МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Правовое регулирование труда несовершеннолетних

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_ПиПДП-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Коваленко К.Е.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Правовое регулирование труда несовершеннолетних

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р психол. наук, профессор Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д-р психол. наук, профессор Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения курса "Правовое регулирование труда несовершеннолетних" является овладение теоретическими положениями и практическими навыками применения норм, регламентирующих трудовые отношения с участием несовершеннолетних.
Задачи курса состоят в том, что обучающиеся должны уяснить: нормы трудового права направлены на регулирование и охрану наиболее важных отношений в обществе - трудовых, которые касаются большинства его членов; нормы именно трудового права регулируют разрешение социально-трудовых конфликтов. Кроме того, студенты должны ориентироваться в действующем законодательстве, иных актах, содержащих нормы права о трудовых отношениях с участием несовершеннолетних, понимать перспективы его дальнейшего развития. Важнейшее значение при изучении норм о труде несовершеннолетних отводится анализу правоприменительной практики, решению казусов, деловым играм, разработке правовых документов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-30 способностью консультировать по проблемам семьи и защиты прав и законных интересов детей и подростков
ПК-31 способностью осуществлять социально-педагогическую и психологическую экспертизы нормативных правовых актов в части охраны прав и законных интересов детей и подростков, в том числе правил и норм охраны труда несовершеннолетних
ПСК-4.1 способность применять методологию сопровождения детей и подростков группы риска
ПСК-4.3 способность планировать и реализовывать программы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-30: сущность, цели и задачи, основные характеристики процесса психологического консультирования по проблемам семьи и защиты прав и законных интересов детей и подростков, критерии их эффективности, структуру психологического консультирования, цели, методы и техники работы с ребенком и семьей на различных этапах консультативного процесса.
ПК-31: природу и сущность отечественных и международных нормативно-правовых положений по защите прав несовершеннолетних; основные закономерности возникновения, функционирования и развития органов различных форм собственности по защите прав несовершеннолетних; механизм и средства правового регулирования;
ПСК-4.1: концептуальные основы и принципы психолого-педагогического сопровождения и коррекции психосоциальных проблем детей и подростков «группы риска»; правовые и организационные основы психолого-педагогической и комплексной системной помощи детям и подросткам «группы риска».
ПСК-4.3: психологические особенности детей и подростков группы риска в целях их полноценной социальной адаптации и личностного развития; методы воздействия и взаимодействия с различными категориями детей и подростков;
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-30: структурировать процесс психологического консультирования, применять на практике основные приемы и техники ведения консультативной беседы, анализировать своевременность использования техник психологического консультирования на примере реальных или моделированных консультативных ситуаций.
ПК-31:оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы;
ПСК-4.1:самостоятельно формулировать задачи научно-исследовательской и практической работы с детьми и подростками «группы риска»; планировать и реализовывать программы системного пролонгированного психолого-педагогического сопровождения детей и подрост-ков «группы риска» в целях их полно-ценной социальной адаптации и личностного развития; организовывать сов-местную деятельность со специалиста-ми других профилей в области сопровождения детей и подростков «группы риска» по исправлению девиантного поведения.
ПСК-4.3: планировать и реализовывать программы системного пролонгированного психолого-педагогического сопровождения, организовывать совместную деятельность со специалистами других профилей в области сопровождения детей и подростков группы риска формирования девиантного поведения; использовать методы и средства социально педагогического и психологического воздействия на межличностные и меж-групповые отношения;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-30:приемами оказания психологической помощи по определенному кругу запросов.
ПК-31: основами анализа социально и профессионально значимых проблем, процессов и явлений с использованием знаний гуманитарных и социальных наук
ПСК-4.1:способностью анализа специфики социокультурного пространства для использования его потенциала в системе социальной защиты детства; категориальным аппаратом системы социальной защиты детства; основными методами социальной защиты детства, взаимодействия с семьёй.
