МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы защищенной передачи данных в инфокоммуникационных системах

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра вычислительной техники и электроники
Направление подготовки11.04.02. Инфокоммуникационные технологии и системы связи
ПрофильЦифровые инфокоммуникационные системы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план11_04_02_ИКТиСС-1-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 135
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 36 36 36 36
Сам. работа 135 135 135 135
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент кафедры вычислительной техники и электроники , Иордан Владимир Иванович

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент кафедры прикладной физики, электроники и информационной безопасности , Рудер Давыд Давыдович

Рабочая программа дисциплины
Методы защищенной передачи данных в инфокоммуникационных системах

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 11.04.02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 22.09.2017 г. № 958)

составлена на основании учебного плана:
11.04.02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра вычислительной техники и электроники

Протокол от 08.06.2020 г. № 79/19-20
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.-м.н., Пашнев Владимир Валентинович, доц., зав. кафедрой "Вычислительной техники и электроники"


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра вычислительной техники и электроники

Протокол от 08.06.2020 г. № 79/19-20
Заведующий кафедрой к.ф.-м.н., Пашнев Владимир Валентинович, доц., зав. кафедрой "Вычислительной техники и электроники"


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины – формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков по применению основ криптографии, теории кодирования и сжатия информации с использованием современных микропроцесорных систем,персональных компьютеров и программных средств для решения широкого спектра задач в различных областях, а именно: ознакомить студентов с основами криптографии, теории информации и кодирования; привить навыки проектирования различных систем шифрования и помехоустойчивого кодирования; изложить основные принципы функционирования защищенной передачи телеметрических данных и цифровой радиосвязи, в т.ч. в робототехнических системах.
Основными задачами изучения дисциплины «Методы защищенной передачи данных в инфокоммуникационных системах» являются:
- овладение фундаментальными знаниями по основам криптографии, теории информации и кодирования, по проектированию различных систем шифрования и помехоустойчивого кодирования, по принципам функционирования защищенной передачи телеметрических данных и цифровой радиосвязи, в т.ч. в робототехнических системах:
- получение целостного представления о науке и ее роли в развитии информационных технологий в области защищенной передачи данных в робототехнических системах и цифровой радиосвязи;
- овладение технологиями шифрования/дешифрования, кодирования и сжатия, восстановления и хранения информации;
- приобретение практических навыков работы с кодирующими и декодирующими устройствами.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 Способен к выполнению работ по обеспечению функционирования телекоммуникационного оборудования корпоративных сетей с учетом требований информационной безопасности
ПК-4 Способен к администрированию процесса поиска и диагностики ошибок сетевых устройств и программного обеспечения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основы сетевых технологий.
- стандарты и методы защищенной переда-чи данных в корпоративных сетях
- современные технологии и стандарты ад-министрирования телекоммуникационных корпоративных сетей
- методы оценки параметров работы сетево-го оборудования
– общие принципы функционирования и архитектуру аппаратных, программных и программно-аппаратных средств админи-стрируемой сети;
– протоколы канального, сетевого, транс-портного и прикладного уровней модели взаимодействия открытых систем.
3.2.Уметь:
3.2.1.- поддерживать актуальность сетевой инфраструктуры, вести электронные базы данных
- применять новые технологии администрирования, пользоваться технической документацией
- использовать программно-технические средства диагностики и мониторинга инфокоммуникационного оборудования
– пользоваться контрольно-измерительными приборами и аппаратурой; конфигурировать операционные системы сетевых устройств, производить мониторинг администрируемой сети;
– пользоваться нормативно-технической документацией в области инфокоммуникационных технологий;
– устанавливать и инициализировать новое программное обеспечение;
– анализировать сообщения об ошибках в сетевых устройствах и операционных системах, локализовать отказы и инициировать корректирующие действия.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками администрирования системного и сетевого программного обеспечения
- навыками выбора основных статистических показателей работы сетей и анализа полученных статистических данных с целью фиксации отклонений от штатной работы телекоммуникационного оборудования;
- навыками выполнения работ по конфигурированию телекоммуникационного оборудования
- навыками защиты баз данных от несанкционированного доступа
– навыками конфигурирования сетевых устройств и операционных систем;
– навыками установки средств защиты сетевых устройств и программного обеспечения;
– навыками мониторинга установленных сетевых устройств и программного обеспечения;
- навыками выявления, устранения сбоев и отказов сетевых устройств и операционных систем

