МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки03.03.02. Физика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план03_03_02_Ф-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доц., Пожарская К.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
История

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 03.03.02 ФИЗИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №937)

составлена на основании учебного плана:
03.03.02 Физика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Е.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Демчик Е.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины "История" являются формирование у студентов комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; формирование систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2: способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ОПК-8: способностью критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости направление своей деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Фактологию исторической науки, базовые исторические понятия, различные подходы к изучению истории.
3.2.Уметь:
3.2.1.Осуществлять информационно-поисковую деятельность применительно к содержанию изучаемой дисициплины.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Методами критического анализа исторической информации; устанавливать действие закономерностей исторического процесса.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История в системе социально-гуманитарных наук.
1.1. История в системе социально-гуманитарных наук. Лекции 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Особенности становления государственности в России и мире.
2.1. Славяне в системе древних цивилизаций. Проблемы славянского этногенеза. Образование древнерусского государства. Лекции 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Славяне в системе древних цивилизаций. Проблемы славянского этногенеза. Образование древнерусского государства. Сам. работа 2 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Формирование духовного единства древнерусского общества. Сам. работа 2 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Формирование духовного единства древнерусского общества. Практические 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Русские земли в XII – XIII веках. Начало политической раздробленности. Борьба с агрессией в XIII в.
3.1. Дискуссия о феодализме как явлении всемирной истории. Эволюция древнерусской государственности в XI – XII вв. Лекции 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Дискуссия о феодализме как явлении всемирной истории. Эволюция древнерусской государственности в XI – XII вв. Сам. работа 2 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Внешняя агрессия на Русь в XIII в. Сам. работа 2 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.4. Внешняя агрессия на Русь в XIII в. Практические 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Процесс объединения земель Великороссии и поиск путей упрочения российского государства XIV – XVI вв.
4.1. Объединение земель Великоросии в конце XIV - сер. XVI вв. Лекции 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Правление Ивана IV Грозного: реформы Избранной Рады и политика опричнины. Сам. работа 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Опричнина Ивана Грозного, 1565 - 1572 гг. Практические 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Россия в XVII - XVIII веках в контексте развития европейской цивилизации.
5.1. Переход европейской цивилизации от средневековья к Новому времени. Сам. работа 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Смутное время в истории России. Сам. работа 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.3. Модернизация России в конце XVII - начале XVIII в. Лекции 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.4. Смутное время в истории России. Практические 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.5. Дворцовые перевороты в истории России (1725 - 1762 гг.). Сам. работа 2 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.6. Дворцовые перевороты в истории России (1725 - 1762 гг.). Практические 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.7. "Просвещенный абсолютизм" в России и мире. Военно-полицейский режим Павла I. Сам. работа 2 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Россия и мир в XIX в. Опыт европейской модернизации.
6.1. Россия и мир в XIX в. Внутренняя политика России в первой половине XIX в. Лекции 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.2. Внешняя политика России в XIX в. Практические 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.3. Либеральные реформы Александра II: причины и предпосылки, «цепная реакция реформ». Лекции 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.4. Декабризм в истории России. Сам. работа 2 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.5. Декабризм в истории России (семинар - дикуссия). Практические 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 7. Россия и мир в ХХ – XXI веках.
7.1. Модернизация российской экономики на рубеже XIX - XX в. Сам. работа 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.2. Общественно-политическое развитие России в начале XX в. Причины и предпосылки развития революционного процесса в Российской империи. Лекции 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.3. Общественно-политическое развитие России в начале XX в. Причины и предпосылки развития революционного процесса в Российской империи. Сам. работа 2 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.4. Становление советского государства. Гражданская война и интервенция. Образование СССР. Лекции 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.5. Экономическая политика большевиков в 1920 - 1930-е гг. Сам. работа 2 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.6. Экономическая политика большевиков в 1920 - 1930-е гг. Практические 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.7. Международные отношения накануне Второй мировой войны. Великая отечественная война. Сам. работа 2 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.8. Советское государство в 1950-е – 1980-е гг. Лекции 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.9. Советское государство в 1950-е – 1980-е гг. Сам. работа 2 6 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.10. Политика «перестройки» (1985 – 1991 гг.) в СССР. Сам. работа 2 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.11. Мир после Второй мировой войны. Истоки "холодной войны". Сам. работа 2 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.12. Россия в 1990-е – 2000-е гг. Сам. работа 2 10 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. История в системе социогуманитарных наук.
2. Функции исторического знания. Основные подходы к изучению истории.
3. Великое переселение народов IV–VII вв. и славянский мир. Восточные славяне в древности.
4. Норманская и антинорманская теории образования государства. Происхождение термина «Русь».
5. Сравнительный анализ развития феодализма в России и Европе.
6. Культура Киевской Руси. Введение христианства.
7. Особенности социально-политического развития Древнерусского государства.
8. Политическая раздробленность: проблема хронологии, причины и предпосылки данного явления.
9. Характеристика отдельных земель в период раздробленности (на примере Галицко-Волынского, Новгородского и Владимиро-Суздальского княжеств).
10. Монголо-татарское нашествие на Русь в XIII в. Русь под игом.
11. Агрессия крестоносцев на Северо-Западную Русь.
12. Объединение Великороссии: предпосылки, хронология, ведущие объединительные центры.
13. Дмитрий Донской и значение Куликовской битвы. Феодальная война 1425 – 1453 г.
14. Правление Ивана III и Василия III: формирование централизованного государства.
15. Правление Ивана IV: период реформ Избранной Рады.
16. Опричнина Ивана IV Грозного: причины, цели и последствия.
17. Смутное время в России рубежа XVI–XVII вв.
18. Россия периода правление первых Романовых.
19. Европеизация Петра I.
20. Эпоха дворцовых переворотов в истории России (1725 – 1762 гг.).
21. Эпоха «просвещенного абсолютизма» в Европе и России XVIII в.
22. Рост территории России в XVIII в.
23. Развитие политической системы Российской империи в XIX в.
24. Основные направления внешней политики России в XIX в.
25. Общественно-политическое движение в Российской империи в XIX в.
26. Либерально-буржуазные реформы 60 – 70-х гг. XIX в.
27. Россия и мир в начале XX в. Первая русская революция 1905–1907 гг.
28. Россия от Февраля к Октябрю в 1917 г.
29. Мир накануне и во время Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система.
30. Формирование советской политической системы в 1920–1930-е гг.
31. Экономическая политика советского государства в 1920–1930-е гг.
32. Развитие мира между Первой и Второй мировыми войнами (1918–1939 гг.).
33. СССР в 1945–1991 гг.
34. «Холодная война»: понятие, причины, этапы, итоги.
35. Кризис советской системы 1991 г. Распад СССР.
36. Современная Россия в 1990–2000-е годы.

