МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки40.05.04. Судебная и прокурорская деятельность (специальность)
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz40_05_04_СудПрокурДеят-23-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 62
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 2 2 2 2
Сам. работа 62 62 62 62
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Нагайцев В.В.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.04 СУДЕБНАЯ И ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (приказ Минобрнауки России от 16.02.2017 г. № 144)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 СУДЕБНАЯ И ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В., к.с.н., доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., к.с.н., доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать компетенции в области анализа и управления социальными процессами, представление о современной социальной организации и социальном развитии общества, о социальном взаимодействии и социальных отношениях, о специфике работы в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-5: способностью понимать и учитывать в профессиональной деятельности социальные процессы
ОПК-6: способностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, способностью толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.весь комплекс форм и методов работы в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
3.2.Уметь:
3.2.1.эффективно работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.развитыми навыками работы в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социология как наука
1.1. Условия и предпосылки возникновения и развития социологического знания. Лекции 2 2 ОК-5, ОПК-6 Л1.1, Л2.1
1.2. Условия и предпосылки возникновения и развития социологического знания. Сам. работа 2 10 ОК-5, ОПК-6 Л1.1, Л2.1
1.3. Социологическая классика. Сам. работа 2 10 ОК-5, ОПК-6 Л1.1, Л2.1
1.4. Основные направления развития современного социологического знания. Сам. работа 2 10 ОК-5, ОПК-6 Л1.1, Л2.1
1.5. Социальные общности и группы в социальной системе общества. Практические 2 2 ОК-5, ОПК-6 Л1.1, Л2.1
1.6. Социальные общности и группы в социальной системе общества. Сам. работа 2 8 ОК-5, ОПК-6 Л1.1, Л2.1
1.7. Социальная структура современного общества. Сам. работа 2 8 ОК-5, ОПК-6 Л1.1, Л2.1
1.8. Социальные изменения и их роль в социальных процессах общества. Сам. работа 2 8 ОК-5, ОПК-6 Л1.1, Л2.1
1.9. Социальные институты. Лекции 2 2 ОК-5, ОПК-6 Л1.1, Л2.1
1.10. Социальные институты. Сам. работа 2 8 ОК-5, ОПК-6 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы и задания к зачету
Теоретические вопросы
1. Предпосылки возникновения и развития социологии как науки.
2. Научный статус современной социологии.
3. Классическая, неклассическая и постклассическая социология.
4. Объект и предмет социологии. Понятия «социальное» и «социальность».
5. Уровни социологического знания.
6. Макро- и микросоциология.
7. Функции социологии.
8. Эволюционизм Г. Спенсера.
9. Социальный факт Э. Дюркгейма. Теория общественного разделения труда.
10. Концепция «социального действия» М. Вебера.
11. Структурный функционализм Т. Парсонса и Р. Мертона.
12. Современное состояние теоретической социологии.
13. Специфика работы в коллективе, имеющего социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
14. Принципы толерантного восприятия социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий в современном обществе.
15. Основные направления исследований и отрасли современной российской социологии.
16. Понятие социального института, его основные признаки.
17. Проблема развития социальных институтов.
18. Общее и различия в определении понятий «социальная группа» и «коллектив».
19. Типология социальных общностей и групп.
20. Существующие в трудовых коллективах социальные различия.
21. Толерантность как социальный феномен.
22. Методы социологического исследования.

Практические задания

1. Сделайте анализ научной статьи по тематике курса.
2. Покажите связи, которые, на ваш взгляд, существуют между теоретическим и практическим уровнями науки социологии.
3. Оцените возможности и ограничения основных каналов социальной мобильности в современной России.
4. Проиллюстрируйте функции и дисфункции социального института на конкретном примере.
5. Оцените возможности основных направлений развития современного социологического знания применительно к анализу демографических проблем в современной России.
6. Предложите свой вариант предложенной преподавателем конкретной социальной ситуации.
7. Разработайте программу профилактики и предупреждения конфликтности, связанной с наличием в коллективе конкретной организации социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий.
8. Сделайте свой прогноз развития событий и процессов в коллективе конкретной организации, в которой уже несколько месяцев происходит задержка выплат работникам заработной платы.
9. Разработайте программу снижения уровня социальной напряженности в в коллективе конкретной организации, имеющей социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
10. Предложите новую (свою собственную) типологию коллективов организации, имеющих социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
11. Проведите социологическую диагностику какого-либо конкретного коллектива.
12. Приведите примеры участия посредников-миротворцев в решении конфликтов.
13. С помощью методики определения межличностной совместимости людей А.Я. Анцупова проверьте степень своей совместимости со своими однокурсниками.
14. Проанализируйте свой последний межличностный конфликт в соответствии с методикой диагностики конфликтов.