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информационные характеристики дискретных источников сообщений. Теоремы оптимального кодирования.
1.1. Физические основы теории информации. Количество информации содержащейся в сообщении. Информационные характеристики источников дискретных сообщений. Теорема Шеннона «о максимуме информационной энтропии источника сообщений». Важные следствия из теоремы. Информационные характеристики источников непрерывных сообщений. Информационное соотношение “сигнал/шум”. Пропускная способность дискретных каналов без помех. Теоремы Шеннона для канала без помех: теорема “асимптотической равновероятности” и теорема “кодирования для дискретного канала без помех”. Скорость передачи информации и пропускная способность дискретного канала при наличии помех. Основная теорема Шеннона (теорема “оптимального кодирования”) для дискретного канала с помехами. Пропускная способность непрерывного канала при наличии аддитивного шума. Лекции 3 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3
1.2. Энтропия и вероятность. Термодинамика и теория информации. Точное определение количества "информации". Информация и негэнтропия. Информация, содержащаяся в экспериментальных данных и теоретическом законе (корреляция между ними). Сам. работа 3 24 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Основы теории кодирования. Методы помехоустойчивого кодирования в защищенных системах передачи данных (блочные корректирующие коды - БКК).
2.1. Общие сведения и понятия теории кодирования. Понятие экономичного (энтропийного) кодирования. Префиксные коды и неравенство Макмиллана. Коды Фано, Шеннона, Хаффмена. Задачи помехоустойчивого кодирования. Характеристики и свойства блочных корректирующих кодов (n,k). Метрика Хэмминга и правило (критерий) декодирования. Использование «границ» Хэмминга, Плоткина и Варшамова-Гильберта при построении БКК. Линейные корректирующие коды. Задание кода «порождающей» или «проверочной» матрицей, «двойственный» код. Декодирование с помощью вектора «синдрома» ошибки. Циклические коды: задание кода «порождающим» многочленом, построение структурно-функциональной схемы кодера на их основе. Задание циклического кода «проверочным» многочленом и «проверочные уравнения». Структурно-функциональная схема декодера циклического кода. Коды Хэмминга и Боуза-Чоудхури-Хоквингема (БЧХ). Мажоритарные циклические коды. Структурно-функциональная схема декодера. Итеративные и каскадные коды. Лекции 3 3 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.3
2.2. Лабораторная работа № 1 «Проектирование и реализация декодера циклического кода, исправляющего ошибки передачи данных» (2 занятия по 4 часа) Лабораторные 3 8 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3
2.3. Общая функциональная схема радиолинии передачи сообщений. Назначение модема и кодека. классификация систем помехоустойчивого кодирования. Виды ошибок при помехоустойчивом кодировании. Структурно-функциональные схемы кодера и декодера линейного кода. Сам. работа 3 10 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3
Раздел 3. Использование сверточных корректирующих кодов и турбокодов в защищенных системах передачи данных.
3.1. Методы задания сверточных кодов. Схема кодера сверточного кода и схема передачи данных сверточными кодами. Особенности кодирования и декодирования сверточных кодов. Кодирование с помощью «решетчатой диаграммы» кодового дерева. Декодирование по алгоритму Витерби. Схема декодера Витерби. Сверточные коды с синдромной коррекцией. Сверточные коды с последовательным декодированием. Функции правдоподобия. Принципы максимального правдоподобия и максимума апостериорной вероятности МАВ (maximum a posteriori – MAP). Кодирование с помощью рекурсивного систематического кода. Декодер с обратной связью. Декодирование по алгоритму MAP. Каскадная схема с итеративным алгоритмом декодирования внешнего кода Рида-Соломона и внутреннего сверточного кода. Лекции 3 3 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.2
3.2. Лабораторная работа № 2 «Проектирование и реализация параллельной конкатенации (композиции) рекурсивного сверточного турбокодера и его решетчатой диаграммы с последующим алгоритмом MAP-декодирования» Лабораторные 3 4 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
3.3. Использование кодов в системах с обратной связью. Схема передачи информации с помощью сигнально-кодовых конструкций. Прием «кодированных сигналов в целом». Турбокоды. Сам. работа 3 28 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
Раздел 4. Кодирование источников данных без памяти. Кодирование источников данных типа «аналоговый сигнал». Словарные методы сжатия данных и методы контекстного моделирования.
4.1. Канонический алгоритм Хаффмана. Арифметическое сжатие. Нумерующее кодирование. Векторное квантование. Линейно-предсказывающее кодирование. Субполосное кодирование.Классические и другие алгоритмы Зива-Лемпела. Формат Deflate. Пути улучшения сжатия для методов LZ. Классификация стратегий моделирования. Контекстное моделирование. Алгоритмы PPM. Оценка вероятности ухода. Обновление счетчиков символов. Компрессоры и архиваторы, использующие контекстное моделирование. Лекции 3 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.3
4.2. Архиваторы и компрессоры, использующие алгоритмы LZ. Повышение точности оценок в контекстных моделях высоких порядков и различные способы повышения точности предсказания PPM и PPM*, их достоинства и недостатки. Обзор и сравнение алгоритмов контекстного моделирования. Преобразование Барроуза-Уилера (BWT). Сам. работа 3 24 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.3
Раздел 5. Кодирование и сжатие изображений (без потерь и с потерями) в защищенных системах передачи данных.
5.1. Сжатие изображений c потерями: алгоритмы RLE и LZW, алгоритм Хаффмана. Сжатие изображений c потерями: алгоритм JPEG 2000, фрактальный алгоритм, рекурсивный (волновой) алгоритм. Лекции 3 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.3
5.2. Лабораторная работа № 3 «Изучение методов кодирования и метода LZW-сжатия данных в графических форматах GIF и TIFF» (4 часа) Лабораторная работа № 4 «Программная реализация на языках Pascal и C/C++ алгоритмов сжатия графических данных форматов JPEG (JPEG-2000): алгоритмы Хаффмана и арифметического кодирования» (4 часа) Лабораторные 3 8 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.3. Применение алгоритмов RLE, LZW и Хаффмана для сжатия данных, используемых в графических форматах изображений (PCX, GIF, TIFF, JPEG, MPEG и др.) Сам. работа 3 20 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 6. Базовые технологии сжатия видеоданных. Стандарты сжатия видеоданных.
