МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в профессию (адаптивная дисциплина для лиц с ограниченными возможностями здоровья)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_КиКЯ-3-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 60
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 60 60 60 60
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Глазунов Д.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Введение в профессию (адаптивная дисциплина для лиц с ограниченными возможностями здоровья)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.01 ЗАРУБЕЖНОЕ РЕГИОНОВЕДЕНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №202)

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 26.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 26.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - формирование у студентов знаний об объекте и предмете регионоведения,
знакомство с правовой документацией учебного процесса, профессиональными направлениями, возможностями научно-исследовательской деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ФТД.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-9 способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.объект и предмет регионоведения
содержание ФГОС 3 +
основные категории регионоведения

3.2.Уметь:
3.2.1.выделять
- основные этапы накопления регионоведческих знаний, зарубежные и отечественные страноведческо-регионоведческие научные школы;
- структуру и основные элементы комплексных регионоведческо-страноведческих характеристик;
- основные научные подходы и методы регионоведческих исследований;
- особенности Восточной Азии как мирового региона, его место в современных мировых процессах.
- находить необходимую информацию, перерабатывать ее в устной и письменной формах;
- оценивать качество и содержание информации, давать ей собственную оценку и интерпретацию;
- составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его физико-географических, исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей.
- применять методы регионоведческих исследований при анализе конкретных страновых и региональных проблем.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- научной и аналитической деятельности;
- понятийно-терминологическим аппаратом общественных наук;
- ключевыми понятиями, отражающими междисциплинарный характер регионоведения;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Регионоведение как учебная дисциплина
1.1. Появление знаний о регионе. Появление регионоведения как учебной дисциплины. ГОС и ФГОС. Динамика рынка труда и развитие регионовдения. Западная традиция region study в эпоху глобализации. Правовая и нравственная ответственность специалиста в области регионовдения Лекции 1 4 ОК-9 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Работа с документами по теме курса Сам. работа 1 14 ОК-9 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Регионовдение как комплексное научное направление
2.1. Регионоведение как комплексная научная дисциплина. Объект и предмет регионоведения. Суммативность предмета в регионовдении. Проблемы становления регионологии. Регионоведение и регионалистика. Регионоведение и страноведение. Регионовдение и краеведение. Практические 1 6 ОК-9 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Изучение MARC и работа с контурной картой Сам. работа 1 18 ОК-9 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Методология современного регионовдения
3.1. сбор материала для аналитической записки и базы данных Сам. работа 1 14 ОК-9 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Регион в научном дискурсе
4.1. Работа с источниками и литературой Сам. работа 1 14 ОК-9 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.2. Понятие регион в научном дискурсе. Географический, политический, экономический, этнический, территорально-административный подходы к региону. Западные и отчественные подходы к понятию регион. Понятие теория, подход, парадигма. Методология научных исследований. Философские методы в регионоведении: наблюдения, описания, сравнения, моделирования, статистические и др. Общенаучные методы. Методы исторических, географических, экономических наук в регионоведении. Частнонаучные методы.Научные программы. Базы данных Лекции 1 2 ОК-9 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Что такое MARC?
2. Опишите смысл "MARC Code List for Geographic Areas".
3. Проанализируйте ресус: http://www.loc.gov/marc/geoareas/gacs_code.html и отметьте основные регионы Китая, используя контурную карту.
4. Дайте критику ФГОС 3+ по направлению 41.03.01
5. Проблема определения предмета регионоведения.
6. Причины появления и развития знаний о регионе.
7. Основные направления деятельности специалиста-регионоведа.
8. Типы, виды и содержание компетенций регионоведа.
9. Учебный план и учебный процесс по направлению регионоведение.
10. Типы и виды регионов: основные подходы.
11. Теории регионовдения.
12. Общенаучные методы в регионоведении.
13. Философские методы в регионоведении.
14. Частнонаучные методы в регионоведении.
15. Программа научных исследований.
16. Физико-географическое описание регионов КНР.
17. Территориально-административное описание регионов.
18. Базы данных в регионоведении.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Физико-географическое описание выбранного региона КНР.
2. Территориально-административное выбранного региона КНР.
3. Составить отметить на карте КНР регионы Китая, опираясь на MARC
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Семинарское занятие 4. Методы исследований в регионоведении
1. Понятие метод в науке.
2. Программы эмпирических исследований в регионоведении.
3. Анализ физико-географических характеристик провинций Китая.
Литература:
Аннотация семинарского занятия.
1. Определить содержание программы исследования. Важно четко выявить составные части любых исследовательских программ: проблематику, цели и задачи исследования, предварительный анализ объекта и предмета исследования, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым по данной проблематике исследованиям.
2. Ознакомиться с готовыми программами регионоведческих исследований (Например, Латвия-Россия программа приграничного сотрудничества 2014-2020).
3. Составить собственную программу исследования.
4. Дать физико-географическую характеристику провинции Китая.