5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов:
1. Социальное пространство и время человека.
2. Человеческое общество и его социальная история как объект изучения социологии.
3. Основные теоретические концепции социологии.
4. Огюст Конт – основоположник социологической науки.
5. Объект и предмет социологии.
6. Социологические парадигмы в их развитии и обновлении.
7. Проблема исследования личности в социологии.
8. Питирим Александрович Сорокин – выдающийся социолог.
9. Социологический анализ социальных явлений и процессов в современном обществе.
10. Этапы эволюции социологического знания: личности, концепции, школы.
11. Основные теории развития общества.
12. Проблема полипарадигмальности в современном социологическом знании.
13. Основные социальные факторы девиантного поведения.
14. Человек в трудовом коллективе: социологический анализ.
15. Человек, индивид, личность – соотношение понятий.
16. Социализация, ее назначение и этапы.
17. Социология девиантного поведения (норма, отклонение, стигма).
18. Уровни и отрасли социологического знания.
19. Количественные и качественные методы социологического исследования.
20. Вклад классиков социологии в науку о праве.
21. Право в социальной структуре общества.
22. Социология девиаций.
23. Роль права в обеспечении стабильности, согласия и консенсуса в обществе.
24. Социология на Алтае: прошлое и современность.
25. Социальная стратификация и социальная дифференциация российского общества.
26. Социологические знания о жизнедеятельности и роли современной семьи в обществе.
27. Актуальные проблемы в правовой сфере современного российского общества.
28. Социальная история России: особенности социологического анализа.
29. Специфика работы в коллективе, имеющего социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
30. Принципы толерантного восприятия социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий в современном обществе.

5.3. Фонд оценочных средств
в приложении
Приложения
Приложение 1.   ФОС ЮФ 1.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Латышева, В. В. Социология: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 www.biblio-online.ru/book/DBA3D0FC-3AEF-4B45-B3A9-0F051A7D9289.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Исаев, Б. А. Социология : учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2017 http://www.biblio-online.ru/book/F06EA469-0AD6-4FAF-8467-9A51191FC7BC
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интернет-ресурсы
Э2 1. www.lib.msu.su (Научная библиотека МГУ)
Э3 2. www.public.ru (Публичная Интернет библиотека)
Э4 3. www.isras.ru (Институт социологии РАН)
Э5 Электронные библиотечные системы:
Э6 1. ЭБС издательства «Лань» - http://e.lanbook.com/
Э7 2. ЭБС «Университетская библиотека online» - http://www.biblioclub.ru/
Э8 В системе Moodle курс Социология https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2862
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система "Юрайт" (https://biblio-online.ru/).
Информационная справочная система: СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Методические указания и рекомендации для студентов по подготовке к лекционным занятиям
Подготовка к лекциям осуществляется студентами в рамках самостоятельной работы по курсу. Она предусматривает работу с книгами, документами, первоисточниками; проработку материала лекции по рекомендованным учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации с целью углубления знаний по данной теме.

Методические указания и рекомендации студентам по работе на лекционных занятиях
В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую преподавателем, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает преподаватель, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «нужно запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений, специальных терминов. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторяет содержание лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать литературу, которую рекомендовал преподаватель. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть материалом по дисциплине.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке к практическим занятиям
Теоретические вопросы и практические задания практических занятий, рекомендуемая литература сообщаются преподавателем на лекционных занятиях, а также содержатся в рабочей программе дисциплины. Начинать подготовку к практическому занятию надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции рассматривается не весь материал темы, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по каждому изучаемому вопросу. Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.

Методические указания и рекомендации для студентов по работе на практических занятиях
На практическом занятии студент должен быть готовым к ответу на все представленные в рабочей программе теоретические вопросы по теме занятия, проявить максимальную активность при их рассмотрении. Выступление с ответом должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к простому воспроизведению текста, не допускается чтение конспекта. При этом студент может обращаться к записям конспекта лекций и непосредственно к первоисточникам. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы, его участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий, предложенных преподавателем тестов.

Методические указания и рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы
Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся часы на самостоятельную работу. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др. Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Цель самостоятельной работы – закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса. При необходимости студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке реферата
Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц текста, напечатанного через 1,5 интервала (библиографический список и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.