу».

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий.
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного
выполнения, и разбирать на практических занятиях и консультациях неясные вопросы.

Итоговый контроль.
При подготовке к зачету параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.
Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.