Закреплена за кафедрой | Кафедра социологии и конфликтологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.03.02. Конфликтология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 37_03_02_К-4-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 78 | 78 | 78 | 78 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии
Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., к.с.н., доцент
1.1. | Изучение теоретико-методологических основ анализа конфликтов в семье |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02 |
ОПК-4 | способностью анализировать социально-значимые процессы и проблемы, использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач |
ПК-3 | способностью применять методологию междисциплинарного анализа конфликта и мира, использовать категориальный аппарат гуманитарных и социальных наук с учетом предметного поля конфликтологии, многофакторной обусловленности конфликта и мира |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | категориально-понятийный аппарат семейной конфликтологии; причины многофакторной обусловленности семейных конфликтов, правовые основы реализации государственной семейной политики; особенности функционирования семьи в современном обществе, понятия «поколение», «семейная политика», «конфликты в семье», методы разрешения семейных конфликтов; теоретико- методологические основы изучения взаимоотношений в семье, семейных конфликтов, основные направления, методы и модели семейного консультирования |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | выявлять конфликты в семье, анализировать семейные проблемы, определять методы профилактики семейных конфликтов; применять полученные знания на практике, определять факторы, обуславливающие семейные конфликты; использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при исследовании семейных конфликтов, использовать навыки воспитательной работы в педагогической практике; использовать категориальный аппарат гуманитарных и социальных наук при исследовании семейных конфликтов, межпоколенного взаимодействия |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | владеет: знанием моделей семейной политики и факторов, определяющих выбор модели, знаниями о причинах конфликтов в семье, о проблемах семьи и семейной политики на современном этапе развития российского общества; навыками применения методологии межсциплинарного анализа семейных конфликтов, взаимоотношений поколений, выявления факторов, обуславливающих семейные конфликты; тактикой разрешения семейных конфликтов, навыками анализа семейных конфликтов, навыками использования основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при исследовании и урегулировании семейных конфликтов; навыками диагностики семейных конфликтов, навыками управления семейными конфликтами, методами разрешения семейных конфликтов |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в курс "Семейная конфликтология" | ||||||
1.1. | Семейная конфликтология как отрасль конфликтологии | Практические | 8 | 2 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Семейная конфликтология как отрасль конфликтологии | Сам. работа | 8 | 4 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Становление супружеских отношений | ||||||
2.1. | Понятие, типы, функции семьи. Мотивы вступления в брак. Теории любви и брака | Лекции | 8 | 1 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Психология добрачных отношений | Сам. работа | 8 | 4 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Понятие брака, способность к браку. Особенности современной семьи | Лекции | 8 | 1 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Особенности современной семьи | Практические | 8 | 2 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Особенности современной семьи | Сам. работа | 8 | 4 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Модели семейных взаимоотношений | ||||||
3.1. | Институциональный кризис семьи и брака | Практические | 8 | 2 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Институциональный кризис семьи и брака | Сам. работа | 8 | 6 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Стадии любви. Факторы, влияющие на брачные отношения | Лекции | 8 | 2 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Стадии любви. Факторы, влияющие на брачные отношения | Сам. работа | 8 | 4 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
3.5. | Этапы развития семьи | Лекции | 8 | 2 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
3.6. | Этапы развития семьи | Сам. работа | 8 | 4 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Этапы развития семьи | ||||||
4.1. | Материнство и отцовство | Сам. работа | 8 | 2 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Особенности межпоколенных взаимодействий | Сам. работа | 8 | 4 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
4.3. | Целенаправленное воздействие на ребенка в семье | Сам. работа | 8 | 4 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. Психологический климат семьи | ||||||
5.1. | Социально-психологический климат в семье | Лекции | 8 | 2 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
5.2. | Брачные отношения.Психологический климат семьи | Практические | 8 | 2 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
5.3. | Брачные отношения.Психологический климат семьи | Сам. работа | 8 | 4 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
5.4. | Эмоциональный контакт как основа благоприятного психологического климата в семье | Сам. работа | 8 | 4 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 6. Супружеские и семейные проблемы | ||||||
6.1. | Причины нарушения взаимоотношений в семье | Лекции | 8 | 1 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
6.2. | Семейные проблемы и конфликты | Лекции | 8 | 1 | Л1.1, Л2.1 | |
6.3. | Специфика семейных проблем | Практические | 8 | 2 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
6.4. | Специфика семейных проблем | Сам. работа | 8 | 8 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
6.5. | Супружеские конфликты | Практические | 8 | 2 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
6.6. | Супружеские конфликты | Сам. работа | 8 | 6 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
6.7. | Межпоколенные конфликты | Практические | 8 | 2 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
6.8. | Межпоколенные конфликты | Сам. работа | 8 | 4 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
6.9. | Диагностика конфликтов в семье | Практические | 8 | 2 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
6.10. | Диагностика конфликтов в семье | Сам. работа | 8 | 6 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
6.11. | Тактика разрешения семейных конфликтов | Практические | 8 | 2 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
