МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология межнациональных отношений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология конфликта и межнациональных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_04_01_СК-1-2020
Часов по учебному плану 76
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 17
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 17 17 17 17
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 76 76 76 76

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Стерлядева Наталья Анатольевна

Рецензент(ы):
д.с.н., профессор, Сергиенко Алие Мустафаевна

Рабочая программа дисциплины
Социология межнациональных отношений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент, Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент, Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать у студентов систематизированные знания о межнациональных отношениях и международной жизни с тем, чтобы они имели возможность более глубоко разбираться в содержании и ходе международных событий, во внешней политике государств и других субъектов межнациональных и международных отношений, понимали место и роль России в современном мире, ориентировались в ее национальных интересах

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5 Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические представления о современных межнациональных отношениях; об истории предмета «социология межнациональных отношений», социальной природе межнациональных отношений; методологию межнациональных отношений; структуру современных межнациональных отношений; факторы, обуславливающие межнациональные конфликты; виды, формы, способы решения возникающей напряженности в межнациональных отношениях; как самостоятельно использовать знания и навыки по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования межнациональных отношений
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать современные межнациональные отношения; выявлять причины межнациональных конфликтов; использовать возможности абстрактного мышления в изучении межнациональных отношений; использовать знания и навыки по философии социальных наук при исследовании межнациональных отношений; использовать новейшие тенденции и направления современной социологической теории при изучении межнациональных отношений; проводить прикладные исследования современных межнациональных отношений; вырабатывать меры по предупреждению, урегулированию и управлению межнациональными конфликтами; использовать возможности анализа и синтеза в изучении межнациональных отношений; самостоятельно использовать знания и навыки по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования межнациональных отношений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть: навыками применения методов анализа и синтеза в рамках исследования различных аспектов межнациональных отношений; навыками использования достижений социальной философии в исследовании межнациональных отношений; навыками проведения эмпирического исследования межнациональных отношений; навыками решения исследовательских задач в сфере межнациональных отношений и подготовки экспертных заключений и рекомендаций; навыками самостоятельного использования знаний и навыков по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования межнациональных отношений

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологические основы иследования межнациональных отношений
1.1. Россия в системе современных межнациональныъх отношений Лекции 3 8 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Россия в системе современных межнациональных отношений Сам. работа 3 2 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Социология межнациональных отношений как научная дисциплина: объект, предмет, закономерности. Практические 3 4 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Социология межнациональных отношений как научная дисциплина: объект, предмет, закономерности. Сам. работа 3 2 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Методы исследования в социологии межнациональных отношений Практические 3 4 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Методы исследования в социологии межнациональных отношений Сам. работа 3 2 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Особенности современных межнациональных отношений
2.1. Межнациональные отношения на современном этапе Практические 3 4 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Межнациональные отношения на современном этапе Сам. работа 3 4 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Межнациональные конфликты Лекции 3 8 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Межнациональные конфликты Сам. работа 3 3 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Межнациональные конфликты Практические 3 4 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Гуманистические принципы политики в области межнациональных отношений Сам. работа 3 4 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ЗАЧЕТУ:
Теоретические вопросы:
1. Социология межнациональных отношений как научная дисциплина: объект, предмет.
2. Социология межнациональных отношений: связь и взаимодействие с социальными науками.
3. Международные и межнациональные отношения: соотношение понятий.
4. Традиции и парадигмы в изучении международных и межнациональных отношений.
5. Общенаучные методы исследования в социологии межнациональных отношений.
6. Специальные методы и частные методики международно-политического анализа.
7. Понятие законов и закономерностей в сфере международных и межнациональных отношений.
8. Межнациональные отношения как особый род общественных отношений. Международные отношения и мировая политика: соотношение понятий.
9. Исторические этапы в осмыслении сущности и содержания международных и межнациональных отношений: от античности до современности.
10. Понятие нации, национализма. Виды национализма.
11. Способы мирного сотрудничества. Гуманистические принципы политики в области межнациональных отношений.
12. Формы межнациональных отношений.
13. Анализ межнациональных отношений в России.
14. Национальное самосознание. Развитие межнациональных отношений в современном мире.
15. Анализ межнациональных отношений (на примере какого-либо государства).
16. Методы исследования межнациональных отношений.
17. Основные направления национальной политики в России.
18. Факторы, влияющие на межнациональные отношения.
19. Понятие и сущность межнациональных конфликтов.
20. Типология межнациональных конфликтов.
21. Причины возникновения межнациональных конфликтов.
22. Межнациональные отношения на постсоветском пространстве.
23. Межэтнические отношения и этнокультурное разнообразие в регионах России.
24. Урегулирование межнациональных конфликтов.
25. Цели, средства и интересы участников международных и межнациональных отношений.
26. Право и мораль в международных и межнациональных отношениях.
27. Военная сила в международных и межнациональных отношениях.
28. Национальные интересы России и их трактовка представителями различных политических сил.
29. Политика России в «ближнем зарубежье».
30. Глобализация: основные черты и ее проявление в международных и межнациональных отношениях.

