МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология массовой культуры
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-34-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 161
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 161 161 161 161
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
канд.социол.наук, доцент Замятина Ольга Николаевна

Рецензент(ы):
канд.социол.наук, доцент Чуканова Татьяна Викторовна

Рабочая программа дисциплины
Социология массовой культуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 СОЦИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1328)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д-р.филос.наук, профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д-р.филос.наук, профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.освоение теории и методологии исслеования массовых культурных процессов, новых методик для анализа продукции массовой культуры, влияния массовой культуры на различные социально-демографические группы

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1: способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные фундаментальные труды отечественного и зарубежного опыта по массовой культуре, ее понятийный аппарат
основные направления и формы развития массовой культуры
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать современные исследовательские методы при изучении актуальных проблем массовой культуры
логически выстраивать последовательную содержательную аргументацию
критически анализировать информационные источники, научные тексты
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.формулирования целей, ставить конкретные задачи научных исследований в области массовой культуры
по организации самостоятельных социологических исследований массовой культуры с точки зрения поставленных целей и задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Массовая культура как социальное явление
1.1. Основные методологические подходы в осмыслении феномена массовой культуры.Основные функции и элементы массовой культуры Лекции 1 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.2. Основные методологические подходы в осмыслении феномена массовой культуры.Основные функции и элементы массовой культуры Сам. работа 1 20 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Механизм и современные технологии распространения массовой культуры
2.1. Реклама как основной механизм распространения массовой культуры Лекции 1 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.2. Реклама как основной механизм распространения массовой культуры Сам. работа 1 20 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.3. Мода как элемент и канал распространения массовой культуры Практические 1 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.4. Мода как элемент и канал распространения массовой культуры Сам. работа 1 20 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.5. Виртуальность, интернет и конструирование идентичности в социологии массовой культуры Сам. работа 1 20 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Современный кинематограф как элемент массовой культуры
3.1. Кинематограф как элемент и инструмент распространения массовой культуры Сам. работа 1 20 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Современная индустрия развлечений
4.1. Современная индустрия развлекательного досуга Сам. работа 1 20 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Массовая литература как общественно-историческое явление
5.1. Литературоведческие и социологические подходы к феномену массовой литературы Практические 1 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
5.2. Литературоведческие и социологические подходы к феномену массовой литературы Сам. работа 1 20 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Социальные следствия массовой культуры в российском обществе
6.1. Амбивалентность воздействия массовой культуры на различные социально-демографические группы Лекции 1 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
6.2. Амбивалентность воздействия массовой культуры на различные социально-демографические группы Сам. работа 1 21 ПК-1 Л1.1, Л2.1
6.3. Экзамен 1 9 ПК-1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Перечень вопросов и заданий на экзамене:
1. Понятия «массовая культура», «элитарная культура», «массовое общество», «народная культура».
2. Сущность и содержание массовой культуры, основные элементы (виды и жанры).
3. Функции массовой культуры.
4. Технологические и социальные предпосылки возникновения феномена массовой культуры.
5. Тенденции развития массовой культуры в России.
6. Теории массового общества
7. Массовый человек и мифы массовой культуры
8. Место и роль искусства в массовой культуре.
9. Литературоведческие и социологические подходы к феномену массовой литературы.
10. Популярная музыка как элемент массовой культуры.
11. Кинематограф как элемент массовой культуры.
12. Современное телевидение как основной элемент и инструмент массовой культуры.
13. Современная индустрия культуры «шоу-бизнеса».
14. Видеопродукция, видеоклипы. Их значение в субкультуре молодежи.
15. Сленг, китч в различных субкультурах.
16. Реклама как элемент массовой культуры.
17. Мода как канал распространения массовой культуры.
18. Социально-экономические эффекты развития массовой культуры.
19. Игровой элемент в массовой культуре.
20. Динамика массовой культуры в разные периоды советского общества.
21. Культура и язык. Влияние массовой культуры на трансформацию языка.
22. Компьютерные игры как способ программирования социального поведения.
Практические задания проблемно-поискового характера:
1. Сформулируйте цель конкретного социологического исследования по актуальным проблемам массовой культуры.
2. Сформулируйте задачи конкретного социологического исследования по актуальным проблемам массовой культуры.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Перечень тем эссе:
1. Массовая культура и ее влияние на современного человека
2. Книжный рынок: что читают подростки?
3. Детские передачи: вчера и сегодня.
4. Можно ли игнорировать моду и быть вне моды?
5. Спортивные передачи на телевизионных каналах и их рекреативная функция.
6. Компьютерные игры: плюсы и минусы.
5.3. Фонд оценочных средств
находится в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Горохов В.Ф. КУЛЬТУРОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/59D83DDB-E6BE-45CB-A2DC-6668C8B54525
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кравченко А.И. СОЦИОЛОГИЯ 4-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/271CD108-E337-49B4-95F8-FF0BA69B7C6D
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС "Юрайт" https://biblio-online.ru/
Э2 ЭБС "Университетская библиотека online" http://biblioclub.ru/
Э3 Социология.RU http://sotsiologia.ru/
Э4 Электронная библиотека Социологического факультета Московского Государственного Университета им. М. В. Ломоносова (МГУ) http://lib.socio.msu.ru
Э5 Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) http://wciom.ru/
Э6 курс в moodle "Социология массовой культуры" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6051
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
- На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.