МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология потребления

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки37.03.02. Конфликтология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_03_02_К-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.социол.наук, доцент Замятина Ольга Николаевна

Рецензент(ы):
канд.социол.наук, доцент Чуканова Татьяна Викторовна

Рабочая программа дисциплины
Социология потребления

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.02 КОНФЛИКТОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №956)

составлена на основании учебного плана:
37.03.02 Конфликтология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д-р.филос.наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д-р.филос.наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомление студентов с современным пониманием, подходами и трактовками социальной проблематики потребления,
использование полученных знаний в профессиональной деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью анализировать социально-значимые процессы и проблемы, использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ключевые исследовательские проблемы в области потребления
3.2.Уметь:
3.2.1.критически анализировать информационные источники, научные тексты

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.представление о реальных социально-экономических процессах в сфере потребления в России и за рубежом; применения ключевых понятий и концепций в профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в социологию потребления
1.1. Основные социологические подходы к изучению потребления Лекции 2 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
1.2. Основные подходы к изучению потребления Практические 2 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
1.3. Основные подходы к изучению потребления Сам. работа 2 10 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
1.4. Модели и теоретические концепции социологии потребления Лекции 2 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
1.5. Модели и теоретические концепции социологии потребления Практические 2 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
1.6. Модели и теоретические концепции потребления Сам. работа 2 12 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
1.7. Потребление в культурологическом и этическом контексте Лекции 2 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
1.8. Потребление в социологическом, культурологическом и этическом контексте Практические 2 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
1.9. Потребление в социологическом, культурологическом и этическом контексте Сам. работа 2 10 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
1.10. Человек и вещи. Потребление знаков Лекции 2 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
1.11. Человек и вещи. Потребление знаков Практические 2 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
1.12. Человек и вещи. Потребление знаков Сам. работа 2 10 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
1.13. Современные формы потребления Лекции 2 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
1.14. Современные формы потребления Практические 2 8 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
1.15. Современные формы потребления Сам. работа 2 12 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
1.16. Потребление и маркетинг. Управление потребительским поведением Лекции 2 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
1.17. Потребление и маркетинг. Управление потребительским поведением Практические 2 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
1.18. Потребление и маркетинг. Управление потребительским поведением Сам. работа 2 12 ОПК-4 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы.
1. Предмет социологии потребления
2. Понятие и виды потребления.
3. Производственное и индивидуальное потребление.
4. Потребление в экономической теории и маркетинге.
5. Проблематика потребления в социологии
6. Потребление знаков. Потребление как процесс манипулирования знаками
7. Формирование ценности в концепции Г. Зиммеля.
8. Знаковая стоимость и символический обмен Ж. Бодрийяра.
9. Концепция «стиля жизни» П. Бурдье Понятие общества потребления и его основные черты.
10. Новые концепции потребления в эпоху постмодерна, эстетизация повседневного потреб-ления. (М. Физерстоун).
11. «Мозаичность» стилей жизни в эпоху постмодерна. Основные идеи и понятия.
12. Место стиля жизни и потребления в основных стратификационных теориях.
13. Общество потребления как культурный феномен
Практические задания.
1. Приведите примеры этического потребления: рациональность и романтизм (К. Кэмпбел).
2. Покажите связь традиционного и современного потребления и гедонизма. (К. Кэмпбел).
3. Покажите, в чем сложность потребления в обществе изобилия, потребление и контроль за производительными силами (Ж. Бодрийяр).
4. Сформулируйте теории постиндустриальных обществ как обществ потребления (Дж. Гэлбрейт, Э. Тоф-флер).
5. Покажите связь моды и потребления. Ее свойства и функции.
6. Сформулируйте особенности моды по Г. Зиммелю.
7. Смоделируйте макет новой и традиционной организации торговли.
8. Приведите примеры принципов организации торговли в супермаркете.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
темы для эссе
1. Особенности потребления в современной России в различных сферах
2. Маркетинг для потребителя или потребитель для маркетинга
3. Что век грядущий нам готовит?..
4. Особенности потребления в различных социально-экономических группах.
5. Сравнительный анализ потребления среднего класса в России и Западной Европе.
6. Социологический анализ потребительской культуры «бедных».
7. Потребительское поведение российской молодежи.
8. Потребительское поведение и семья.
9. Влияние этнических факторов на потребление.
10. Связь религии и потребления.
11. Общество потребления: предпосылки формирования, направления исследования.
12. Глобализация потребления.
13. Шоппинг как вид досуга.
14. Особенности потребления по различным социально-экономическим группам.
15. Сравнительный анализ потребления среднего класса в России и Западной Европе.
16. Социологический анализ потребительской культуры «бедных».
17. Потребительское поведение российской молодежи.
18. Потребительское поведение и семья.
19. Влияние этнических факторов на потребление.
20. Связь религии и потребления.
21. Общество потребления: предпосылки формирования, направления исследования.
22. Глобализация потребления.
23. Шоппинг как вид досуга.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ильин В. И. СОЦИОЛОГИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Голубкова Е.Н. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в moodle «Социология потребления» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

• Б-ка «Гумер». – [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/index_philos.php
• 2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/
• Научная электронная б-ка eLibrary.ru [Доступ к РИНЦ (Российскому индексу научного цитирования) и журнальным статьям] [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.ru/
• Российское образование. Федеральный образовательный портал. – Режим доступа: http://www.edu.ru/
• Abuss: Б-ка, архив, закрома. – [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://abuss.narod.ru/biblio.htm
• Infolio – Университетская электронная б-ка [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.infoliolib.info/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации.
- Продумайте свой ответ, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.