6.1. Описание алгоритма компрессии и общая схема. Использование векторов смещений блоков. Возможности по распараллеливанию. Стандарты H.261 и H263. Стандарты MPEG-2 и MPEG-4. Лекции 3 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2
6.2. Лабораторная работа № 5 «Базовые технологии и стандарты сжатия видеоданных MPEG-2» (2 занятия по 4 часа) Лабораторная работа № 6 «Базовые технологии и стандарты сжатия видеоданных MPEG-4» (2 занятия по 4 часа) Лабораторные 3 16 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.2
6.3. Стандарты MPEG-2 и MPEG-4. Сам. работа 3 14 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 7. Шифрование и криптография. Принципы обеспечения защиты информации в системах передачи данных (в инфокоммуникационных системах).
7.1. Шифрование с открытым ключом (схема RSA). Цифровая подпись. Сам. работа 3 15 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3
7.2. Основные понятия теории шифрования и криптографии. Шифрование с помощью случайных чисел. Криптостойкость. Модулярная арифметика. Шифрование с открытым ключом (схема RSA). Цифровая подпись. Основные стандарты защиты информации и протоколы передачи данных с использованием алгоритмов криптографической защиты. Цифровые маскираторы. Защита каналов цифровых радиосистем от обнаружения сигналов. Лекции 3 2 ПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 8. Аттестация
8.1. Экзамен 3 27 ПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Представлены в Приложении.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрен
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представлен в Приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сидельников В. М. Теория кодирования: М.: Физматлит, 2008 biblioclub.ru
Л1.2 Голиков, А.М. Кодирование в телекоммуникационных системах: курс лекций, компьютерый практикум, задание на самостоятельную работу : Учебная литература для вузов Томск : ТУСУР, 2016 biblioclub.ru
Л1.3 Чечёта, С.И Введение в дискретную теорию информации и кодирования: учебное пособие Москва : МЦНМО, 2011 : https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=63307
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Балюкевич Э.Л. Теория информации: Учебно-методический комплекс М.: Евразийский открытый институт // ЭБС "ONLINE", 2009 biblioclub.ru
Л2.2 Котенко, В.В. Теория информации : учебное пособие , : https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=561095
Л2.3 Ватолин Д., Ратушняк А., Смирнов М., Юкин В. Методы сжатия данных. Устройство архиваторов, сжатие изображений и видео: М.: Диалог-МИФИ, 2003 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=89290
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Лань e.lanbook.com/books/
Э2 Государственная публичная научно-техническая библиотека. www.gpntb.ru
Э3 Российская национальная библиотека. www.nlr.ru
Э4 Национальная электронная библиотека. www.nns.ru
Э5 Российская государственная библиотека. www.rsl.ru
Э6 Учебный центр компьютерных технологий «Микроинформ». www.microinform.ru
Э7 Центр компьютерного обучения МГТУ им. Н.Э.Баумана. www.tests.specialist.ru
Э8 Библиотека учебной и методической литературы www.window.edu.ru
Э9 Журнал «Открытые системы» www.osp.ru
Э10 Библиотека учебной и методической литературы www.ihtika.lib.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 60674416 от 17.07.2012), бессрочно
Microsoft Windows 10 (Windows 10 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), бессрочно
Microsoft Office 2007 (Office 2007 Professional, № 49464762 от 14.12.2011), бессрочно
Mozila FireFox (https://www.mozilla.org/en-US/about/legal/eula/), бессрочно
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), бессрочно
FAR (http://www.farmanager.com/license.php?l=ru), бессрочно
GIMP (https://docs.gimp.org/2.8/ru/), бессрочно
DjVu reader (http://djvureader.org/), бессрочно
Visual Studio (https://code.visualstudio.com/license), бессрочно
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональная база данных: электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Профессиональная база данных: научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
203К лаборатория цифровой обработки сигналов - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 2 шт.; компьютеры: марка компьютер Парус модель 945 MSI - 12 единиц; коммутатор D-LINK; методические указания по выполнению лабораторной работы по дисциплине "Нейроинформационные технологии": алгоритм обратного рассеяния; обучение без учителя; персептрон; Сети Хопфилда и Хемминга.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
001вК склад экспериментальной мастерской - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Акустический прибор 01021; виброизмеритель 00032; вольтметр Q1202 Э-500; вольтметр универсальный В7-34А; камера ВФУ -1; компьютер Турбо 86М; масспектрометр МРС -1; осциллограф ЕО -213- 2 ед.; осциллограф С1-91; осциллограф С7-19; программатор С-815; самописец 02060 – 2 ед.; стабилизатор 3218; терц-октавный фильтр 01023; шкаф вытяжной; шумомер 00026; анализатор АС-817; блок 23 Г-51; блок питания "Статрон" – 2 ед.; блок питания Ф 5075; вакуумный агрегат; весы; вольтметр VM -70; вольтметр В7-15; вольтметр В7-16; вольтметр ВУ-15; генератор Г-5-6А; генератор Г4-76А; генератор Г4-79; генератор Г5-48; датчик колебаний КВ -11/01; датчик колебаний КР -45/01; делитель Ф5093; измеритель ИМП -2; измеритель параметров Л2-12; интерферометр ИТ 51-30; источник "Агат" – 3 ед.; источник питания; источник питания 3222; источник питания ЭСВ -4; лабораторная установка для настройки газовых лазеров; лазер ЛГИ -21; М-кальк-р МК-44; М-калькул-р "Электроника"; магазин сопротивления Р4075; магазин сопротивления Р4077; микроскоп МБС -9; модулятор МДЕ; монохроматор СДМС -97; мост переменного тока Р5066; набор цветных стекол; насос вакумный; насос вакуумный ВН-01; осциллограф С1-31; осциллограф С1-67; осциллограф С1-70; осциллограф С1-81; осциллоскоп ЕО -174В – 2 ед.; пентакта L-100; пирометр "Промень"; пистонфон 05001; преобразователь В9-1; прибор УЗДН -2Т; скамья оптическая СО 1м; спектограф ДФС -452; спектограф ИСП -51; стабилизатор 1202; стабилизатор 3217 – 4 ед.; стабилизатор 3218; стабилизатор 3222 – 3 ед.; станок токарный ТВ-4; усилитель мощности ЛВ -103 – 4 ед.; усилитель У5-9; центрифуга ВЛ-15; частотомер Ч3-54А; шкаф металлический; эл.двигатель; электродинамический калибратор 11032

