Закреплена за кафедрой | Кафедра востоковедения |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.01. Зарубежное регионоведение |
Профиль | Китай и китайский язык |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_01_КиКЯ-4-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 60 | 60 | 60 | 60 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра востоковедения
Протокол от 26.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко
1.1. | Цель курса - формирование у студентов знаний об объекте и предмете регионоведения, знакомство с правовой документацией учебного процесса, профессиональными направлениями, возможностями научно-исследовательской деятельности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: ФТД.В |
ОК-9 | способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | объект и предмет регионоведения содержание ФГОС 3 + основные категории регионоведения |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | выделять - основные этапы накопления регионоведческих знаний, зарубежные и отечественные страноведческо-регионоведческие научные школы; - структуру и основные элементы комплексных регионоведческо-страноведческих характеристик; - основные научные подходы и методы регионоведческих исследований; - особенности Восточной Азии как мирового региона, его место в современных мировых процессах. - находить необходимую информацию, перерабатывать ее в устной и письменной формах; - оценивать качество и содержание информации, давать ей собственную оценку и интерпретацию; - составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его физико-географических, исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей. - применять методы регионоведческих исследований при анализе конкретных страновых и региональных проблем. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - научной и аналитической деятельности; - понятийно-терминологическим аппаратом общественных наук; - ключевыми понятиями, отражающими междисциплинарный характер регионоведения; |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Регионоведение как учебная дисциплина | ||||||
1.1. | Появление знаний о регионе. Появление регионоведения как учебной дисциплины. ГОС и ФГОС. Динамика рынка труда и развитие регионовдения. Западная традиция region study в эпоху глобализации. Правовая и нравственная ответственность специалиста в области регионовдения | Лекции | 1 | 2 | ОК-9 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.2. | Работа с документами по теме курса | Сам. работа | 1 | 12 | ОК-9 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 2. Регионовдение как комплексное научное направление | ||||||
2.1. | Регионоведение как комплексная научная дисциплина. Объект и предмет регионоведения. Суммативность предмета в регионовдении. Проблемы становления регионологии. Регионоведение и регионалистика. Регионоведение и страноведение. Регионовдение и краеведение. | Практические | 1 | 6 | ОК-9 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.2. | Изучение MARC и работа с контурной картой | Сам. работа | 1 | 24 | ОК-9 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 3. Методология современного регионовдения | ||||||
3.1. | сбор материала для аналитической записки и базы данных | Сам. работа | 1 | 12 | ОК-9 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 4. Регион в научном дискурсе | ||||||
4.1. | Работа с источниками и литературой | Сам. работа | 1 | 12 | ОК-9 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
4.2. | Понятие регион в научном дискурсе. Географический, политический, экономический, этнический, территорально-административный подходы к региону. Западные и отчественные подходы к понятию регион. Понятие теория, подход, парадигма. Методология научных исследований. Философские методы в регионоведении: наблюдения, описания, сравнения, моделирования, статистические и др. Общенаучные методы. Методы исторических, географических, экономических наук в регионоведении. Частнонаучные методы.Научные программы. Базы данных | Лекции | 1 | 4 | ОК-9 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Что такое MARC? 2. Опишите смысл "MARC Code List for Geographic Areas". 3. Проанализируйте ресус: http://www.loc.gov/marc/geoareas/gacs_code.html и отметьте основные регионы Китая, используя контурную карту. 4. Дайте критику ФГОС 3+ по направлению 41.03.01 5. Проблема определения предмета регионоведения. 6. Причины появления и развития знаний о регионе. 7. Основные направления деятельности специалиста-регионоведа. 8. Типы, виды и содержание компетенций регионоведа. 9. Учебный план и учебный процесс по направлению регионоведение. 10. Типы и виды регионов: основные подходы. 11. Теории регионовдения. 12. Общенаучные методы в регионоведении. 13. Философские методы в регионоведении. 14. Частнонаучные методы в регионоведении. 15. Программа научных исследований. 16. Физико-географическое описание регионов КНР. 17. Территориально-административное описание регионов. 18. Базы данных в регионоведении. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Физико-географическое описание выбранного региона КНР. 2. Территориально-административное выбранного региона КНР. 3. Составить отметить на карте КНР регионы Китая, опираясь на MARC |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Семинарское занятие 4. Методы исследований в регионоведении 1. Понятие метод в науке. 2. Программы эмпирических исследований в регионоведении. 3. Анализ физико-географических характеристик провинций Китая. Литература: Аннотация семинарского занятия. 