МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Русский язык и культура речи
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки35.03.10. Ландшафтная архитектура
ПрофильЛандшафтное проектирование и дизайн окружающей среды
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план35_03_10_ЛА-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Качесова И.Ю.

Рецензент(ы):
д.ф.н., проф., Чернышова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Русский язык и культура речи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017г. №736)

составлена на основании учебного плана:
35.03.10 Ландшафтная архитектура
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.07.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Т.В.Чернышова

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.07.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Т.В.Чернышова

1. Цели освоения дисциплины

1.1.1. Цель курса
Цель курса - сформировать представление о коммуникативно-речевой деятельности в профессиональной коммуникации, в том числе сформировать у студентов понятие о языковой норме вообще и их разнообразии в русском языке, об особенностях функционирования в нормативном аспекте единиц различных уровней языка и различных планов речи; сформировать представление о системе норм, организованной коммуникативной функцией языка вообще и коммуникативной задачей каждого речевого акта.
2. Задачи курса:
1) сформировать умения квалификации языковых единиц и их употреблений в речи как нормативных и ненормативных, уместных или неуместных для данного речевого произведения;
2) дать знания об основных нормативных словарях и пособиях;
3) сформировать умения построения текста по заданным единицам и в указанном нормативном аспекте.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.коммуникативно-речевые модели и механизмы, применяемые для решения задач профессиональной речевой коммуникации
3.2.Уметь:
3.2.1.применять коммуникативно-речевые модели и механизмы, применяемые для решения задач профессиональной речевой коммуникации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть: основными коммуникативно-речевыми моделями и механизмами, применяемыми для решения задач профессиональной речевой коммуникации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Предмет и задачи культуры речи Сам. работа 1 4 УК-4 Л2.1, Л1.1
1.2. Язык – важнейшее средство чело-веческого общения Лекции 1 2 УК-4 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Нормативный аспект культуры речи
2.1. Понятие нормы и ее значение Лекции 1 2 УК-4 Л1.1
2.2. Фонетические нормы русского языка Лекции 1 2 Л1.1
2.3. Акцентные нормы русского языка. Современные тенденции их развития Сам. работа 1 8 УК-4 Л1.1
2.4. Лексические нормы русского язы-ка Лекции 1 2 УК-4 Л2.1, Л1.1
2.5. Типы формально-семантических отношений лексики: понятие омонимии, синонимии, паронимии. Практические 1 2 УК-4 Л1.1, Л1.3
2.6. Основные типы семантических ошибок Практические 1 2 УК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.3
2.7. Лексическиее нормы русского языка. Современные тенденции их развития Сам. работа 1 2 УК-4 Л1.1
2.8. Морфологические нормы русского языка Лекции 1 2 УК-4 Л2.1, Л1.1
2.9. Трудности в употреблении сочетаний числительных с существительными. Сам. работа 1 4 УК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.3
2.10. Образование и употребление глагольных форм Практические 1 2 УК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.3
2.11. Грамматические нормы русского языка. Современные тенденции их развития Сам. работа 1 8 УК-4 Л2.1, Л1.1
2.12. Синтаксические нормы русского языка Лекции 1 2 УК-4 Л2.1, Л1.1
2.13. Пртнципы выбора порядка слов Практические 1 2 УК-4 Л2.1, Л1.3
2.14. Синтаксические нормы русского языка. Современные тенденции их развития Сам. работа 1 8 УК-4 Л1.1
2.15. Орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка Сам. работа 1 16 УК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 3. Функциональные разновидности русского языка
3.1. Языковые особенности книжно-письменного типа современного литературного языка. Лекции 1 4 УК-4 Л1.1
3.2. Особенности научного общения на русском языке Практические 1 4 УК-4 Л1.2, Л1.3
3.3. Функциональные стили современного русского литературного языка Сам. работа 1 4 УК-4 Л1.1
Раздел 4. Текстовый аспект культуры речи
4.1. Текст как объект культуры речи: принципы и аспекты анализа. Лекции 1 2 УК-4 Л1.1
4.2. Логичность речи Лекции 1 2 УК-4 Л1.1
4.3. Основные типы логических ошибок Практические 1 2 УК-4 Л1.2, Л1.3
4.4. Композиция текста Практические 1 2 УК-4 Л1.2, Л1.3
4.5. Культура речи и эффективность общения Сам. работа 1 18 УК-4 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. прилагаемый файл
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. прилагаемый файл
5.3. Фонд оценочных средств
см. прилагаемый файл
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. И. Максимова, А. В. Голубевой. Русский язык и культура речи : учебник для бакалавров М. : Юрайт,, 2012
Л1.2 Доронина С.В. Трубникова Ю.В. Ортология. Практический курс: Практикум АлтГУ, Барнаул, 2016 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/2844
Л1.3 Ипполитова Н. А. , Князева О. Ю. , Савова М. Р. Русский язык и культура речи: практикум: практикум М.: Проспект, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=443580
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке: справочник для издательских работников М., 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 национальный корпус рууского языка http://ruscorpora.ru/
Э2 портал Грамота.Ру http://www.gramota.ru/
Э3 Русский язык и культура речи (курс в системе Moodle) https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6845
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс состоит из лекционных и практических занятий, которые призваны закреплять и дополнять теоретические знания, полученные в ходе изучения теоретических концепций, ознакомления с учебной и научной литературой. Тем самым занятия способствуют получению студентами наиболее качественных знаний, помогают приобрести навыки самостоятельной работы, позволяют осуществлять со стороны преподавателя текущий контроль над успеваемостью обучающихся.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его планом (по планам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. Необходимо далее изучить соответствующие конспекты лекций и главы учебников, ознакомиться с дополнительной литературой и текстами первоисточников, рекомендованными к этому занятию. Предлагается к наиболее важным и сложным вопросам темы составлять конспекты ответов. Конспектирование некоторых первоисточников и дополнительной литературы также способствует более плодотворному усвоению учебного материала. Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным категориям и понятиям, предложенным для запоминания к каждой теме.