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для освоения лекционного материала дисциплины необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции,
ознакомиться с содержанием очередной лекции по основным источникам литературы в соответствии с рабочей программой дисциплины.Ответить на контрольные вопросы предыдущей лекции.
При подготовке к лабораторным работам
- руководствоваться графиком лабораторных работ;
- накануне перед очередной работой необходимо по конспекту или в методических указаниях к работе просмотреть теоретический материал работы;
- обратить внимание на оформление отчета, в котором должны присутствовать: цель работы, описание алгоритма, журнал опытных данных, цели работы, необходимые графические зависимости (при их наличии) и их анализ, объяснение полученных результатов и выводы и заключение по выполненной работе;
- при подготовке к отчету руководствоваться вопросами, приведенными в методических указаниях к данной работе.
Работа считается выполненной полностью в случае, когда ее результаты соответствуют представленным выше критериям оценивания практических заданий и ответов на вопросы.
В ходе изучения дисциплины, магистры, работая с фондом оценочных средств набирают определенное количество баллов.
При подготовке к экзамену необходимо прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы курса, все неясные моменты фиксируйте и выносите на плановую консультацию.
В билет к экзамену включено 4 теоретических вопроса и практическое задание . Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 45 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 40 баллов,за решение задачи 20 баллов. Баллы, полученные во время сдачи экзамена, добавляются к баллам, набранным во время изучения дисциплины и выполнения лабораторных работ.Перевод баллов в оценку представлен в разделе «Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания».
Для освоения лекционного материала дисциплины и подготовке к экзамену в электронном учебно-методическом комплексе «Методы защищенной передачи данных в инфокоммуникационных системах», размещенном на образовательном портале АлтГУ в разделе «Методические указания для студентов» имеется лекционный материал.В библиотеке университета также имеется в наличии достаточное количество учебников по численным методам и вычислительной математике. Кроме того, учебное пособие:
Иордан В.И., Гуляев П.Ю. "Основы теории информации и кодирования" - Учебное пособие, ISBN 5-7904-0336-0. – Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2004. - 220 с.