МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Семейная конфликтология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки37.03.02. Конфликтология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план37_03_02_К-2-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 34
самостоятельная работа 110
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 110 110 110 110
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Стерлядева Наталья Анатольевна

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Татьяна Викторовна

Рабочая программа дисциплины
Семейная конфликтология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.02 Конфликтология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. № 956)

составлена на основании учебного плана:
37.03.02 Конфликтология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В., к.с.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., к.с.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение теоретико-методологических основ анализа конфликтов в семье

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью анализировать социально-значимые процессы и проблемы, использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач
ПК-3 способностью применять методологию междисциплинарного анализа конфликта и мира, использовать категориальный аппарат гуманитарных и социальных наук с учетом предметного поля конфликтологии, многофакторной обусловленности конфликта и мира
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.категориально-понятийный аппарат семейной конфликтологии; причины многофакторной обусловленности семейных конфликтов, правовые основы реализации государственной семейной политики; особенности функционирования семьи в современном обществе, понятия «поколение», «семейная политика», «конфликты в семье», методы разрешения семейных конфликтов; теоретико- методологические основы изучения взаимоотношений в семье, семейных конфликтов, основные направления, методы и модели семейного консультирования
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять конфликты в семье, анализировать семейные проблемы, определять методы профилактики семейных конфликтов; применять полученные знания на практике, определять факторы, обуславливающие семейные конфликты; использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при исследовании семейных конфликтов, использовать навыки воспитательной работы в педагогической практике; использовать категориальный аппарат гуманитарных и социальных наук при исследовании семейных конфликтов, межпоколенного взаимодействия
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеет: знанием моделей семейной политики и факторов, определяющих выбор модели, знаниями о причинах конфликтов в семье, о проблемах семьи и семейной политики на современном этапе развития российского общества; навыками применения методологии ммежсциплинарного анализа семейных конфликтов, взаимоотношений поколений, выявления факторов, обуславливающих семейные конфликты; тактикой разрешения семейных конфликтов, навыками анализа семейных конфликтов, навыками использования основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при исследовании и урегулировании семейных конфликтов; навыками диагностики семейных конфликтов, навыками управления семейными конфликтами, методами разрешения семейных конфликтов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс "Семейная конфликтология"
1.1. Семейная конфликтология как отрасль конфликтологии Практические 8 2 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.2. Семейная конфликтология как отрасль конфликтологии Сам. работа 8 6 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Становление супружеских отношений
2.1. Понятие, типы, функции семьи. Мотивы вступления в брак. Теории любви и брака Лекции 8 2 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.2. Психология добрачных отношений Лекции 8 1 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.3. Понятие брака, способность к браку. Особенности современной семьи Лекции 8 1 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.4. Особенности современной семьи Практические 8 2 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.5. Особенности современной семьи Сам. работа 8 6 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Модели семейных взаимоотношений
3.1. Институциональный кризис семьи и брака Практические 8 2 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л2.1
3.2. Институциональный кризис семьи и брака Сам. работа 8 6 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л2.1
3.3. Стадии любви.Факторы, влияющие на брачные отношения Лекции 8 2 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л2.1
3.4. Стадии любви.Факторы, влияющие на брачные отношения Сам. работа 8 6 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л2.1
3.5. Этапы развития семьи Лекции 8 2 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л2.1
3.6. Этапы развития семьи Сам. работа 8 6 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Детско-родительские отношения
4.1. Материнство и отцовство Сам. работа 8 2 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л2.1
4.2. Особенности межпоколенных взаимодействий Сам. работа 8 4 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л2.1
4.3. Целенаправленное воздействие на ребенка в семье Сам. работа 8 6 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Психологический климат семьи
5.1. Социально-психологический климат в семье Лекции 8 2 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л2.1
5.2. Брачные отношения. Психологический климат в семье Практические 8 2 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л2.1
5.3. Брачные отношения. Психологический климат семьи Сам. работа 8 8 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л2.1
5.4. Эмоциональный контакт как основа благоприятного психологического климата в семье Сам. работа 8 8 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Супружеские и семейные проблемы
6.1. Причины нарушения взаимоотношений в семье Лекции 8 1 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л2.1
6.2. Семейные проблемы и конфликты Лекции 8 1 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л2.1
6.3. Специфика семейных проблем Практические 8 2 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л2.1
6.4. Специфика семейных проблем Сам. работа 8 8 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л2.1
6.5. Супружеские конфликты Практические 8 4 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л2.1
6.6. Супружеские конфликты Сам. работа 8 8 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л2.1
6.7. Межпоколенные конфликты Практические 8 2 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л2.1
6.8. Межпоколенные конфликты Сам. работа 8 8 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л2.1
6.9. Диагностика конфликтов в семье Практические 8 2 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л2.1
6.10. Диагностика конфликтов в семье Сам. работа 8 10 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л2.1
6.11. Тактика разрешения семейных конфликтов Практические 8 2 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л2.1
6.12. Тактика разрешения семейных конфликтов Сам. работа 8 8 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л2.1
6.13. Основы семейного консультирования Практические 8 2 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л2.1
6.14. Основы семейного консультирования Сам. работа 8 10 ОПК-4, ПК-3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ЗАЧЕТУ:
Теоретические вопросы:
1. Специфика изучения семьи на макроуровне. Признаки семьи как социального института.
2. Типология семейных структур.
3. Понятие «функции семьи». Типы функций семи: общественные и индивидуальные, специфические и неспецифические.
4. Жизненный цикл семьи: понятие, стадии и типологии.
5. Типичные нормы традиционной и современной семьи. Отличительные черты традиционных и современных моделей семьи.
6. Типы семьи.
7. Объект и предмет семейной конфликтологии.
8. Факторы, влияющие на брачные отношения.
9. Факторы, обусловливающие семейные конфликты.
10. Влияние психологического климата на возникновение конфликтов.
11. Развод: понятие и исторические формы.
12. Стадии развода.
13. Кризисные периоды в развитии семьи
14. Супружеские и семейные проблемы.
15. Особенности супружеских конфликтов.
16. Внешние и внутренние факторы, влияющие на супружеский конфликт.
17. Гендерные различия супругов
18. Теоретико-методологические подходы к понятию «поколение».
19. Конфликт «Отцов и детей».
20. Причины конфликтов во взаимодействии родителей и детей.
21. Последствия межпоколенного конфликта.
22. Специфика межпоколенного конфликта.
23. Общие правила диагностики конфликтов в семье
24. Диагностика супружеских конфликтов в семье.
25. Диагностика межпоколенных конфликтов в семье.
26. Методика семейного консультирования.
27. Особенности детско-родительских взаимоотношений.
28. Становление супружеских взаимоотношений.