5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. «История – учительница жизни». (Цицерон).
2. «Сколько историков – столько историй». (Р. Коллингвуд).
3. «Задача истории – лишь показать, как все происходило на самом деле». (Л. ФонРанке).
4. «У нас чужая голова,
А убежденья сердца хрупки …
Мы европейские слова
И азиатские поступки». (Н. Щербина).
5. «Великие князья до времен Ольгиных воевали – она правила государством». (Н.М. Карамзин).
6. «Боголюбский, могущественный, мужественный, трезвый и прозванный за его ум вторым Соломоном был, конечно, одним из мудрейших князей российских в рассуждении политики… Онявностремился к спасительномуединовластию». (Н.М. Карамзин).
7. «Монгольское нашествие… определило во многом то “азиатское начало”, которое обернулось на Руси крепостным правом и лютым самодержавием». (Н.Я. Эйдельман).
8. «Московские князья рано вырабатывают своеобразную политику, с первых шагов начинают действовать не по обычаю, раньше и решительнее других сходят с привычной колеи княжеских отношений, ищут новых путей». (В.О. Ключевский).
9. «У Ивана Калиты не было выбора: идти вместе с татарской ратью покорять Тверь и тем самым спасти Москву, Владимир, Суздаль, или потерять все». (И. Греков, Ф. Шахмагонов).
10. «Жизнь Московского государства и без Ивана (Грозного) устроилась бы так же, как она строилась до него и после него, но без него устроение пошло бы легче и ровнее, чем оно шло при нем и после него: важнейшие политические вопросы были бы разрешены без тех потрясений, какие были им подготовлены». (В.О. Ключевский).
11. «Раскол – самое большое по своим последствиям событие XVII столетия и величайшая трагедия, пережитая Россией, ибо страна как единое религиозное тело была разорвана». (А. Синявский).
12. «Романовы были в одном лице и Папа, и Лютер». (неизвестный автор).
13. «Дворцовые перевороты в послепетровской России становятся средством разрешения конфликтов в правящем кругу при отсутствии легальных форм политического воздействия на власть». (И. Курукин).
14. «После Бирона, к середине века, институт фаворитизма окончательно встроился в систему российской монархии». (И.В. Курукин).
15. «Вопреки распространенному мнению Екатерина II в своей внешней политике была в необходимых случаях крайне жестокой и вероломной, но при этом она всегда пыталась дистанцироваться от содеянного». (А.Б. Широкорад).
16. «Обрести опору в каком-либо социальном слое Павлу не удалось… Судьба его была таким образом предрешена» (А.Б. Каменский).
17. «Александр I… хотя и любил поговорить о необходимости законности, свобод, даже представительного правления, на практике проводил ту же линию укрепления феодально-абсолютистских порядков, что и его предшественники» (В.А. Федоров).
18. «Мы часто повторяем герценовскую формулу… о страшной удаленности декабристов от народа… порою забывая, что многие лидеры декабризма эту удаленность видели, но не только не стремились ее преодолеть, а даже находили в ней положительную сторону…». (Н.Я. Эйдельман).
19. «Два обстоятельства оказали особенно сильное воздействие на характер царствования. Император Николай I не готовился и не желал царствовать. Принужденный царствовать, он шел к неожиданному и нежеланному престолу сквозь ряды мятежных войск» (В.О. Ключевский).
20. «Превращение (в первой половине XIX в.) общественного движения в революционное было вызвано самим правительством» (А.А. Корнилов).
21. «Все славянофильство было проникнуто идеей, что Россия выше других народов, что ей почти нечему учиться у Запада, тогда как Западу есть чему поучиться у нас, что Запад прогнил и что задача нашей страны – спасти Запад и человечество, прийти им на помощь». (П. Сорокин).
22. «На рубеже XIX–XX вв. сторонники самодержавия и его противники были представителями одного “общества”. Попробуйте подтвердить или опровергнуть данное утверждение» (Д.Б. Павлов).
23. «Николай II, действуя под руководством реакционной партии, погиб, потому что попытался бороться с силами, которым не мог противостоять. Действительной причиной падения монархии в России является безрассудное стремление этой партии воскресить и упрочить в XX веке анахронизм самодержавной власти». (А.П. Извольский).
24. «Не по его вине ему удались репрессии и не удались реформы». (П.Н. Зырянов о П.А. Столыпине).
25. «Слабость Временного правительства в том, что оно не смогло остановиться на той грани, которая отделяет демократию от анархии». (А. Кузнецов).