6.12. | Тактика разрешения семейных конфликтов | Сам. работа | 8 | 6 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
6.13. | Основы семейного консультирования | Практические | 8 | 2 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
6.14. | Основы семейного консультирования | Сам. работа | 8 | 4 | ОПК-4, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы и задания к зачету: Теоретические вопросы: 1. Специфика изучения семьи на макроуровне. Признаки семьи как социального института. 2. Типология семейных структур. 3. Понятие «функции семьи». Типы функций семи: общественные и индивидуальные, специфические и неспецифические. 4. Жизненный цикл семьи: понятие, стадии и типологии. 5. Типичные нормы традиционной и современной семьи. Отличительные черты традиционных и современных моделей семьи. 6. Типы семьи. 7. Объект и предмет семейной конфликтологии. 8. Факторы, влияющие на брачные отношения. 9. Факторы, обусловливающие семейные конфликты. 10. Влияние психологического климата на возникновение конфликтов. 11. Развод: понятие и исторические формы. 12. Стадии развода. 13. Кризисные периоды в развитии семьи 14. Супружеские и семейные проблемы. 15. Особенности супружеских конфликтов. 16. Внешние и внутренние факторы, влияющие на супружеский конфликт. 17. Гендерные различия супругов 18. Теоретико-методологические подходы к понятию «поколение». 19. Конфликт «Отцов и детей». 20. Причины конфликтов во взаимодействии родителей и детей. 21. Последствия межпоколенного конфликта. 22. Специфика межпоколенного конфликта. 23. Общие правила диагностики конфликтов в семье 24. Диагностика супружеских конфликтов в семье. 25. Диагностика межпоколенных конфликтов в семье. 26. Методика семейного консультирования. 27. Особенности детско-родительских взаимоотношений. 28. Становление супружеских взаимоотношений. Практические задания: 1. Проанализируйте особенности современной семьи. 2. Проанализируйте особенности конфликтов в семье. 3. Оцените значимость государственной семейной политики для укрепления современной семьи. 4. Ранжируйте в прядке значимости факторы, влияющие на брачные отношения. Обоснуйте свой ответ. 5. Проанализируйте семейный конфликт (на примере художественного фильма). 6. Приведите пример «конфликта поколений» и проанализируйте его (по материалам художественных литературных произведений). 7. Охарактеризуйте методы профилактики семейных конфликтов. 8. Проанализируйте основные методы разрешения семейных конфликтов. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
темы рефератов: 1. Семейная конфликтология как теоретическая и практическая дисциплина: предмет и задачи. 2. Основные психологические подходы к конфликтам в семье. 3. Основные социологические подходы к конфликтам в семье. 4. Основные зарубежные направления исследований и разработок по семейной конфликтологии. 5. Факторы, обусловливающие семейные конфликты. 6. Психологический климат в семье, его влияние на возникновение конфликтов. 7. Типологии конфликтов в семье. 8. Стереотипы конфликтности (обыденные представления о конфликтах и стереотипы поведения в проблемных ситуациях). 9. Основные стратегии поведения в конфликтах по Томасу. 10. Особенности конфликтов интересов. 11. Особенности ценностных и культурно-мировоззренческих конфликтов. 12. Особенность супружеских конфликтов. 13. Особенности межпоколенных конфликтов. 14. Позиции, интересы и проблема в конфликтологическом анализе. Соотношение интересов и позиций. 15. Способы разрешения конфликтов между супругами. 16. Методы разрешения конфликтов в семье. 17. Типы посредничества в разрешении конфликтов в семье. 18. Методика семейного консультирования. 19. Особенности детско-родительских взаимоотношений. 20. Становление супружеских взаимоотношений. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Лопарев, А. В. | Конфликтология: учебник для академического бакалавриата | М.: Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 | www.biblio-online.ru/book/A3965F22-B30E-46E8-B7AC-DB744E01CBF8 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Иванова, О. А. | Конфликтология в социальной работе: учебник и практикум для академического бакалавриата | М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1.www.schoolexpro.ru (Российский образовательный форум) | |||
Э2 | 2.www.vlados.ru (Гуманитарный издательский центр «Владос») | |||
Э3 | 3.www.lib.msu.su (Научная библиотека МГУ) | |||
Э4 | 4.www.public.ru (Публичная Интернет библиотека) | |||
Э5 | 5.www.mto.ru/children (Президентская программа «Дети России») | |||
Э6 | 6.www.isras.ru (Институт социологии РАН) | |||
Э7 | 1. ЭБС издательства «Лань» - http://e.lanbook.com/ | |||
Э8 | 2. ЭБС «Университетская библиотека online» - http://www.biblioclub.ru/ | |||
Э9 | Курс в Moodle "Семейная конфликтология" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения Рекомендации по освоению лекционных занятий. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время. Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет. При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Студентам необходимо: - перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы; - на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции; - перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях. Рекомендации по подготовке практическим занятиям. Подготовку к каждому практическому занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Студентам следует: - приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию; - до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия; - при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала; - проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам - полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения; - в ходе занятия давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов; - на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю. Методические рекомендации по написанию реферата. При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны. Реферат должен содержать: титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости). Требования к оформлению реферата: Объем: от 10 до 20 страниц. Формат страницы: А4 (210x297 мм). Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм. Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman. Выравнивание: по ширине. Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца). Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу». Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий. Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует: - руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД; - выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на практических занятиях и консультациях неясные вопросы. Итоговый контроль. При подготовке к зачету параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |