МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Физика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и экспериментальной физики
Направление подготовки33.05.01. специальность Фармация
СпециализацияФармация биофармпрепаратов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план33_05_01_Фарм-3-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 96
самостоятельная работа 93
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 23,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 36
Лабораторные 36 36 36 36
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 93 93 93 93
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
канд. техн. наук, доцент, С.Ф. Дмитриев

Рецензент(ы):
канд. физ.-мат. наук, доцент, Д.Д. Рудер

Рабочая программа дисциплины
Физика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 33.05.01 ФАРМАЦИЯ (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №1037)

составлена на основании учебного плана:
33.05.01 ФАРМАЦИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и экспериментальной физики

Протокол от 15.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р физ.-мат. наук, профессор Плотников В.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и экспериментальной физики

Протокол от 15.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой д-р физ.-мат. наук, профессор Плотников В.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины (модуля) «Физика» являются: формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков для решения широкого спектра задач в различных областях; формирование понимания ценностно-смысловой ориентации, гражданственности и самосовершенствования;
научить проводить физические измерения в среде обитания, обрабатывать полученные результаты, составлять прогнозы возможного развития ситуации, сформировать навыки постановки экспериментальных исследований и измерений и оценки погрешности контрольных измерений; научить решать типовые задачи по основным разделам курса; выполнять решения составленных уравнений и анализировать полученные результаты; научить использовать физические законы при анализе и решении проблем профессиональной деятельности; обучение способности к познавательной деятельности, абстрактному и критическому мышлению, принятию нестандартных решений и способности работать самостоятельно

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-7 готовностью к использованию основных физико-химических, математических и иных естественнонаучных понятий и методов при решении профессиональных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия, законы и модели механики, электричества и магнетизма, колебаний и волн, оптики, квантовой физики, статистической физики и термодинамики
об использовании методов расчета технологического оборудования по критериям работоспособности и надежности;
об измерении уровней опасности в среде обитания, обрабатывать полученные результаты, составлять прогнозы возможного развития ситуации
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать основные приемы обработки экспериментальных данных;
решать типовые задачи по основным разделам физики используя методы математического анализа;
использовать физические законы при анализе и решении проблем
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владения методами экспериментального исследования в физике (планирование, постановка и обработка эксперимента);
научно-исследовательских разработок по профилю подготовки;
систематизации информации по теме исследований

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Физические основы механики
1.1. Понятие состояния в классической механике, уравнения движения. Лекции 2 4 ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.2
1.2. Кинематика материальной точки и системы материальных точек. Практические 2 4 ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л2.2
1.3. Динамика прямолинейного движения.Динамика материальной точки.Динамика системы частиц. Кинематика и твердого тела. Законы сохранения Лекции 2 4 ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Динамика материальной точки. Законы Ньютона. Практические 2 4 ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л2.2
1.5. Импульс, работа, энергия. Законы сохранения энергии, импульса. Практические 2 4 ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л2.2
1.6. Динамика твердого тела. Закон сохранения момента импульса. Практические 2 2 ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л2.2
1.7. Гравитация. Небесная механика. Специальная теория относительности. Основы релятивистской механики, принцип относительности в механике. Неинерциальные системы отсчета. Элементы теории относительности. Лекции 2 4 ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.8. Кинематика и динамика жидкостей и газов Лекции 2 4 ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Физика колебаний и волн
2.1. Гармонический и агармонический осциллятор, физический смысл спектрального разложения, кинетика волновых процессов, нормальные волны Лекции 2 4 ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Интерференция и дифракция волн, элементы Фурье-оптики Лекции 2 4 ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Колебания и волны Практические 2 2 ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 3. Статистическая физика и термодинамика
3.1. Молекулярная физика и термодинамика: молекулярно-кинетическая теория газов, основы термодинамики, реальные газы Лекции 2 4 ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Три начала термодинамики, термодинамические функции состояния Лекции 2 4 ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Фазовые равновесия и фазовые превращения Лекции 2 4 ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.4. Газовые законы. Уравнение Клапейрона – Менделеева. Молекулярно-кинетическая теория Практические 2 4 ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л2.2
3.5. Теплоемкость. Первое начало термодинамики. Циклические процессы. КПД тепловых машин. Практические 2 4 ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л1.3, Л2.2
3.6. Лабораторные работы по тематике разделов "Механика", "Механические колебания и волны", "Термодинамика и статистическая физика" Лабораторные 2 36 ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.7. Самостоятельная работа по тематике разделов "Механика", "Механические колебания и волны", "Термодинамика и статистическая физика" Сам. работа 2 93 ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.8. Экзамен 2 27 ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы размещены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Решение индивидуальных заданий
Собеседование (допуск к лаб. работе)
Обработка экспериментальных данных, типовой расчет, расчетно-графические работы составление отчета по лабораторной работе, ответ на контрольные вопросы
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств размещен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Рогачев Н.М. Курс физики [Электронный ресурс]: учебное пособие СПб.: Лань, 2010 e.lanbook.com
Л1.2 Грабовский Г.И. Курс физики [Электронный ресурс]: учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по естественнонаучным и техническим направлениям и специальностям Лань, 2012 e.lanbook.com
Л1.3 Иванов И. В. Сборник задач по курсу основы физики и биофизики [Электронный ресурс]: учеб. пособие "Лань", 2012 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Родионов В.Н. ФИЗИКА [Электронный ресурс]: учебное пособие для академического Научная школа: Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова (г.Москва), 2018 www.biblio-online.ru
Л2.2 Никеров В.А. Физика. Современный курс [Электронный ресурс]: учебное пособие "Дашков и К", 2016 e.lanbook.com
Л2.3 Ветрова В. Т. Физика : сборник задач [Электронный ресурс]: учебное пособие Минск: Высшая школа, 2015 biblioclub.ru
Л2.4 Кондратьев А.С., Ларченкова Л.А., Ляпцев А.В. Методы решения задач по физике [Электронный ресурс] : учеб. пособие Москва : Физматлит, 2012 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интернет-портал "Университетская библиотека онлайн" biblioclub.ru
Э2 ЭБС "Лань" e.lanbook.com
Э3 ЭБС "Юрайт" www.biblio-online.ru
Э4 Физика для института ХиХФТ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Excel (Microsoft), 2007 г.
OriginLab Origin Pro 8.0 (OriginLab), 2008 г.
MatLAB 7 (MathWorks), 2010 г.
MathCAD 14/15 (Parametric Technology Corporation), 2007/2009 гг.
Mathematica 4.0 (Wolfram Research, Inc www.wolfram.com.), 2009 г.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
www.gpntb.ru/ Государственная публичная научно-техническая библиотека.
www.nlr.ru/ Российская национальная библиотека.
www.nns.ru/ Национальная электронная библиотека.
www.rsl.ru/ Российская государственная библиотека.
http://www.biblioclub.ru/ интернет-портал «Университетская библиотека онлайн»
www.tests.specialist.ru/ Центр компьютерного обучения МГТУ им. Н.Э.Баумана.
www.intuit.ru/ Образовательный сайт

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
213К лаборатория общего физпрактикума, лаборатория физики - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная 1 шт.; Модульный учебный комплекс МУК - О (2 шт.); модульный учебный комплекс МУК - ОК; модуль-ный учебный комплекс МУК-ЭМ1 (2 шт.); Лаб. Дифракция Фраунгофера; Лаб. Изменение скорости полета пули; Лаб. Изучение законов теплового излучени; Лаб. Кольца Ньютона; Лаб. Маятник "Обербека"; Лаб. Механические колебания; Лаб. Определен.длины своб.пробега молеку; Лаб. Определение вязкости по Паузейлю; Лаб. Определение изменения энтропии возд; Лаб. Определение модуля Юнга; Лаб. Связанные маятники; Лаб.Бипризма Френеля; Лаб. Движ.тела под углом к горизонту; Лаб. Изучение спектров атома водорода; Лаб. Исследо-вание поляризации света; Лаб. Момент инерции махового колеса; Лаб.Определение фокусных расстояний линз; монитор Samsung 17" 795MB (SBBHQ) TCO`03; монитор Samsung 550 S15" 0,28; системный блок Celeron 2260MHz; системный блок Celeron 2.0/845GL/20Gb; латр; микрометр оку-лярный; монохроматор УМ-2; монохро-матор УМ-2; пирометр "Проминь"; сейф; скамья оптическая; скамья оптическая; скамья оптическая; скамья оптическая С0-1; часы настенные В-Тройка 2120; штангенциркуль мет.; электромагнит ЭМ-1; электронно-счетный секундомер; электронно-счетный секундомер; электронно-счетный секундомер; учебное наглядное пособие: "Лабораторный практикум по физике"; учебно-лабораторные стенды по механике, электричеству и магнетизму, оптике.
001вК склад экспериментальной мастерской - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Акустический прибор 01021; виброизмеритель 00032; вольтметр Q1202 Э-500; вольтметр универсальный В7-34А; камера ВФУ -1; компьютер Турбо 86М; масспектрометр МРС -1; осциллограф ЕО -213- 2 ед.; осциллограф С1-91; осциллограф С7-19; программатор С-815; самописец 02060 – 2 ед.; стабилизатор 3218; терц-октавный фильтр 01023; шкаф вытяжной; шумомер 00026; анализатор АС-817; блок 23 Г-51; блок питания "Статрон" – 2 ед.; блок питания Ф 5075; вакуумный агрегат; весы; вольтметр VM -70; вольтметр В7-15; вольтметр В7-16; вольтметр ВУ-15; генератор Г-5-6А; генератор Г4-76А; генератор Г4-79; генератор Г5-48; датчик колебаний КВ -11/01; датчик колебаний КР -45/01; делитель Ф5093; измеритель ИМП -2; измеритель параметров Л2-12; интерферометр ИТ 51-30; источник "Агат" – 3 ед.; источник питания; источник питания 3222; источник питания ЭСВ -4; лабораторная установка для настройки газовых лазеров; лазер ЛГИ -21; М-кальк-р МК-44; М-калькул-р "Электроника"; магазин сопротивления Р4075; магазин сопротивления Р4077; микроскоп МБС -9; модулятор МДЕ; монохроматор СДМС -97; мост переменного тока Р5066; набор цветных стекол; насос вакумный; насос вакуумный ВН-01; осциллограф С1-31; осциллограф С1-67; осциллограф С1-70; осциллограф С1-81; осциллоскоп ЕО -174В – 2 ед.; пентакта L-100; пирометр "Промень"; пистонфон 05001; преобразователь В9-1; прибор УЗДН -2Т; скамья оптическая СО 1м; спектограф ДФС -452; спектограф ИСП -51; стабилизатор 1202; стабилизатор 3217 – 4 ед.; стабилизатор 3218; стабилизатор 3222 – 3 ед.; станок токарный ТВ-4; усилитель мощности ЛВ -103 – 4 ед.; усилитель У5-9; центрифуга ВЛ-15; частотомер Ч3-54А; шкаф металлический; эл.двигатель; электродинамический калибратор 11032

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.