МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Стратегический менеджмент

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план39_04_01_СУ-2-2020
Часов по учебному плану 68
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 9
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 10,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 9 9 9 9
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 68 68 68 68

Программу составил(и):
канд.социол.наук, доцент Замятина Ольга Николаевна

Рецензент(ы):
канд.социол.наук, консультант отдела по взаимодействию с институтами гражданского общества департамента Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края по вопросам внутренней политики Ноянзина Оксана Евгеньевна

Рабочая программа дисциплины
Стратегический менеджмент

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д-р.филос.наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д-р.филос.наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.развитие и совершенствование у студентов стратегического и креативного мышления, ориентированного на перспективу, поиск оригинальных идей и получение системного эффекта, а также навыков стратегического управления на основе ситуативного анализа.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2.1 Формулирует на основе поставленной проблемы проектную задачу и способ ее решения через реализацию проектного управления;
ПК-3.1 Организует учебную деятельность обучающихся и (или) участвует в организации такой деятельности в учреждениях дополнительного образования
ПК-3.2 Использует на занятиях педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности обучающихся (в том числе информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), электронные образовательные и информационные ресурсы) с учетом особенностей потенциальной аудитории и области деятельности и задач программ дополнительного образования;
УК-2.2 Разрабатывает концепцию проекта в рамках обозначенной проблемы: формулирует цель, задачи, обосновывает актуальность, значимость, ожидаемые результаты и возможные сферы их применения;
УК-2.3 Разрабатывает концепцию проекта в рамках обозначенной проблемы: формулирует цель, задачи, обосновывает актуальность, значимость, ожидаемые результаты и возможные сферы их применения;
ПК-3.3 Разрабатывает предложения по совершенствованию системы преподавания социологических и социально-гуманитарных дисциплин в учреждениях дополнительного образования.
УК-2.4 Осуществляет мониторинг хода реализации проекта, корректирует отклонения, вносит дополнительные изменения в план регистрации проекта, уточняет зоны ответственности участников проекта;
УК-2.5 Предлагает процедуры и механизмы оценки качества проекта, инфраструктурные условия для внедрения результатов проекта.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовые понятия стратегического менеджмента
современные тенденции и проблемы развития компаний и управления ими в нестандартных ситуациях
методику управленческого стратегического анализа в условиях конкуренции
методы получения, обобщения и использования управленческой информации при разработке стратегических управленческих решений
основные фундаментальные труды отечественного и зарубежного опыта по стратегическому менеджменту
модели развития компаний
3.2.Уметь:
3.2.1.творчески использовать имеющиеся знания для принятия решений в нестандартных ситуациях и готов нести за них социально - этическую ответственность
критически анализировать информационные источники, научные тексты
эффективно использовать знание различных научных теорий для самостоятельного обучения новым методам исследования
логически выстраивать последовательную содержательную аргументацию
использовать современные исследовательские методы при изучении важных проблем организации
самостоятельно находить дополнительную информацию для подготовки устных выступлений и письменных работ
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками работы с социальной информацией, необходимой для принятия решений в нестандартных ситуациях
принимать на себя социально-этическую ответственность при принятии решений в рамках профессиональной компетенции
применения имеющихся знаний в конкретных ситуациях при изменении научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности
современных технологий стратегического менеджмента
использования социологических знаний в области изучения современных организаций на практике
по организации самостоятельных социологических исследований современных организаций с точки зрения поставленных целей и задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность и становление стратегического менеджмента
1.1. Стратегический менеджмент: понятие, сущность, структура Лекции 2 4 Л1.1, Л2.1
1.2. Стратегический менеджмент: понятие, сущность, структура Практические 2 4 Л1.1, Л2.1
1.3. Стратегический менеджмент в системе управления организации Сам. работа 2 0 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Технологии формирования миссии и стратегических целей
2.1. Особенности разработки миссии и стратегических целей Практические 2 4 Л1.1, Л2.1
2.2. Особенности разработки миссии и стратегических целей Сам. работа 2 1 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Стратегический анализ среды управления
3.1. Анализ среды управления как основа разработки стратегии Лекции 2 4 Л1.1, Л2.1
3.2. Технологии анализа внешней и внутренней среды организации Сам. работа 2 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Основные теории конкуренции
4.1. Современные теории конкуренции и конкурентных преимуществ Практические 2 4 Л1.1, Л2.1
