МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология межнациональных отношений
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология конфликта и межнациональных отношений. ФГОС 3++
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_СК-2-2020
Часов по учебному плану 102
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 88
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 88 88 88 88
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 102 102 102 102

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Стерлядева Наталья Анатольевна

Рецензент(ы):
д.с.н., профессор, Сергиенко Алие Мустафаевна

Рабочая программа дисциплины
Социология межнациональных отношений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент, Нагайцев В.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент, Нагайцев В.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать у студентов систематизированные знания о межнациональных отношениях и международной жизни с тем, чтобы они имели возможность более глубоко разбираться в содержании и ходе международных событий, во внешней политике государств и других субъектов межнациональных и международных отношений, понимали место и роль России в современном мире, ориентировались в ее национальных интересах

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5: Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические представления о современных межнациональных отношениях; об истории предмета «социология межнациональных отношений», социальной природе межнациональных отношений; методологию межнациональных отношений; структуру современных межнациональных отношений; факторы, обуславливающие межнациональные конфликты; виды, формы, способы решения возникающей напряженности в межнациональных отношениях; как самостоятельно использовать знания и навыки по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования межнациональных отношений
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать современные межнациональные отношения; выявлять причины межнациональных конфликтов; использовать возможности абстрактного мышления в изучении межнациональных отношений; использовать знания и навыки по философии социальных наук при исследовании межнациональных отношений; использовать новейшие тенденции и направления современной социологической теории при изучении межнациональных отношений; проводить прикладные исследования современных межнациональных отношений; вырабатывать меры по предупреждению, урегулированию и управлению межнациональными конфликтами; использовать возможности анализа и синтеза в изучении межнациональных отношений; саанализировать важнейшие идеологические и ценностные системы, сформированные в ходе исторического развития; анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе культурного взаимодействия
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть: навыками применения методов анализа и синтеза в рамках исследования различных аспектов межнациональных отношений; навыками использования достижений социальной философии в исследовании межнациональных отношений; навыками проведения эмпирического исследования межнациональных отношений; навыками решения исследовательских задач в сфере межнациональных отношений и подготовки экспертных заключений и рекомендаций; навыками анализа и учета разнообразия культур в процессе культурного взаимодействия

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологические основы иследования межнациональных отношений
1.1. Россия в системе современных межнациональныъх отношений Лекции 2 2 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Россия в системе современных межнациональных отношений Сам. работа 2 14 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Социология межнациональных отношений как научная дисциплина: объект, предмет, закономерности. Практические 2 2 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Методы исследования в социологии межнациональных отношений Практические 2 2 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Методы исследования в социологии межнациональных отношений Сам. работа 2 16 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Особенности современных межнациональных отношений
2.1. Межнациональные отношения как особый вид общественных отношений: система, структура, среда Лекции 2 2 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Межнациональные отношения как особый вид общественных отношений: система, структура, среда Сам. работа 2 15 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Межнациональные конфликты Практические 2 2 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Межнациональные конфликты Сам. работа 2 13 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Гуманистические принципы политики в области межнациональных отношений Сам. работа 2 16 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Социология межнациональных отношений как научная дисциплина: объект, предмет, закономерности. Сам. работа 2 14 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ЗАЧЕТУ:
Теоретические вопросы:
1. Социология межнациональных отношений как научная дисциплина: объект, предмет.
2. Социология межнациональных отношений: связь и взаимодействие с социальными науками.
3. Международные и межнациональные отношения: соотношение понятий.
4. Традиции и парадигмы в изучении международных и межнациональных отношений.
5. Общенаучные методы исследования в социологии межнациональных отношений.
6. Специальные методы и частные методики международно-политического анализа.
7. Понятие законов и закономерностей в сфере международных и межнациональных отношений.
8. Межнациональные отношения как особый род общественных отношений. Международные отношения и мировая политика: соотношение понятий.
9. Исторические этапы в осмыслении сущности и содержания международных и межнациональных отношений: от античности до современности.
10. Понятие нации, национализма. Виды национализма.
11. Способы мирного сотрудничества. Гуманистические принципы политики в области межнациональных отношений.
12. Формы межнациональных отношений.
13. Анализ межнациональных отношений в России.
14. Национальное самосознание. Развитие межнациональных отношений в современном мире.
15. Анализ межнациональных отношений (на примере какого-либо государства).
16. Методы исследования межнациональных отношений.
17. Основные направления национальной политики в России.
18. Факторы, влияющие на межнациональные отношения.
19. Понятие и сущность межнациональных конфликтов.
20. Типология межнациональных конфликтов.
21. Причины возникновения межнациональных конфликтов.
22. Межнациональные отношения на постсоветском пространстве.
23. Межэтнические отношения и этнокультурное разнообразие в регионах России.
24. Урегулирование межнациональных конфликтов.
25. Цели, средства и интересы участников международных и межнациональных отношений.
26. Право и мораль в международных и межнациональных отношениях.
27. Военная сила в международных и межнациональных отношениях.
28. Национальные интересы России и их трактовка представителями различных политических сил.
29. Политика России в «ближнем зарубежье».
30. Глобализация: основные черты и ее проявление в международных и межнациональных отношениях.

