Закреплена за кафедрой | Кафедра социологии и конфликтологии |
---|---|
Направление подготовки | 39.04.01. Социология |
Профиль | Социология конфликта и межнациональных отношений |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 39_04_01_СК-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 14 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 17 | 17 | 17 | 17 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 76 | 76 | 76 | 76 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии
Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент, Нагайцев В.В.
1.1. | Сформировать у студентов систематизированные знания о межнациональных отношениях и международной жизни с тем, чтобы они имели возможность более глубоко разбираться в содержании и ходе международных событий, во внешней политике государств и других субъектов межнациональных и международных отношений, понимали место и роль России в современном мире, ориентировались в ее национальных интересах |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02 |
УК-5 | Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | теоретические представления о современных межнациональных отношениях; об истории предмета «социология межнациональных отношений», социальной природе межнациональных отношений; методологию межнациональных отношений; структуру современных межнациональных отношений; факторы, обуславливающие межнациональные конфликты; виды, формы, способы решения возникающей напряженности в межнациональных отношениях; как самостоятельно использовать знания и навыки по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования межнациональных отношений |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать современные межнациональные отношения; выявлять причины межнациональных конфликтов; использовать возможности абстрактного мышления в изучении межнациональных отношений; использовать знания и навыки по философии социальных наук при исследовании межнациональных отношений; использовать новейшие тенденции и направления современной социологической теории при изучении межнациональных отношений; проводить прикладные исследования современных межнациональных отношений; вырабатывать меры по предупреждению, урегулированию и управлению межнациональными конфликтами; использовать возможности анализа и синтеза в изучении межнациональных отношений; самостоятельно использовать знания и навыки по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования межнациональных отношений |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | владеть: навыками применения методов анализа и синтеза в рамках исследования различных аспектов межнациональных отношений; навыками использования достижений социальной философии в исследовании межнациональных отношений; навыками проведения эмпирического исследования межнациональных отношений; навыками решения исследовательских задач в сфере межнациональных отношений и подготовки экспертных заключений и рекомендаций; навыками самостоятельного использования знаний и навыков по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования межнациональных отношений |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Методологические основы иследования межнациональных отношений | ||||||
1.1. | Россия в системе современных межнациональныъх отношений | Лекции | 3 | 8 | УК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.2. | Россия в системе современных межнациональных отношений | Сам. работа | 3 | 2 | УК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.3. | Социология межнациональных отношений как научная дисциплина: объект, предмет, закономерности. | Практические | 3 | 4 | УК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.4. | Социология межнациональных отношений как научная дисциплина: объект, предмет, закономерности. | Сам. работа | 3 | 2 | УК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.5. | Методы исследования в социологии межнациональных отношений | Практические | 3 | 4 | УК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.6. | Методы исследования в социологии межнациональных отношений | Сам. работа | 3 | 2 | УК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 2. Особенности современных межнациональных отношений | ||||||
2.1. | Межнациональные отношения на современном этапе | Практические | 3 | 4 | УК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.2. | Межнациональные отношения на современном этапе | Сам. работа | 3 | 4 | УК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.3. | Межнациональные конфликты | Лекции | 3 | 8 | УК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.4. | Межнациональные конфликты | Сам. работа | 3 | 3 | УК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.5. | Межнациональные конфликты | Практические | 3 | 4 | УК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.6. | Гуманистические принципы политики в области межнациональных отношений | Сам. работа | 3 | 4 | УК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ЗАЧЕТУ: Теоретические вопросы: 1. Социология межнациональных отношений как научная дисциплина: объект, предмет. 2. Социология межнациональных отношений: связь и взаимодействие с социальными науками. 3. Международные и межнациональные отношения: соотношение понятий. 4. Традиции и парадигмы в изучении международных и межнациональных отношений. 5. Общенаучные методы исследования в социологии межнациональных отношений. 6. Специальные методы и частные методики международно-политического анализа. 7. Понятие законов и закономерностей в сфере международных и межнациональных отношений. 8. Межнациональные отношения как особый род общественных отношений. Международные отношения и мировая политика: соотношение понятий. 9. Исторические этапы в осмыслении сущности и содержания международных и межнациональных отношений: от античности до современности. 10. Понятие нации, национализма. Виды национализма. 11. Способы мирного сотрудничества. Гуманистические принципы политики в области межнациональных отношений. 12. Формы межнациональных отношений. 13. Анализ межнациональных отношений в России. 14. Национальное самосознание. Развитие межнациональных отношений в современном мире. 15. Анализ межнациональных отношений (на примере какого-либо государства). 16. Методы исследования межнациональных отношений. 17. Основные направления национальной политики в России. 18. Факторы, влияющие на межнациональные отношения. 19. Понятие и сущность межнациональных конфликтов. 20. Типология межнациональных конфликтов. 21. Причины возникновения межнациональных конфликтов. 