Закреплена за кафедрой | Кафедра социологии и конфликтологии |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.01. Социология |
Профиль | Социология организации и управления |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z39_03_01_С-2-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 4 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 92 | 92 | 92 | 92 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии
Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент Нагайцев В.В.
1.1. | Цель курса – формирование у студентов теоретических знаний о понятии социальных технологий на разных уровнях социальной деятельности,умения применять социальные технологии для рационализации различных видов социальной деятельности. Задачи курса: изучение теоретико-методологических основ формирования и применения социальных технологий в социальной истории; рассмотрение различных подходов к определению понятия социальной технологии; выявление объективной природы социальных технологий и социально-технологических отношений; построение теоретической модели социальной технологии; выявление структуры и свойств социальной технологии как социальной системы; анализ проблем разработки и внедрения социальных технологий; изучение сущности и роли управленческих технологий; рассмотрение особенностей формирования и применения социальных технологий в новой социальной реальности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04 |
ПК-1.1 | Детализирует технологию сбора социологической информации применительно к условиям исследования и особенностям выбранной методической стратегии |
ПК-1.2 | Готовит методические документы для проведения инструктажа персонала по сбору информации: интервьюеров, кодировщиков, наблюдателей |
ПК-1.3 | Готовит полный комплект отчётных материалов по этапам сбора и анализа информации в сфере управленческого воздействия на социальную сферу |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | специфику технологии сбора социологической информации применительно к условиям исследования и особенностям выбранной методической стратегии специфику подготовки методических документов для проведения инструктажа персонала по сбору информации специфику подготовки отчетных материалов по этапу сбора информации |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять на практике технологии сбора социологической информации применительно к условиям исследования и особенностям выбранной методической стратегии применять на практике приемы и техники подготовки методических документов для проведения инструктажа персонала по сбору информации применять навыки подготовки отчетных материалов по этапу сбора информации |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | приемами создания и регулирования технологии сбора социологической информации применительно к условиям исследования и особенностям выбранной методической стратегии навыками подготовки методических документов для проведения инструктажа персонала по сбору информации навыками применения на практике приемов и техник подготовки отчетных материалов по этапу сбора информации |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Теоретико-методологические основы социальных технологий. | ||||||
1.1. | Социальные технологии как область научного знания. | Сам. работа | 4 | 7 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.2. | Природа и сущность социальных технологий. | Сам. работа | 4 | 7 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.3. | Социальные технологии как инструмент управления. | Сам. работа | 4 | 7 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 2. Современные социальные технологии в жизнедеятельности общества. | ||||||
2.1. | Методы социально-технологической деятельности. | Лекции | 4 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.2. | Методы социально-технологической деятельности. | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.3. | Социальная диагностика. | Сам. работа | 4 | 7 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.4. | Социальное проектирование. | Сам. работа | 4 | 7 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.5. | Социальное программирование. | Сам. работа | 4 | 7 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.6. | Организация внедрения и использования социальных технологий. | Лекции | 4 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.7. | Организация внедрения и использования социальных технологий. | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 3. Раздел 3. Основные направления социально-технологической деятельности. | ||||||
3.1. | Технологическое обеспечение социальной политики государства. | Практические | 4 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.2. | Технологическое обеспечение социальной политики государства. | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.3. | Технологии формирования институтов гражданского общества. | Сам. работа | 4 | 7 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.4. | Технологии социального развития региона. | Лекции | 4 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.5. | Технологии социального развития региона. | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.6. | Социально-технологическая деятельность в организации. | Практические | 4 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.7. | Социально-технологическая деятельность в организации. | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.8. | Технологии оптимизации социальных отношений в коллективе. | Практические | 4 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.9. | Технологии оптимизации социальных отношений в коллективе. | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.10. | Социальные технологии личностных изменений. | Сам. работа | 4 | 7 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Теоретические вопросы 1. Анализ комплексных социальных программ в России. 2. Аналитические методы социально-технологической деятельности. 3. Возможности технологических решений по регулированию социальной дифференциации общества. 4. Диагностика в системе средств социально-технологической деятельности. 5. Диагностика и проектирование процессов воспроизводства и развития города как социально-территориальной системы. 6. Игровые методы социально-технологической деятельности. 7. Инновационно-внедренческая деятельность служб социального развития регионов и предприятий. 8. Инновационные методы социально-технологической деятельности. 9. Комплексный подход к разработке социальных проектов и программ региональных систем. 10. Критерии социального проектирования: социально-экономическая эффективность, экологическая оптимальность, социальная интегрированность, управляемость и др. 11. Макро- и микросоциальные технологии. 12. Методы и средства технологического обеспечения жизни деятельности личности. 13. Методы коррекции социального поведения личности. 14. Методы оптимизации совместной деятельности и общения в коллективе. 15. Направления и формы социально-технологической деятельности в организации. 16. Объекты, средства социальной диагностики и сфера их применения. 17. Основные направления социальной политики государства и их технологическое обеспечение. 18. Основные требования к разработке технологий формирования и преобразования гражданских структур и институтов. 19. Особенности организации и внедрения социальных технологий в практической деятельности. 20. Понятие «Социальная технология», алгоритмизация деятельности, рационализация, координация и синхронизация деятельности. 21. Понятия «социальное программирование» и «социальная программа» в прикладной науке. 22. Применение компьютерной техники в социальном программировании. 23. Проблема технологизации социальной деятельности и типы социальных технологий. 