Семинар 6. Экономическая характеристика регионов Китая
(Сравнительный анализ)
1. Найдите в русскоязычном сегменте интернета информацию об экономике выбранного вами региона.
2. Проанализируйте китайские рейтинги регионов и дайте характеристику выбранного вами региона.
Источники:
http://sd.china.com.cn/a/2016/xjoe_1027/766184.html
http://mt.sohu.com/20150731/n417910449.shtml
http://mt.sohu.com/20150328/n410467403.shtml
http://data.stats.gov.cn/english/easyquery.htm?cn=B01
http://www.stats.gov.cn/english/Statisticaldata/AnnualData/

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. Барыгина И. Н. РЕГИОНОВЕДЕНИЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Т. Г. Гребенникова, Д. А. Глазунов, И. В. Анисимова Введение в регионоведение: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Михайленко Е.Б., Лебедева М.М. - под науч. ред. РЕГИОНАЛИСТИКА. КЛАССИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. РЕГИОНОВЕДЕНИЕ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ststs.gov.cn
Э2 bkrs.info
Э3 fgosvo.ru
Э4 https://www.loc.gov/marc/
6.3. Перечень программного обеспечения
MathCAD,
Автокод,
Adobe Photoshop,
Corel draw
Компас,
VBasic 6, Visual FoхPrо 7.0;
Delphi 6 и др.
В компьютерном классе установлены средства MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.

Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
БКРС
База данных "Депутатский корпус КНР"

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Программа Введение в регионоведение – это один из важнейших документов, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования объекта.
Программу можно рассматривать как теорию и методологию конкретного исследования отдельного объекта или явления, которое представляет собой теоретико-методологическую основу процедур всех этапов исследования, сбора, обработки и анализа информации. Она выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную.Методологическая функция программы позволяет четко определить изучаемую проблематику, сформировать цели и задачи исследования, определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым по данной проблематике исследованиям.
Методическая функция программы позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория – факты – теория.
Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива, позволяет обеспечить эффективную динамику исследовательского процесса. Программа исследований как научный документ должна отвечать
ряду необходимых требований. В ней отражается определенная последовательность, поэтапность исследования. Каждый этап – относительно самостоятельная часть познавательного процесса – характеризуется специфическими задачами, решение которых связано общей целью исследования. Все составляющие части программы логически связаны, подчинены общему смыслу поиска. Принцип строгой поэтапности выдвигает особые требования к структуре и содержанию программы.
Программа исследования состоит из двух основных частей: методологической и процедурной. В идеальном варианте программа содержит следующие разделы: постановка проблемы, цели и задачи
исследования, объект и предмет исследования, интерпретация основных понятий, методы исследования, план исследования.Важное место в разработке программы исследования занимает формулирование гипотез, которые конкретизирует собой его главный методологический инструмент.
Гипотеза – это вероятностное предположение о причинах явления, взаимосвязях между изучаемыми явлениями, структуре изучаемой проблемы, возможных подходах к решению проблем.
Гипотеза дает направление исследования, влияет на выбор методов исследования и формулировку вопросов.
Исследование должно подтвердить, отвергнуть или подкорректировать гипотезу.
Главное требование, предъявляемое к выборкам в аналитическом исследовании, т. е. – репрезентативность: способность выборочной совокупности представить основные характеристики генеральной.
Выборочный метод основан на двух принципах: взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик объекта и исследования и на правомерности выводов в целом при рассмотрении
его части, которая по своей структуре является микромоделью целого, т. е. генеральной совокупности.
В зависимости от специфики объекта осуществляется выбор методов сбора информации. Описание методов сбора информации предполагает обоснование выбранных методов, фиксацию основных
элементов инструментария и технических приемов работы с ними. Описание способов обработки информации предполагает указание, каким образом это будет производиться с использованием прикладных компьютерных программ.
После составления программы исследования начинается организация полевого исследования.
Программа исследования – документ, который организует и направляет в определенной последовательности исследовательскую деятельность, намечая пути ее осуществления. Подготовка программы
исследования требует высокой квалификации и затрат времени. От качества программы во многом зависит успех эмпирического исследования.