ПСК-4.3: методологией и методами создания социальной и образовательной поддержки и среды для детей и подростков группы риска; составления программ и реализации психолого-педагогического сопровождения детей и подростков группы риска; развивающих программ, направленных на предупреждение семейной, школьной и социальной дезадаптации и девиантного поведения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Правовые основы регулирования труда несовершеннолетних
1.1. Свобода труда в трудовом праве России. Лекции 8 2 ПК-30, ПК-31, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.1, Л1.1
1.2. Источники трудового права, регулирующие труд несовершеннолетних работников Практические 8 4 ПК-30, ПК-31, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.1, Л1.1
1.3. Трудовые права несовершеннолетних работников в нормах международного права Сам. работа 8 10 ПК-30, ПК-31, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Занятость и трудоустройство несовершеннолетних
2.1. Понятие, виды и формы занятости Лекции 8 2 ПК-30, ПК-31, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.1, Л1.1
2.2. Правовые вопросы содействия занятости и трудоустройства несовершеннолетних Практические 8 4 ПК-30, ПК-31, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.1, Л1.1
2.3. Профориентационная деятельность по обеспечению занятости населения Сам. работа 8 10 ПК-30, ПК-31, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Особенности заключения трудового договора с несовершеннолетними
3.1. Содержание трудового договора с несовершеннолетним работником Лекции 8 2 ПК-30, ПК-31, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.1, Л1.1
3.2. Порядок заключения и оформление трудового договора с несовершеннолетним работником Практические 8 2 ПК-30, ПК-31, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.1, Л1.1
3.3. Виды работ, на которых запрещен труд несовершеннолетних работников Сам. работа 8 10 ПК-30, ПК-31, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Особенности изменения и прекращения трудового договора с несовершеннолетним
4.1. Понятие и основания изменения трудового договора Лекции 8 2 ПК-30, ПК-31, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.1, Л1.1
4.2. Особенности отстранения от работы несовершеннолетних работников Практические 8 2 ПК-30, ПК-31, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.1, Л1.1
4.3. Изменение определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда Сам. работа 8 10 ПК-30, ПК-31, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Правовое регулирование рабочего времени несовершеннолетних и оплата их труда
5.1. Понятие и виды рабочего времени. Право несовершеннолетних работников на сокра-щенное рабочее время Лекции 8 2 ПК-30, ПК-31, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.1, Л1.1
5.2. Режим и учет рабочего времени, применяемые к несовершеннолетним работникам Практические 8 2 ПК-30, ПК-31, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.1, Л1.1
5.3. Привлечение несовершеннолетних работников к работе в условиях, отклоняющихся от нормальных Сам. работа 8 10 ПК-30, ПК-31, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Правовое регулирование времени отдыха несовершеннолетних
6.1. Понятие и значение времени отдыха несовершеннолетних Лекции 8 1 ПК-30, ПК-31, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.1, Л1.1
6.2. Виды времени отдыха несовершеннолетних Практические 8 2 ПК-30, ПК-31, ПСК-4.3 Л2.1, Л1.1
6.3. Право несовершеннолетнего работника на основной и дополнительные ежегодные отпуска Сам. работа 8 4 ПК-30, ПК-31, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Трудоправовая ответственность несовершеннолетних
7.1. Понятие и виды ответственности несовершеннолетних в трудовом праве Лекции 8 1 ПК-30, ПК-31, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.1, Л1.1
7.2. Дисциплинарная ответственность несовершеннолетних работников: понятие, виды Практические 8 2 ПК-30, ПК-31, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.1, Л1.1
7.3. Материальная ответственность несовершеннолетних работников: понятие, виды, основание Сам. работа 8 6 ПК-30, ПК-31, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Профессиональная подготовка несовершеннолетних
8.1. Правовые формы профессиональной подготовки работников Лекции 8 1 ПК-30, ПК-31, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.1, Л1.1
8.2. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением Практические 8 2 ПК-30, ПК-31, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.1, Л1.1
8.3. Ученический договор: стороны, содержание, порядок заключения и прекращения Сам. работа 8 6 ПК-30, ПК-31, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 9. Способы защиты прав несовершеннолетних работников