24. Проблемы технологизации управленческой деятельности в организации. 25. Программно-целевой подход к управлению социальными изменениями и нововведениями. 26. Проективные методы социально-технологической деятельности. 27. Пути преодоления социальных конфликтов и социальной напряженности в обществе и их инженерное обоснование. 28. Система нормативов и показателей социального проектирования на региональном уровне. 29. Современные концепции социальных технологий. 30. Социально-технологические методы регуляции поведения личности. 31. Социально-технологический подход к формированию гражданского общества. 32. Социальные технологии как область научного знания. 33. Специфика социально-технологического подхода в науке и практике. 34. Сущность социального проектирования. Проектирование как форма научного предвидения и управления. 35. Технологии социального проектирования в организации: оргпроектирование, проектирование социальной структуры и инфраструктуры и др. 36. Технологии социальной диагностики на предприятии. 37. Технология социальной диагностики. 38. Функции проектирования. 39. Функции социального программирования. 40. Функции социально-технологической деятельности. 41. Функциональные технологии, технологии преобразования и развития социальных систем. 42. Эвристические методы социально-технологической деятельности. 43. Этапы разработки социальной технологии. 44. Этапы социального проектирования. Практические задания Практическое задание № 1. Сделайте анализ научной статьи по тематике курса. Практическое задание № 2. Постройте прогноз развития социальных процессов исходя из предложенного массива статистических данных (массив данных предоставляется преподавателем). Практическое задание № 3. Разработайте алгоритм создания и внедрения технологического проекта по оптимизации работы персонала в организации. Практическое задание № 4. Разработайте алгоритм создания и внедрения технологического проекта по оптимизации работы учебного процесса. Практическое задание № 5. Оцените эффективность реализованной социальной технологии в конкретной организации (материал предоставляется преподавателем). |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Аналитические модели социального процесса. 2. Антитехнологии в современном российском обществе. 3. Дискретность современного социального пространства России и проблема эффективных социальных технологий. 4. Инновационные технологии в практике работы с молодежью. 5. Инновационные технологии в социальных исследованиях. 6. Классификация социальных технологий: проблема обоснования и построения. 7. Культура технологий управленческой и исполнительской деятельности. 8. Необходимость и возможность разработки и использования глобальных социальных технологий. 9. Особенности технологизации современной политической жизни России. 10. Особенности формирования и применения социальных технологий в России. 11. Проблемы внедрения социальных технологий. 12. Региональные проблемы совершенствования социальных технологий в современной России. 13. Современные социальные технологии содействия трудоустройству безработных граждан. 14. Современные технологии на рынке труда и занятости: сравнительный анализ городских и сельских особенностей. 15. Социальная технология как нововведение. Этапы разработки социальной технологии. 16. Социальное партнерство как новая социальная технология. 17. Социальные технологии в профессиональной деятельности социолога. 18. Социальные технологии и прогнозирование. 19. Социальные технологии повышения эффективности функционирования организации. 20. Социальные технологии работы с молодежью. 21. Социальные технологии управления в экстремальных ситуациях. 22. Социальные технологии формирования лидера и команды. 23. Технологизация индивидуального и социального пространства современного человека. 24. Технологии на разных уровнях государственного управления. 25. Технологии формирования и становления гражданского общества. 26. Технологии формирования лидерского потенциала молодежи. 27. Традиционные и инновационные образовательные технологии. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Оганян, К. М. | Социальные технологии : учебник и практикум для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 | www.biblio-online.ru/book/A117A696-BC96-4621-8BCF-E2CFE8D2A622 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Канаева О. А. | Социальная политика государства и бизнеса : учебник для бакалавриата и магистратуры | М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 | www.biblio-online.ru/book/BEE11ECE-616B-479F-B80F-E364DC235CEF. |
Л2.2 | Стегний, В. Н. | Социальное прогнозирование и проектирование : учебник для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 | www.biblio-online.ru/book/38F67521-FBD4-4CCB-8259-61EA0A271125 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент» | |||
Э2 | http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека | |||
Э3 | http://www.i-u.ru – Русский Гуманитарный Интернет-Университет | |||
Э4 | http://www.lib.asu.ru – Сайт научной библиотеки АлтГУ | |||
Э5 | http://www.gumer.info – Электронная библиотека Гумер | |||
Э6 | http://www.isras.ru – Сайт Института социологии РАН | |||
Э7 | http://www.socpol.ru – Сайт Независимого Института социальной политики | |||
Э8 | Курс в Moodle «Современные социальные технологии» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для того, что практические занятия проходили эффективно и продуктивно, необходимо: ознакомиться с планом занятия; самостоятельную подготовку к практическому занятию начинать с изучения понятийного аппарата темы; просматривать и изучать все вопросы плана, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно); проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам; при выступлении не просто пересказывать текст учебника, но и выражать свою личностно-профессиональную оценку прочитанного; при возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействовать с преподавателем. При оценивании ответа на теоретический вопрос занятия преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Практическое задание Выполнение практического задания возможно как на семинарском занятии, так и в процессе самостоятельной работы студента. При оценивании практического задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Тестирование Итоговое тестирование по предмету проводится непосредственно в аудитории с использованием раздаточного материала. На тестирование отводится 30 минут. При оценивании теста преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа Реферат Выбор темы ограничивается предложенным списком. При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны. Реферат должен содержать: Титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости). Требования к оформлению реферата: Объем: от 10 до 20 страниц. Формат страницы: А4 (210x297 мм). Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм. Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman. Выравнивание: по ширине. Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца). Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу» При оценивании реферата преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа Зачет/экзамен Студент на зачете/экзамене отвечает на два теоретических вопроса и выполняет одно практическое задание, предложенных преподавателем из списка (см. пункт 3 ФОСа), соответствующих содержанию формируемых компетенций. Зачет/экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 25 минут на зачет, 35 минут на экзамен. При оценивании ответа преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Общая оценка за зачет/экзамен выставляется на основании определения среднего арифметического баллов, полученных за ответ на каждый вопрос. |