Практические задания:
1. Проведите анализ научной статьи по тематике курса, по следующему алгоритму:
- Общие сведения о рассматриваемой статье (автор, название, журнал и год издания)
- Краткое описание проблемы, которой посвящена статья;
- Актуальность заявленной тематики;
- Наиболее важные аспекты, раскрытые автором в статье (2 – 3 основных тезиса). Какие доводы приводит автор?
- Критичный анализ основных выводов автора:
В чем Вы согласны с ним, приведите свои доводы и аргументы?
В чем Вы не согласны с авторами и почему?
- Каковы перспективы исследования этой тематики?
2. Определите возможные критерии оценки межнациональных отношений.
3. Охарактеризуйте основные методы сбора информации о межнациональных отношениях. Выделите достоинства и недостатки основных методов исследования межнациональных отношений.
4. Проанализируйте основные признаки межнационального конфликта.
5. Охарактеризуйте проблему достоверности данных исследований межнациональных отношений и конфликтов.
6. Проанализируйте межнациональные отношения в Алтайском крае. Оцените уровень межнациональной конфликтности в Алтайском крае.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:
1. Исторические этапы в осмыслении сущности и содержания межнациональных отношений: от античности до современности.
2. Нация. Национализм. Виды национализма.
3. Способы мирного сотрудничества. Гуманистические принципы политики в области межнациональных отношений.
4. Формы межнациональных отношений.
5. Анализ межнациональных отношений в России.
6. Национальное самосознание. Развитие межнациональных отношений в современном мире.
7. Анализ межнациональных отношений (на примере какого-либо государства).
8. Методы исследования межнациональных отношений.
9. Основные направления национальной политики в России.
10. Факторы, влияющие на межнациональные отношения.
11. Понятие и сущность межнациональных конфликтов.
12. Типология межнациональных конфликтов.
13. Причины возникновения межнациональных конфликтов.
14. Межнациональные отношения на постсоветском пространстве.
15. Межэтнические отношения и этнокультурное разнообразие в регионах России.
16. Урегулирование межнациональных конфликтов.
17. Содержание «глобализма» в изучении международных и межнациональных отношений.
18. Понятие структуры и среды в международных и межнациональных отношениях. Особенности международной и межнациональной среды.
19. Специфика современной социальной среды глобальной системы международных и межнациональных отношений.
20. Участники международных и межнациональных отношений. Понятие «актор», «субъект», «агент».
21. Проблемы борьбы с международным терроризмом.
22. Место и роль России в системе международных и межнациональных отношений. Современное геополитическое положение России.
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кравченко, С. А. Социология в 2 т. Т. 2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображения: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2017 https://biblio-online.ru/bcode/396720
Л1.2 Баженов, А. М. Социология международных отношений: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2017 www.biblio-online.ru/book/52AC91F5-55F0-4965-A0BE-2AFFDAE9EE7F
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Каримова, А. Б. Социология международных отношений: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2017 www.biblio-online.ru/book/75725ABA-2D45-4365-9A7D-E39A9BEB7913
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Э2 Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Э3 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Э4 Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Э5 Курс в moodle «Социология межнациональных отношений» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6391
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения

Рекомендации по освоению лекционных занятий.
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам
- полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе занятия давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по написанию реферата.
При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны.
Реферат должен содержать:
титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости).
Требования к оформлению реферата:
Объем: от 10 до 20 страниц.
Формат страницы: А4 (210x297 мм).
Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм.
Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman.
Выравнивание: по ширине.
Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца).
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу».

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий.
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного
выполнения, и разбирать на практических занятиях и консультациях неясные вопросы.

Итоговый контроль.
При подготовке к зачету параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.
Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.