Практические задания:
1. Проведите анализ научной статьи по тематике курса, по следующему алгоритму:
- Общие сведения о рассматриваемой статье (автор, название, журнал и год издания)
- Краткое описание проблемы, которой посвящена статья;
- Актуальность заявленной тематики;
- Наиболее важные аспекты, раскрытые автором в статье (2 – 3 основных тезиса). Какие доводы приводит автор?
- Критичный анализ основных выводов автора:
В чем Вы согласны с ним, приведите свои доводы и аргументы?
В чем Вы не согласны с авторами и почему?
- Каковы перспективы исследования этой тематики?
2. Определите возможные критерии оценки межнациональных отношений.
3. Охарактеризуйте основные методы сбора информации о межнациональных отношениях. Выделите достоинства и недостатки основных методов исследования межнациональных отношений.
4. Проанализируйте основные признаки межнационального конфликта.
5. Охарактеризуйте проблему достоверности данных исследований межнациональных отношений и конфликтов.
6. Проанализируйте межнациональные отношения в Алтайском крае. Оцените уровень межнациональной конфликтности в Алтайском крае.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:
1. Исторические этапы в осмыслении сущности и содержания межнациональных отношений: от античности до современности.
2. Нация. Национализм. Виды национализма.
3. Способы мирного сотрудничества. Гуманистические принципы политики в области межнациональных отношений.
4. Формы межнациональных отношений.
5. Анализ межнациональных отношений в России.
6. Национальное самосознание. Развитие межнациональных отношений в современном мире.
7. Анализ межнациональных отношений (на примере какого-либо государства).
8. Методы исследования межнациональных отношений.
9. Основные направления национальной политики в России.
10. Факторы, влияющие на межнациональные отношения.
11. Понятие и сущность межнациональных конфликтов.
12. Типология межнациональных конфликтов.
13. Причины возникновения межнациональных конфликтов.
14. Межнациональные отношения на постсоветском пространстве.
15. Межэтнические отношения и этнокультурное разнообразие в регионах России.
16. Урегулирование межнациональных конфликтов.
17. Содержание «глобализма» в изучении международных и межнациональных отношений.
18. Понятие структуры и среды в международных и межнациональных отношениях. Особенности международной и межнациональной среды.
19. Специфика современной социальной среды глобальной системы международных и межнациональных отношений.
20. Участники международных и межнациональных отношений. Понятие «актор», «субъект», «агент».
21. Проблемы борьбы с международным терроризмом.
22. Место и роль России в системе международных и межнациональных отношений. Современное геополитическое положение России.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кравченко, С. А. Социология в 2 т. Т. 2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображения: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2017 https://biblio-online.ru/bcode/396720
Л1.2 Баженов, А. М. Социология международных отношений: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2017 www.biblio-online.ru/book/52AC91F5-55F0-4965-A0BE-2AFFDAE9EE7F
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Каримова, А. Б. Социология международных отношений: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2017 www.biblio-online.ru/book/75725ABA-2D45-4365-9A7D-E39A9BEB7913
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Э2 Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Э3 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)
Э4 Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Э5 Курс в moodle «Социология межнациональных отношений» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения

Рекомендации по освоению лекционных занятий.
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам
- полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе занятия давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по написанию реферата.
При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны.
Реферат должен содержать:
титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости).
Требования к оформлению реферата:
Объем: от 10 до 20 страниц.
Формат страницы: А4 (210x297 мм).
Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм.
Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman.
Выравнивание: по ширине.
Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца).
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу».

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий.
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного
выполнения, и разбирать на практических занятиях и консультациях неясные вопросы.

Итоговый контроль.
При подготовке к зачету параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.
Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.