Практические задания:
1. Проанализируйте особенности современной семьи.
2. Проанализируйте особенности конфликтов в семье.
3. Оцените значимость государственной семейной политики для укрепления современной семьи.
4. Ранжируйте в прядке значимости факторы, влияющие на брачные отношения. Обоснуйте свой ответ.
5. Проанализируйте семейный конфликт (на примере художественного фильма).
6. Приведите пример «конфликта поколений» и проанализируйте его (по материалам художественных литературных произведений).
7. Охарактеризуйте методы профилактики семейных конфликтов.
8. Проанализируйте основные методы разрешения семейных конфликтов.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
темы рефератов:
1. Семейная конфликтология как теоретическая и практическая дисциплина: предмет и задачи.
2. Основные психологические подходы к конфликтам в семье.
3. Основные социологические подходы к конфликтам в семье.
4. Основные зарубежные направления исследований и разработок по семейной конфликтологии.
5. Факторы, обусловливающие семейные конфликты.
6. Психологический климат в семье, его влияние на возникновение конфликтов.
7. Типологии конфликтов в семье.
8. Стереотипы конфликтности (обыденные представления о конфликтах и стереотипы поведения в проблемных ситуациях).
9. Основные стратегии поведения в конфликтах по Томасу.
10. Особенности конфликтов интересов.
11. Особенности ценностных и культурно-мировоззренческих конфликтов.
12. Особенность супружеских конфликтов.
13. Особенности межпоколенных конфликтов.
14. Позиции, интересы и проблема в конфликтологическом анализе. Соотношение интересов и позиций.
15. Способы разрешения конфликтов между супругами.
16. Методы разрешения конфликтов в семье.
17. Типы посредничества в разрешении конфликтов в семье.
18. Методика семейного консультирования.
19. Особенности детско-родительских взаимоотношений.
20. Становление супружеских взаимоотношений.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лопарев, А. В. Конфликтология: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 www.biblio-online.ru/book/A3965F22-B30E-46E8-B7AC-DB744E01CBF8
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Иванова, О. А. Конфликтология в социальной работе: учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1.www.schoolexpro.ru (Российский образовательный форум)
Э2 2.www.vlados.ru (Гуманитарный издательский центр «Владос»)
Э3 3.www.lib.msu.su (Научная библиотека МГУ)
Э4 4.www.public.ru (Публичная Интернет библиотека)
Э5 5.www.mto.ru/children (Президентская программа «Дети России»)
Э6 6.www.isras.ru (Институт социологии РАН)
Э7 1. ЭБС издательства «Лань» - http://e.lanbook.com/
Э8 2. ЭБС «Университетская библиотека online» - http://www.biblioclub.ru/
Э9 Курс в Moodle "Семейная конфликтология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения

Рекомендации по освоению лекционных занятий.
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам
- полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе занятия давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по написанию реферата.
При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны.
Реферат должен содержать:
титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости).
Требования к оформлению реферата:
Объем: от 10 до 20 страниц.
Формат страницы: А4 (210x297 мм).
Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм.
Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman.
Выравнивание: по ширине.
Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца).
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу».

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий.
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного
выполнения, и разбирать на практических занятиях и консультациях неясные вопросы.

Итоговый контроль.
При подготовке к зачету параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.
Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.