МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История мировой культуры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_КиКЯ-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 18
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 36
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 18 18 18 18
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
кин, доцент, Иванова Н.П.

Рецензент(ы):
кин, доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
История мировой культуры

разработана в соответствии с ФГОС:
федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.01 Зарубежное регионоведение (квалификация (степень) «бакалавр»)Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013г. N 1061.

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Демчик Евгения Валентиновна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Демчик Евгения Валентиновна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- формирование у студентов целостного представления об истории мировой культуры;
- уяснение специфики культур Востока и Запада и особенностей их взаимодействия в ходе всемирной истории;
- знакомство с важнейшими достижениями культуры, сформировавшимися в ходе исторического развития;
- в конечном итоге – формирование у студентов понимания мировой культуры как совокупности исторически обусловленных способов смыслополагания и коммуникаций, конгломерата изменчивых, открытых систем, коллективных представлений, ценностей, символов, поведенческих практик, отражающих единство и многообразие мира в прошлом и настоящем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов России и зарубежья, толерантно воспринимать социальные и культурные различия
ПК-10 готовность вести учебно-вспомогательную и учебно-организационную работу в образовательных организациях высшего образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Ход историко-культурного процесса;
Особенности формирования культуры в различных регионах мира (на примере Востока и Запада),
Выдающиеся памятники культуры, входящие в мировое культурное наследие;
Памятники культуры и традиции народов России и других стран, позволяющие понимать и уважительно и бережно относится к культуре собственного народа и других народов мира
Основные закономерности историко-культурного процесса, памятники историко-культурного наследия и культурным традициям народов России и зарубежья
Ведущие принципы западно-европейкой и азиатских культуры и их воплощение в материальных памятниках культуры.
3.2.Уметь:
3.2.1.Различать особенности историко-культурного процесса по историческим периодам и регионам; уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов мира.
Применять полученные знания в учебно-научной деятельности, в том числе на последующих этапах обучения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыки толерантного отношения к социальным и культурным различиям разных народов;
навыки учебно-вспомогательной и учебно-организационной работы в образовательных организациях высшего образования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Теория культуры.
1.1. История мировой культуры: понятие, периодизация, источники и основные исследовательские подходы Лекции 2 4 ОК-3, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 2. Раздел 2. Культура первобытного общества
2.1. Культура первобытного общества Лекции 2 2 ОК-3, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 3. Раздел 3. Культура Древнего мира
3.1. Культура Древней Месопотамии Лекции 2 2 ОК-3, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.2. Культура Древнего Ирана: религиозно-мифологические представления Лекции 2 2 ОК-3, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.3. Культура Малой и Передней Азии Сам. работа 2 2 ОК-3, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.4. Культура Древнего Египта Лекции 2 2 ОК-3, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.5. Этико-религиозное учение Конфуция Практические 2 2 ОК-3, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.6. Культура Древней Индии Лекции 2 4 ОК-3, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.7. Религиозная культура Древней и Средневековой Индии Практические 2 2 ОК-3, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.8. Искусство стран Южной и Восточной Азии Сам. работа 2 2 ОК-3, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.9. Культура Древней Греции Лекции 2 2 ОК-3, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.10. Культура Древнего Рима Лекции 2 2 ОК-3, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 4. Раздел 4. Культура Средневековья
4.1. Арабо-мусульманск ая культура Сам. работа 2 2 ОК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.3
4.2. Культура Византии Лекции 2 2 ОК-3, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.3
4.3. Культура средневековой Японии Сам. работа 2 2 ОК-3, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.3
4.4. Культура Нового времени. Культура европейского Просвещения Лекции 2 2 ОК-3, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.3
4.5. Западноевропейское средневековье как тип культуры Лекции 2 2 ОК-3, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.3
4.6. Западноевропейская культура в эпоху средневековья и Возрождения: сравнительная характеристика Практические 2 4 ОК-3, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 5. Раздел 5. Культура эпохи Возрождения
5.1. Культура Возрождения Лекции 2 2 ОК-3, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.3
5.2. Культура Итальянского и Северного Возрождения Сам. работа 2 2 ОК-3, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 6. Раздел 6. Культура Нового времени
6.1. Искусство XVII века Практические 2 2 ОК-3, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.3
6.2. Масонство, как явление культуры XVIII века Практические 2 2 ОК-3, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.3
6.3. Основные направления в развитии искусства XIX в. Практические 2 2 ОК-3, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 7. Раздел 7. Современная культура. Эпоха модерна и постмодерна в культуре. Традиции и новации в культуре.
7.1. Современная культура. Эпоха модерна и постмодерна в культуре. Традиции и новации в культуре. Лекции 2 4 ОК-3, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.3
7.2. Мода XIX - XX веков, как явление культуры Практические 2 2 ОК-3, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.3
7.3. Театр, кино и мультипликация: новые тенденции в развитии культуры XX века Практические 2 2 ОК-3, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.3
7.4. Искусство XX века: основные понятия, развитие архитектуры, живописи, скульптуры, вклад в мировую культуру, памятники Лекции 2 4 ОК-3, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.3
7.5. Развитие науки и техники в XX веке Сам. работа 2 4 ОК-3, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.3
7.6. Литература XX века, ее вклад в мировую сокровищницу литературы Сам. работа 2 4 ОК-3, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Полный перечень оценочных средств, в т.ч.банк тестовых вопросов, планы практических заданий и др. представлен в Электронном учебно-методическом комплексе на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2872&sesskey=5MmxkRb090&edit=on, примеры размещены в приложениии.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н.Н. Серегин, Т.Г. Гребенникова, Н.П, Иванова История мировой культуры: учебное пособие. Ч. 1: Культура Древнего мира: Учебное пособие АлтГУ, 2015 // ЭБС АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л1.2 Садохин А.П. Мировая культура и искусство: учебное пособие М.: Юнити-Дана, , 2015. biblioclub.ru
Л1.3 Ф.О. Айсина, И.А. Андреева, Н.О. Воскресенская и др. Культурология: история мировой культуры : учебник Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115385
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая История мировой культуры : учебное пособие М. : Юнити-Дана, 2015 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=684783
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» biblio-online.ru
Э3 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)
Научная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Более подробные методические рекомендации по подготовке к различным видам занятий, при освоении дисциплины и видам контроля (в том числе балльно-рейтинговая система оценивания) представлены на едином образовательном портале АГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2872&sesskey=5MmxkRb090&edit=on