4.2. Современные теории конкуренции и конкурентных преимуществ Сам. работа 2 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Современные корпоративные стратегии
5.1. Общая характеристика корпоративных стратегий Практические 2 4 Л1.1, Л2.1
5.2. Общая характеристика корпоративных стратегий Сам. работа 2 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Технологии стратегического планирования
6.1. Особенности стратегического планирования в организациях Лекции 2 4 Л1.1, Л2.1
6.2. Бизнес - планирование в современных организациях Практические 2 4 Л1.1, Л2.1
6.3. Особенности стратегического планирования в организациях Сам. работа 2 2 Л1.1, Л2.1
6.4. Экзамен 2 27 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Перечень вопросов и заданий на экзамен:
Теоретические вопросы:
1. Стратегический менеджмент: понятие, сущность, специфика.
2. Характеристика объектов, субъектов стратегического менеджмента, их взаимосвязь.
3. Уровни стратегического менеджмента.
4. Процесс стратегического менеджмента и его основные этапы.
5. Отличия систем оперативного и стратегического управления.
6. Миссия организации: понятие, сущность, особенности формирования.
7. Стратегическая цель: понятие, сущность, специфика, технологии разработки.
8. Опишите процесс формирования стратегической цели.
9. Внешняя среда организации и ее роль в принятии стратегических решений.
10. Внутренняя среда организации и ее влияние на формирование стратегии.
11. Влияние организационной культуры на стратегию.
12. Сущность технологии STEP – анализа.
13. Сущность технологии SWOT- анализа.
14. Сравнительный анализ теорий конкуренции.
15. Характеристика основных типов корпоративных стратегий.
16. Характеристика основных методов выбора стратегии.
17. Общая характеристика процесса реализации стратегии.
18. Роль контроллинга в реализации стратегии.
19. Основные виды стратегического планирования в менеджменте.
Практические задания проблемно-поискового характера:
1. Изучив конкретную ситуацию, определить миссию организации, учитывая следующие теоретические положения.
Ситуация 1. Основными видами деятельности ОАО «Маслокомбинат «Нытвенский»» являются: обеспечение населения продовольственными кисло-молочными продуктами, такими как молоко, кефир, сметана, творог, масло сливочное, сыры и т. д. Потребителями товаров являются все торговые точки г. А., а также продукция вывозится за пределы края. Предприятие осуществляет как розничную, так и оптовую торговлю, имеется сеть фирменных магазинов. Для удобства покупателей продукция расфасовывается в разнообразную упаковку.
Ситуация 2. Основным видом деятельности ОАО «Клен» является изготовление: мебельных стенок, корпусной мебели, кухонных наборов, шкафов, тумбочек, нестандартных изделий по заказу. Коллектив общества с каждым годом осваивает дополнительные, не менее сложные, виды продукции. В последние годы произошло повышение объема реализации на 30 %, клиентам-пенсионерам – скидка 10%.
2. Необходимо проанализировать предложенные ситуации и сформулировать цель предприятия.
Ситуация 1. Сформулируйте цель предприятия. Предприятие «Б» начинает производить новый лак для пола под названием «Осинка». Этот лак более долговечен, чем имеющийся на рынке. Известно, что конкуренты через месяц выбросят на рынок аналогичные по качеству лаки «Березка» и «Дубок».
Анализ целей. Предприятие «Б» будет заинтересовано в быстром насыщении рынка и в росте сбыта для занятия доминирующего положения на рынке долговечных лаков для пола. Доминирующее положение - основа для контроля рынка в дальнейшем и получения стабильного дохода. Следовательно, предприятие в своей деятельности будет ориентироваться на долгосрочные цели, ради которых поступится частью текущей прибыли.
Ситуация 2. Сформулируйте главную цель фирмы в описываемой ситуации. Предложите возможные пути ее достижения. Предприятие «С» является маленькой частной авторемонтной станцией, организованной тремя компаньонами. Владельцы фирмы пытаются продать огромный шикарный «Кадиллак», на сборку и отделку которого затрачены последние средства фирмы. Однако, экономическая ситуация на автомобильном рынке такова, что успехом у покупателей пользуются маленькие и дешевые машины. События происходят во время одного из самых разрушительных экономических кризисов конца 20-х годов XX века.
Анализ целей. Положение предприятия «С» крайне тяжелое 1) неблагоприятная общеэкономическая обстановка (кризис); 2) все денежные средства вложены в производство.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Перечень тем эссе:
1. Умеющий управлять другими силен, но умеющий владеть собой ещё сильнее. (Лао-Цзы)
2. Править легко, управлять трудно. (Иоганн Вольфганг Гёте)
3. Если ты хочешь оказывать влияние на других людей, то ты должен быть человеком, действительно стимулирующим и двигающим вперед других людей. (Карл Маркс)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
находится в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Абрамов В.С. - отв. ред. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Абрамов В.С. - отв. ред. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС "Юрайт" biblio-online.ru
Э2 ЭБС "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
Э3 Электронная библиотека – социология, психология, управление soc.lib.ru
Э4 Электронная библиотека Социологического факультета Московского Государственного Университета им. М. В. Ломоносова (МГУ) lib.socio.msu.ru
Э5 Курс в moodle «Стратегический менеджмент» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
- На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.