22. Межнациональные отношения на постсоветском пространстве. 23. Межэтнические отношения и этнокультурное разнообразие в регионах России. 24. Урегулирование межнациональных конфликтов. 25. Цели, средства и интересы участников международных и межнациональных отношений. 26. Право и мораль в международных и межнациональных отношениях. 27. Военная сила в международных и межнациональных отношениях. 28. Национальные интересы России и их трактовка представителями различных политических сил. 29. Политика России в «ближнем зарубежье». 30. Глобализация: основные черты и ее проявление в международных и межнациональных отношениях. Практические задания: 1. Проведите анализ научной статьи по тематике курса, по следующему алгоритму: - Общие сведения о рассматриваемой статье (автор, название, журнал и год издания) - Краткое описание проблемы, которой посвящена статья; - Актуальность заявленной тематики; - Наиболее важные аспекты, раскрытые автором в статье (2 – 3 основных тезиса). Какие доводы приводит автор? - Критичный анализ основных выводов автора: В чем Вы согласны с ним, приведите свои доводы и аргументы? В чем Вы не согласны с авторами и почему? - Каковы перспективы исследования этой тематики? 2. Определите возможные критерии оценки межнациональных отношений. 3. Охарактеризуйте основные методы сбора информации о межнациональных отношениях. Выделите достоинства и недостатки основных методов исследования межнациональных отношений. 4. Проанализируйте основные признаки межнационального конфликта. 5. Охарактеризуйте проблему достоверности данных исследований межнациональных отношений и конфликтов. 6. Проанализируйте межнациональные отношения в Алтайском крае. Оцените уровень межнациональной конфликтности в Алтайском крае. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ: 1. Исторические этапы в осмыслении сущности и содержания межнациональных отношений: от античности до современности. 2. Нация. Национализм. Виды национализма. 3. Способы мирного сотрудничества. Гуманистические принципы политики в области межнациональных отношений. 4. Формы межнациональных отношений. 5. Анализ межнациональных отношений в России. 6. Национальное самосознание. Развитие межнациональных отношений в современном мире. 7. Анализ межнациональных отношений (на примере какого-либо государства). 8. Методы исследования межнациональных отношений. 9. Основные направления национальной политики в России. 10. Факторы, влияющие на межнациональные отношения. 11. Понятие и сущность межнациональных конфликтов. 12. Типология межнациональных конфликтов. 13. Причины возникновения межнациональных конфликтов. 14. Межнациональные отношения на постсоветском пространстве. 15. Межэтнические отношения и этнокультурное разнообразие в регионах России. 16. Урегулирование межнациональных конфликтов. 17. Содержание «глобализма» в изучении международных и межнациональных отношений. 18. Понятие структуры и среды в международных и межнациональных отношениях. Особенности международной и межнациональной среды. 19. Специфика современной социальной среды глобальной системы международных и межнациональных отношений. 20. Участники международных и межнациональных отношений. Понятие «актор», «субъект», «агент». 21. Проблемы борьбы с международным терроризмом. 22. Место и роль России в системе международных и межнациональных отношений. Современное геополитическое положение России. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Кравченко, С. А. | Социология в 2 т. Т. 2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображения: учебник для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2017 | https://biblio-online.ru/bcode/396720 |
Л1.2 | Баженов, А. М. | Социология международных отношений: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры | М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2017 | www.biblio-online.ru/book/52AC91F5-55F0-4965-A0BE-2AFFDAE9EE7F |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Каримова, А. Б. | Социология международных отношений: учебник для академического бакалавриата | М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2017 | www.biblio-online.ru/book/75725ABA-2D45-4365-9A7D-E39A9BEB7913 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) | |||
Э2 | Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) | |||
Э3 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru) | |||
Э4 | Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) | |||
Э5 | Курс в moodle «Социология межнациональных отношений» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения Рекомендации по освоению лекционных занятий. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время. Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет. При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Студентам необходимо: - перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы; - на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции; - перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях. Рекомендации по подготовке практическим занятиям. Подготовку к каждому практическому занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Студентам следует: - приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию; - до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия; - при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала; - проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам - полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения; - в ходе занятия давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов; - на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю. Методические рекомендации по написанию реферата. При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны. Реферат должен содержать: титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости). Требования к оформлению реферата: Объем: от 10 до 20 страниц. Формат страницы: А4 (210x297 мм). Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм. Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman. Выравнивание: по ширине. Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца). Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу». Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий. Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует: - руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД; - выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на практических занятиях и консультациях неясные вопросы. Итоговый контроль. При подготовке к зачету параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |