МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология потребления
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология организации и управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_01_С-2-2020
Часов по учебному плану 84
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 42
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 42 42 42 42
Итого 84 84 84 84

Программу составил(и):
канд.социол.наук, доцент Замятина Ольга Николаевна

Рецензент(ы):
канд.социол.наук, доцент Чуканова татьяна Викторовна

Рабочая программа дисциплины
Социология потребления

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д-р.филос.наук, профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д-р.филос.наук, профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомление студентов с современным пониманием, подходами и трактовками социологии потребления

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2.1: Находит, анализирует и представляет фактические данные, готовит аналитическую информацию об исследуемых социальных группах, процессах и явлениях
ОПК-2.2: Описывает социальные исследования и процессы на основе объективной безоценочной интерпретации эмпирических данных
ОПК-2.3: Объясняет социальные явления и процессы на основе концепций и объяснительных моделей социологии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные теоретические концепции социологии потребления
ключевые исследовательские проблемы в области социологии потребления
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать научные теории, концепции и подходы социологии потребления в ходе профессиональной деятельности
анализировать и представлять фактические данные, готовить аналитическую информацию об исследуемых социальных группах, процессах и явлениях в социологии потребления
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.применять имеющиеся знания по социологии потребления в своей профессиональной деятельности
исследования потребителей на основе объективной без оценочной интерпретации эмпирических данных

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в социологию потребления
1.1. Основные подходы к изучению потребления Лекции 2 4 Л2.1, Л1.1
1.2. Основные подходы к изучению потребления Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
1.3. Основные подходы к изучению потребления Сам. работа 2 6 Л2.1, Л1.1
1.4. Модели и теоретические концепции потребления Лекции 2 4 Л2.1, Л1.1
1.5. Модели и теоретические концепции потребления Практические 2 4 Л2.1, Л1.1
1.6. Модели и теоретические концепции потребления Сам. работа 2 6 Л2.1, Л1.1
1.7. Потребление в культурологическом и этическом контексте Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
1.8. Потребление в культурологическом и этическом контексте Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
1.9. Потребление в культурологическом и этическом контексте Сам. работа 2 6 Л2.1, Л1.1
1.10. Человек и вещи. Потребление знаков Лекции 2 4 Л2.1, Л1.1
1.11. Человек и вещи. Потребление знаков Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
1.12. Человек и вещи. Потребление знаков Сам. работа 2 8 Л2.1, Л1.1
1.13. Современные формы потребления Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
1.14. Современные формы потребления Практические 2 8 Л2.1, Л1.1
1.15. Современные формы потребления Сам. работа 2 8 Л2.1, Л1.1
1.16. Потребление и маркетинг. Управление потребительским поведением Лекции 2 4 Л2.1, Л1.1
1.17. Потребление и маркетинг. Управление потребительским поведением Практические 2 4 Л2.1, Л1.1
1.18. Потребление и маркетинг. Управление потребительским поведением Сам. работа 2 8 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Теоретические вопросы.
1. Предмет социологии потребления
2. Понятие и виды потребления.
3. Производственное и индивидуальное потребление.
4. Потребление в экономической теории и маркетинге.
5. Проблематика потребления в социологии
6. Потребление знаков. Потребление как процесс манипулирования знаками
7. Формирование ценности в концепции Г. Зиммеля.
8. Знаковая стоимость и символический обмен Ж. Бодрийяра.
9. Концепция «стиля жизни» П. Бурдье Понятие общества потребления и его основные черты.
10. Новые концепции потребления в эпоху постмодерна, эстетизация повседневного потребления. (М. Физерстоун).
11. «Мозаичность» стилей жизни в эпоху постмодерна. Основные идеи и понятия.
12. Место стиля жизни и потребления в основных стратификационных теориях.
13. Общество потребления как культурный феномен
Практические задания.
1. Приведите примеры этического потребления: рациональность и романтизм (К. Кэмпбел).
2. Покажите связь традиционного и современного потребления и гедонизма. (К. Кэмпбел).
3. Покажите, в чем сложность потребления в обществе изобилия, потребление и контроль за производительными силами (Ж. Бодрийяр).
4. Сформулируйте теории постиндустриальных обществ как обществ потребления (Дж. Гэлбрейт, Э. Тоффлер).
5. Покажите связь моды и потребления. Ее свойства и функции.
6. Сформулируйте особенности моды по Г. Зиммелю.
7. Смоделируйте макет новой и традиционной организации торговли.
8. Приведите примеры принципов организации торговли в супермаркете.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Особенности потребления в современной России в различных сферах
2. Маркетинг для потребителя или потребитель для маркетинга
3. Что век грядущий нам готовит?..
4. Особенности потребления в различных социально-экономических группах.
5. Сравнительный анализ потребления среднего класса в России и Западной Европе.
6. Социологический анализ потребительской культуры «бедных».
7. Потребительское поведение российской молодежи.
8. Потребительское поведение и семья.
9. Влияние этнических факторов на потребление.
10. Связь религии и потребления.
11. Общество потребления: предпосылки формирования, направления исследования.
12. Глобализация потребления.
13. Шоппинг как вид досуга.
14. Особенности потребления по различным социально-экономическим группам.
15. Сравнительный анализ потребления среднего класса в России и Западной Европе.
16. Социологический анализ потребительской культуры «бедных».
17. Потребительское поведение российской молодежи.
18. Потребительское поведение и семья.
19. Влияние этнических факторов на потребление.
20. Связь религии и потребления.
21. Общество потребления: предпосылки формирования, направления исследования.
22. Глобализация потребления.
23. Шоппинг как вид досуга.
5.3. Фонд оценочных средств
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ильин В. И. СОЦИОЛОГИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/9B41482F-D6DE-4F40-B80D-6027B2FFA16F
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Голубкова Е.Н. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/97D5E319-C81E-4D96-9A25-3C35D77CC429
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в moodle «Социология потребления» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=973
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
• Б-ка «Гумер». – [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/index_philos.php
• 2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/
• Научная электронная б-ка eLibrary.ru [Доступ к РИНЦ (Российскому индексу научного цитирования) и журнальным статьям] [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.ru/
• Российское образование. Федеральный образовательный портал. – Режим доступа: http://www.edu.ru/
• Abuss: Б-ка, архив, закрома. – [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://abuss.narod.ru/biblio.htm
• Infolio – Университетская электронная б-ка [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.infoliolib.info/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации.
- Продумайте свой ответ, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.