Примеры методических рекомендаций:


Курс построен на сочетании двух форм деятельности (аудиторная и дистанционная). Аудиторно проводятся лекции и практические занятия, дистанционно организована самостоятельная работа студентов, в том числе некоторые формы контроля (тесты on-line, лекции on-line). Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов по дисциплине позволяет учитывать обе формы и отслеживать успеваемость студентов в ходе освоения дисциплины. Она включает несколько обязательных категорий заданий Лекции (on-line), Семинары (аудиторно), Тесты (on-line), Итоговый тест (on-line).

Категория Лекции (on-line) состоит из 9 лекций, за каждую из которых можно набрать максимум 2 балла. Всего по данной категории можно набрать минимум 6 баллов, максимум - 12. Баллы высчитываются по весу, поэтому, выполнив все лекции на 2 балла, вы автоматически набираете 12 баллов.

Лекция представляет собой текст лекции (содержательный контент) и несколько вопросов тестового типа (8-10), помещенных между отдельными подтемами лекции. Прочитав один фрагмент лекции, вы с легкостью сможете ответить на вопросы следующие за ним, т.к. вопросы связаны с этой подтемой. При правильном ответе на все вопросы лекции вы набираете максимальный балл - 2. Обратите внимание, что в ответах может быть несколько правильных ответов (множественный выбор), если вы не указываете хотя бы один из правильных ответов, то ответ считается неправильным. Внимательно читайте текст лекции, чтобы правильно отвечать на вопросы.

В лекциях выставлено ограничение: баллы за лекцию начисляются только, если вы ответили минимум на 3 вопроса правильно, во-вторых, если вы проходили лекцию не менее 20 минут. На прохождение одной лекции отводится 1 час. Количество попыток неограниченно, но в итоговую оценку за лекцию попадает средняя между выполненными попытками.