9.1. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права Лекции 8 1 ПК-30, ПК-31, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.1, Л1.1
9.2. Самозащита несовершеннолетними работниками трудовых прав Практические 8 2 ПК-30, ПК-31, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.1, Л1.1
9.3. Понятие, предмет, стороны трудовых споров. Классификация трудовых споров Сам. работа 8 6 ПК-30, ПК-31, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотрены.ны.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Орловский Ю.П. - отв. ред. ТРУДОВОЕ ПРАВО В 2 Т. ТОМ 1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Петров А.Я. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ. Практическое пособие: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Верховный Суд РФ www.supcourt.ru
Э2 Конституционный Суд РФ www.ksrf.ru
Э3 курс в Moodle Правовое регулирование труда несовершеннолетних portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
311аЛ учебный кабинет для индивидуального консультирования и психотерапии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 7 посадочных мест; рабочее место преподавателя
404Л лаборатория позвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран: марка dIGIS oPTIMAL-C модель MW DSOC-1103 - 1 единица; шкафы для хранения муляжей и препаратов по зоологии позвоночных – 6 шт.; лабораторные столы – 9 шт.; раковина; проектор: марка Casio модель XJ-M140 - 1 единица; телевизор Samsung CK-2139VR; бинокли: Levenhuk Atom 10x50 – 12; картографический материал, табличный материал, муляжи внутренних органов позвоночных животных, фиксированные препараты позвоночных животных, коллекции скелетов, чучел позвоночных животных
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение дисциплины «Правовое регулирование труда несовершеннолетних» базируется на основе полученных знаний по предшествующим курсам и предполагает глубокое изучение теоретических и практических вопросов по основам трудового права. Предполагается на основе знаний, полученных в ходе лекций и при других формах аудиторного обучения, глубокое изучение актуальных проблем правоведения на основе действующего законодательства и практики его применения.
После прослушивания лекции по каждой теме обучающимся рекомендуется самостоятельно проработать лекционный материал, изучить рекомендованные к каждой теме нормативно-правовые акты и литературу. Особое внимание необходимо уделить изучению научных взглядов и концепций, актуальных проблем, существующих в науке, норм права, регулирующих трудовые правоотношения. Используя лекционный материал, доступные учебники или учебные пособия, проявляя творческий подход, обучающийся готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Темы практических занятий соответствуют программе курса и методически ею обусловлены. Выносимые на практические занятия вопросы, задачи, тесты представляют значимость для изучения конкретных тем, способствуют наиболее полному пониманию и уяснению, как отдельной изучаемой темы, так и дисциплины в целом.Применяются технические средства обучения как Moodle https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2846, где содержатся лекционные материалы, практические задания, письменные работы, наглядные пособия, дополнительная литература.
Важнейшее значение при изучении дисциплины отводится анализу правоприменительной практики, решению казусов, разработке правовых документов. Обучающиеся должны приобрести необходимые прикладные знания, практические навыки работы с актами, содержащими положения в области права социального обеспечения, научиться применять нормы права к конкретной жизненной ситуации, доказательно решать задачи.
Подготовка и участие в практическом занятии является важнейшей формой работы обучающегося в часы самостоятельной подготовки. При подготовке к таким занятиям следует проработать нормативные правовые акты и рекомендованную литературу, используя информационную справочную систему: СПС КонсультантПлюс, электронные базы данных, библиотечных систем, интернет-ресурсы органов государственной власти и иных государственных органов. После изучения теоретических вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.Тестовые задания решаются либо на семинарских занятиях.
Таким образом, организационные формы обучения включают в себя:
• контактную работу с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• самостоятельную работу по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера.
Согласно учебному плану изучение дисциплины завершается зачетом. Вопросы на зачет включаются в зачетные билеты. На подготовку ответа студенту дается 15 минут. Зачет проводится в устной форме. После основного ответа преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы. Зачет оценивается по бинарной шкале: зачтено и не зачтено.