1. Определить содержание программы исследования. Важно четко выявить составные части любых исследовательских программ: проблематику, цели и задачи исследования, предварительный анализ объекта и предмета исследования, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым по данной проблематике исследованиям. 2. Ознакомиться с готовыми программами регионоведческих исследований (Например, Латвия-Россия программа приграничного сотрудничества 2014-2020). 3. Составить собственную программу исследования. 4. Дать физико-географическую характеристику провинции Китая. Семинар 6. Экономическая характеристика регионов Китая (Сравнительный анализ) 1. Найдите в русскоязычном сегменте интернета информацию об экономике выбранного вами региона. 2. Проанализируйте китайские рейтинги регионов и дайте характеристику выбранного вами региона. Источники: http://sd.china.com.cn/a/2016/xjoe_1027/766184.html http://mt.sohu.com/20150731/n417910449.shtml http://mt.sohu.com/20150328/n410467403.shtml http://data.stats.gov.cn/english/easyquery.htm?cn=B01 http://www.stats.gov.cn/english/Statisticaldata/AnnualData/ |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Под ред. Барыгина И. Н. | РЕГИОНОВЕДЕНИЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Т. Г. Гребенникова, Д. А. Глазунов, И. В. Анисимова | Введение в регионоведение: учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Михайленко Е.Б., Лебедева М.М. - под науч. ред. | РЕГИОНАЛИСТИКА. КЛАССИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. | РЕГИОНОВЕДЕНИЕ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ststs.gov.cn | |||
Э2 | bkrs.info | |||
Э3 | fgosvo.ru | |||
Э4 | https://www.loc.gov/marc/ | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MathCAD, Автокод, Adobe Photoshop, Corel draw Компас, VBasic 6, Visual FoхPrо 7.0; Delphi 6 и др. В компьютерном классе установлены средства MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
БКРС База данных "Депутатский корпус КНР" |
Программа Введение в регионоведение – это один из важнейших документов, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования объекта. Программу можно рассматривать как теорию и методологию конкретного исследования отдельного объекта или явления, которое представляет собой теоретико-методологическую основу процедур всех этапов исследования, сбора, обработки и анализа информации. Она выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную.Методологическая функция программы позволяет четко определить изучаемую проблематику, сформировать цели и задачи исследования, определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым по данной проблематике исследованиям. Методическая функция программы позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория – факты – теория. Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива, позволяет обеспечить эффективную динамику исследовательского процесса. Программа исследований как научный документ должна отвечать ряду необходимых требований. В ней отражается определенная последовательность, поэтапность исследования. Каждый этап – относительно самостоятельная часть познавательного процесса – характеризуется специфическими задачами, решение которых связано общей целью исследования. Все составляющие части программы логически связаны, подчинены общему смыслу поиска. Принцип строгой поэтапности выдвигает особые требования к структуре и содержанию программы. Программа исследования состоит из двух основных частей: методологической и процедурной. В идеальном варианте программа содержит следующие разделы: постановка проблемы, цели и задачи исследования, объект и предмет исследования, интерпретация основных понятий, методы исследования, план исследования.Важное место в разработке программы исследования занимает формулирование гипотез, которые конкретизирует собой его главный методологический инструмент. Гипотеза – это вероятностное предположение о причинах явления, взаимосвязях между изучаемыми явлениями, структуре изучаемой проблемы, возможных подходах к решению проблем. Гипотеза дает направление исследования, влияет на выбор методов исследования и формулировку вопросов. Исследование должно подтвердить, отвергнуть или подкорректировать гипотезу. Главное требование, предъявляемое к выборкам в аналитическом исследовании, т. е. – репрезентативность: способность выборочной совокупности представить основные характеристики генеральной. Выборочный метод основан на двух принципах: взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик объекта и исследования и на правомерности выводов в целом при рассмотрении его части, которая по своей структуре является микромоделью целого, т. е. генеральной совокупности. В зависимости от специфики объекта осуществляется выбор методов сбора информации. Описание методов сбора информации предполагает обоснование выбранных методов, фиксацию основных элементов инструментария и технических приемов работы с ними. Описание способов обработки информации предполагает указание, каким образом это будет производиться с использованием прикладных компьютерных программ. После составления программы исследования начинается организация полевого исследования. Программа исследования – документ, который организует и направляет в определенной последовательности исследовательскую деятельность, намечая пути ее осуществления. Подготовка программы исследования требует высокой квалификации и затрат времени. От качества программы во многом зависит успех эмпирического исследования. |