Категория ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ (аудиторно) состоит из 8 практических занятий , за каждый из которых можно набрать максимум 3 балла. Всего по данной категории можно набрать минимум - 28 баллов, максимум - 54 балла. Баллы высчитываются по весу, поэтому, выполнив все семинары на 3 балла, вы автоматически наберете 54 балла.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям:
При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил:

Заведите рабочую тетрадь для записей.
Прочтите материал предложенный для подготовки к практическому занятию. Можно привлекать дополнительный материал, если вы уверены, что он подходит для данной темы.
Выделите и выпишите главные, на ваш взгляд, мысли по каждому фрагменту (опорные тезисы).
Проверьте, нашли ли вы ответы на вопросы, вынесенные на практическое занятие.
Появились ли у вас собственные вопросы, связанные с каким то фрагментом. Обязательно запишите их на полях.
Придумайте или вспомните из собственной практики примеры, демонстрирующие ваше понимание приведенных тем или иным автором высказываний. Обязательно запишите их. Они будут обсуждаться на занятии.
Выполните конкретное практическое задание, которое сформулировано в каждой теме.
Разбиться на группы (3-5 человек), каждой группе подготовить развернутый ответ на один из вопросов темы.
Совместно с группой продумать развернутый ответ на выбранный вопрос темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы, интернет ресурсы.
Оставляйте место для уточнения каких-либо моментов или записи новых формулировок.
К конце ОБЯЗАТЕЛЬНО сформулируйте три (и более) основные идеи, которые могут пригодиться вам для дальнейшей работы. Или придумайте историю, как эти знания могут пригодиться на практике.

Категория ТЕСТЫ (on-line) состоит из 6 тестов, за каждый из которых можно набрать максимум 2 балла. Всего по данной категории можно набрать минимум 9 баллов, максимум – 18.

Перед прохождением тестов настоятельно рекомендуется познакомиться с материалами лекций, практических занятий, интернет-ресурсами, ссылки на которые представлены в курсе и иными материалами, выложенными в курсе по теме конкретного теста.
Тест представляет собой 10 тестовых заданий разного типа (выбор одиночный или множественный, вопросы на соответствие, верно/неверно, вписать ответ). На прохождение одного теста обычно отводится 10 минут. Количество попыток неограниченно, но в итоговую оценку за конкретный тест попадает средняя между выполненными попытками. ВАЖНО! При повторной попытке вопросы в тесте могут измениться, выставлен параметр случайный выбор вопроса.

Категория ИТОГОВЫЙ ТЕСТ (on-line) состоит из 1 теста, за который можно набрать минимум 5 баллов, максимум - 11.

Итоговый тест состоит из 30 вопросов разных тем курса (случайный выбор вопроса из разных тем), на выполнение которых отводится 30 минут. Количество попыток неограниченно, но в итоговую оценку за итоговый тест попадает средняя между выполненными попытками. ВАЖНО! При повторной попытке вопросы в тесте могут измениться (!!!), выставлен параметр случайный выбор вопроса.

В курсе возможно заработать дополнительные баллы (до 5 баллов), выполнив индивидуальное задание преподавателя. Чтобы получить индивидуальное задание, нужно либо написать сообщение преподавателю в moodle, в котором указываете следующую информацию: ФИО, № группы, название вашего курса, который вы проходите - История мировой культуры, суть вашей просьбы; либо обратившись к преподавателю лично.

Таким образом, для допуска к экзамену необходимо набрать 50 баллов:

6 баллов за лекции,
28 баллов за семинары,
9 баллов за тесты, и
5 балла за итоговый тест,

остальные баллы вы можете набрать из необязательных видов контроля или увеличив сумму обязательных видов.

Методические рекомендации по подготовке к зачету.

Оценка может быть получена студентом по результатам текущего и рубежного рейтингового контроля. В случае несогласия с полученной оценкой студент может прийти на устный зачет, ответить вопросы билета. При этом итоговая оценка будет складываться из трех составляющих:

Итоговой оценки за работу в системе Moodle (по всем видам контроля).
Оценки за ответ на первый вопрос билета.
Оценки за ответ на второй вопрос билета.

Подготовка к зачету заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и практических занятий. Необходимо учесть, что выполнение заданий предполагает комплексное осмысление материала всего курса и требует от студента творческого подхода и самостоятельной аргументации собственной позиции.
Готовиться к зачету необходимо последовательно. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные разделы учебников, учебных пособий и научные работы. При этом полезно делать краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если обучающийся сможет ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время при подготовке непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.
На зачете требуется ответить на два вопроса. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку к ответу отводится 30 минут, на ответ - 20 минут. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета.

При возникновении каких-либо проблем (сбоев в системе moodle, недопонимании сути задания и проч.) вы можете написать сообщение преподавателю (перейдя по ссылке НАПИСАТЬ СООБЩЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ) в moodle, в котором указываете следующую информацию: ФИО, № группы, название вашего курса, который вы проходите - История мировой культуры, суть вашей проблемы. При необходимости делайте скриншоты.