Работа с учебниками и научной литературой
При работе с книгой необходимо подобрать литературу, научиться правильно ее читать, вести записи. Для подбора литературы в библиотеке используются алфавитный и систематический каталоги.
Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой – это всегда большая экономия времени и сил.

Изучая материал по учебнику, следует переходить к следующему вопросу только после правильного уяснения предыдущего.
При изучении любой дисциплины большую и важную роль играет самостоятельная индивидуальная работа.
Особое внимание следует обратить на определение основных понятий курса. Студент должен подробно разбирать примеры, которые поясняют такие определения, и уметь строить аналогичные примеры самостоятельно. Нужно добиваться точного представления о том, что изучаешь. Полезно составлять опорные конспекты. При изучении материала по учебнику полезно в тетради (на специально отведенных полях) дополнять конспект лекций. Там же следует отмечать вопросы, выделенные студентом для консультации с преподавателем.
Выводы, полученные в результате изучения, рекомендуется в конспекте выделять, чтобы они при перечитывании записей лучше запоминались.
Опыт показывает, что многим студентам помогает составление листа опорных сигналов, содержащего важнейшие и наиболее часто употребляемые понятия. Такой лист помогает запомнить основные положения лекции, а также может служить постоянным справочником для студента.
Различают два вида чтения; первичное и вторичное. Первичное – это внимательное, неторопливое чтение, при котором можно остановиться на трудных местах. После него не должно остаться ни одного непонятного олова. Содержание не всегда может быть понятно после первичного чтения.
Задача вторичного чтения полное усвоение смысла целого (по счету это чтение может быть и не вторым, а третьим или четвертым).

Контактная работа с преподавателем и самостоятельная работа студента ставят своей целью приобретение целостной картины по освоению учебной дисциплины «Русский язык и культура речи». К услугам студента лекционный курс, учебники, учебные пособия, дополнительная литература, задания к практическим занятиям, изучение понятийного аппарата по курсу «Русский язык и культура речи».