26. «Можно не соглашаться с большевиками и бороться против них, но нельзя отказать им в колоссальном размере идей политико-экономического и социального характера». (митрополит Вениамин).
27. «Феноменальные успехи большевиков в значительной степени проистекали из характера партии в 1917 году… важно подчеркнуть сравнительно демократическую, толерантную и децентрализованную структуру и методы руководства, а также ее в сущности открытый и массовый характер». (А. Рабинович).
28. «Дошедшая до стадии гражданской войны социальная и классовая конфронтация делит общество на “своих” и “чужих”, на “мы” и “они”. Врагов и противников вообще выводят в такие моменты из сферы морали, воспринимают как “нелюдей”, на которых не распространяют общечеловеческие нормы. Именно это и создаёт возможность превратить аморальный террор в террор морально оправданный…». (Е.А. Котеленец о Гражданскойвойне в России).
29. «В 30-е годы народы СССР совершили деяния, с которыми мало что может сравниться во всей мировой истории. За десять лет, без всякой помощи извне, был осуществлен индустриальный скачок, на который иным государствам понадобились столетия». (В.А. Шестаков, М.М. Горинов, Е.Е. Вяземский).
30. «Перестройка была благородной по замыслу, смутной по концепции и бездарной по исполнению». (Г.И. Мирский).
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
Приложения
Приложение 1.   ФОС Физика 2020.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 : В. А. Скубневский, Т. Н. Соболева История России с древнейших времен до конца XIXв.: учеб. пособие: Учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013. http://elibrary.asu.ru/handle/asu/445
Л1.2 А.Н. Сахаров История России с древнейших времен до наших дней. В 2-х томах: учебник М.: Проспект, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251751
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Зиновьева, В.И. Отечественная история : учебное пособие Томск : Эль Контент, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=208705
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета http://elibrary.asu.ru/
Э2 История (для студентов Института цифровых технологий, электроники и физики) https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1155
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета http://elibrary.asu.ru/
Научная библиотека АлтГУ http://www.lib.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе изучения дисциплины «История» студентам предстоит актуализировать остаточные знания по отечественной истории для понимания и анализа ключевых вопросов, заявленных в учебно-тематическом плане программы. Дисциплина состоит из 7 разделов, выделенных в соответствии с хронологическим и тематическим принципами.
Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий (20 часа лекционных и 16 часа практических занятий) и самостоятельной работы студентов.

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.

Подготовка к практическому занятию делится на два этапа: 1. организационный; 2. закрепление и углубление теоретических знаний, развитие практических умений и навыков студентов. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: уяснение задания на самостоятельную работу; подбор рекомендованной литературы; составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать необходимо с изучения рекомендованной литературы. Важно помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в процессе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы, которая на практическом занятии должна продемонстрировать:
• умение искать и находить необходимую информацию, исходный материал, литературу, источники;
• логичность построения хода и результатов выполнения работы;
• умение вести дискуссию, аргументировано излагать собственную позицию;
• представление полного ответа на предложенные вопросы;
• умение использовать дополнительные возможности информационных технологий.

Результативность изучения курса зависит от умения студентов организовать свою деятельность на этапе подготовки к практическим занятиям, при написании письменных работ, осуществлении периодического контроля путем решения тестов к каждому практическому занятию, представленных на платформе Moodle.

Итоговая аттестация осуществляется в форме зачета, структурированного по крупным хронологическим периодам и проблемам курса.