МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Государственные и муниципальные финансы
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра региональной экономики и управления
Направление подготовки38.04.04. Государственное и муниципальное управление
ПрофильГосударственное и муниципальное управление
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_04_04_ГМУ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Стрижкина И.В.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Государственные и муниципальные финансы

разработана в соответствии с ФГОС:
38.03.04. «Государственное и муниципальное управление», утвержденный Министерством образования и науки РФ «10» декабря 2014 г. № 1567

составлена на основании учебного плана:
38.04.04 Государственное и муниципальное управление
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 25.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н.,профессор Мищенко В.В

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 25.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой д.э.н.,профессор Мищенко В.В

1. Цели освоения дисциплины

1.1.дать комплексное представление о многогранной системе финансовых отношений, функционирующих в общественном производстве и обслуживающих все его сферы и секторы; об основах управления финансовыми потоками, принципами организации финансов экономических субъектов и финансовой базы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Реализация данной цели предполагает постановку следующих основных задач – дать студентам теоретические знания в области финансов; обучить на-выкам работы с нормативными документами, статистическим и фактическим материалом, отражающим финансовые процессы во всем их многообразии; по-знакомить с методами аналитической работы и практикой принятия обоснованных финансовых решений

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2: владением организационными способностями, умением находить и принимать организационные управленческие решения, в том числе и в кризисных ситуациях
ПК-4: владением способностью к анализу и планированию в области государственного и муниципального управления
ПК-8: владением принципами и современными методами управления операциями в различных сферах деятельности
ПК-9: владением навыками использования инструментов экономической политики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы организации в области принятия управленческих решений, сущность кризисов, выходы из кризиса ;
анализ, планирование в области государственного и муниципального управления, финансовое планирование, сметы, бюджеты всех уровней;
принципы, методы управления операциями в области финансов в различных сферах деятельности;
понятия экономической политики, финансовой политики, финансовые механизмы и инструменты;
3.2.Уметь:
3.2.1.принимать организационные решения, в особенности в условиях кризиса
анализировать сметы учреждений, бюджеты всех уровне ,составлять планы на перспективу в области государственного и муниципального управления;
использовать принципы и применять методы управления операциями в области финансов в различных сферах деятельности;
использовать финансовые механизмы и инструменты ;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.организационными способностями ,принятием решений , в том числе в кризисных ситуациях;
способностью к анализу и планированию в области сметного и бюджетного финансирования;
принципами, методами управления операциями в области финансов в различных сферах деятельности;
навыками использования финансовых механизмов и инструментов в области экономической политики;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность и содержание финансов
1.1. Понятие и функции финансов. Признаки финансов. Лекции 1 2 ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Понятие и функции финансов. Признаки финансов. Сам. работа 1 6 ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Характеристика звеньев финансово-кредитной системы. Практические 1 2 ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Характеристика звеньев финансово-кредитной системы. Сам. работа 1 6 ПК-2, ПК-4, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Система налогов, формирующих государственный и муниципальный бюджеты. Сам. работа 1 6 ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Государственный бюджет: принципы устройства и основные функции.
2.1. Бюджетный процесс. Сам. работа 1 6 ПК-2, ПК-4, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Дефицит и профицит бюджета. Сам. работа 1 6 ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Внебюджетные фонды и их роль в формировании государственных и муниципальных финансов. Практические 1 2 ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Внебюджетные фонды и их роль в формировании государственных и муниципальных финансов. Сам. работа 1 6 ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Финансы предприятий и организаций как основа формирования муниципальных финансов. Сам. работа 1 6 ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.6. Коммерческие банки. Сам. работа 1 6 ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Рынок страховых услуг в РФ.
3.1. Формы и виды страхования. Практические 1 2 ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-9
3.2. Страхование в Алтайском крае. Сам. работа 1 11 ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.3. Рынок государственных ценных бумаг, валютный рынок. Сам. работа 1 10 ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Государственные и муниципальные финансовые институты.
4.1. Органы финансового контроля в регионе и муниципалитете. Практические 1 2 ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.2. Финансы домохозяйств Сам. работа 1 10 ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 5. Мировые финансовые кризисы
5.1. Мировые финансовые кризисы Сам. работа 1 10 ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
5.2. Государственные и муниципальные финансы Экзамен 1 9 ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см.приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см.приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Л. М. Подъяблонская Государственные и муниципальные финансы: учеб. для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114698
Л1.2 под общ. ред. А.М. Ковалевой. Финансы: учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/viewer/757FC3B4-7851-4421-8832-46A433AD39CC/finansy#page/2
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. Л. А. Чалдаевой Финансы, денежное обращение и кредит: учебник М.: Юрайт, 2011
Л2.2 Под ред.Колчиной Н.В. Финансы предприятий. : Учебник М.: Финансы, ЮНИТИ, , 2009г.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интернет-ресурсы, информационно-справочные и поисковые системы: www.kremlin.ru, www.government.ru, www.minfin.ru, www.altairegion22.ru, www.wikipedia.org, Яндекс, Google, Rambler, правовые системы «Гарант», «Консультант+».
Э2 Курс в Moodle "Государственные и муниципальные финансы" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1318
6.3. Перечень программного обеспечения



Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При желании студентом может быть подготовлен реферат, по тематике предложенной в настоящей рабочей программе или по теме предложенной студентом и предварительно согласованной с преподавателем.
Задания для самостоятельной работы выполняются студентом в письменном виде на стандартных листах формата А4.
Результаты самостоятельной работы оформляются в виде персонального портфолио студента по дисциплине. Портфолио создается в форме папки документов, отражающих выполненную работу студента и его учебные и научные достижения при изучении учебного курса.
Элементами портфолио являются:
- титульный лист, оформленный в соответствии с установленными требованиями (н-р, курсовая работа);
- результаты входного контроля знаний студентов (ответы на вопросы теста по входному контролю);
- размышления студента, сделанные им после первого занятия, о содержании изучаемого курса, его необходимости, целях и задачах;
- выполненные задания самостоятельной работы (контролируются и оцениваются после каждого практического занятия);
- список литературы, с которой работал студент при изучении курса;
- документы, подтверждающие учебные достижения студента при изучении учебной дисциплины: подготовленные статьи по тематике курса, грамоты, благодарственные письма и т.д.;
- рефлексивное обобщение итогов изучения учебной дисциплины (размышления студента после изучения курса, содержащие следующие разделы:
1. Содержание курса, его новизна и необходимость для формирования профессиональных навыков экономиста.
2. Самые важные открытия, сделанные при изучении курса.
3. Что было трудным. Что осталось непонятным после изучения курса.
4. Задачи вопросы, которые я собираюсь дополнительно рассмотреть по окончании изучения курса.
5. Другое по усмотрению студента.