МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История мировой культуры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планz46_03_02_ДиА-45-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 168
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 168 168 168 168
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
кин, доцент, Иванова Н.П.

Рецензент(ы):
кин, доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
История мировой культуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.02 ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И АРХИВОВЕДЕНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.03.2015 г. № 176)

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Демчик Евгения Валентиновна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Демчик Евгения Валентиновна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- формирование у студентов целостного представления об истории мировой культуры;
- уяснение специфики культур Востока и Запада и особенностей их взаимодействия в ходе всемирной истории;
- знакомство с важнейшими достижениями культуры, сформировавшимися в ходе исторического развития;
- в конечном итоге – формирование у студентов понимания мировой культуры как совокупности исторически обусловленных способов смыслополагания и коммуникаций, конгломерата изменчивых, открытых систем, коллективных представлений, ценностей, символов, поведенческих практик, отражающих единство и многообразие мира в прошлом и настоящем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-11 способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям
ПК-4 способность самостоятельно работать с различными источниками информации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Ход историко-культурного процесса
Особенности формирования культуры в различных регионах мира (на примере Востока и Запада),
Выдающиеся памятники культуры, входящие в мировое культурное наследие Ход мирового историко-культурного процесса, особенности формирования культуры в различных регионах мира (на примере Востока и Запада; выдающиеся памятники культуры, входящие в мировое культурное наследие;
основные движущие силы и закономерности исторического процесса и истории мировой культуры, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе и формирование культурного наследия;
основные направления образовательной деятельности в истории мировой культуры для формирования собственной индивидуальной образовательной траектории
3.2.Уметь:
3.2.1.Различать особенности историко-культурного процесса по историческим периодам и регионам; уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов мира;
оценить роль человека и общества в формировании исторического культурного наследия;
использовать знания, полученные в рамках курса история мировой культуры, для формирования собственной индивидуальной образовательной траектории
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками применения в профессиональной деятельности научных методов историко-культурных исследований;
понимать движущие силы и закономерности культурного исторического процесса в разных регионах мира в разные исторические эпохи;
владеет специальными знаниями по истории мировой культуры для формирования собственной индивидуальной образовательной траектории

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Теория культуры.
1.1. История мировой культуры: понятие, периодизация, источники и основные исследовательские подходы Лекции 2 2 ОК-11, ПК-4 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Раздел 2. Культура первобытного общества
2.1. Культура первобытного общества Сам. работа 2 2 ОК-11, ПК-4 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Раздел 3. Культура Древнего мира
3.1. Культура Древней Месопотамии Сам. работа 2 4 ОК-11, ПК-4 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.2. Культура Древнего Ирана: религиозно-мифологические представления Сам. работа 2 8 ОК-11, ПК-4 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.3. Культура Малой и Передней Азии Сам. работа 2 8 ОК-11, ПК-4 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.4. Культура Древнего Египта Сам. работа 2 4 ОК-11, ПК-4 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.5. Этико-религиозное учение Конфуция Сам. работа 2 8 ОК-11, ПК-4 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.6. Культура Древней Индии Сам. работа 2 6 ОК-11, ПК-4 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.7. Религиозная культура Древней и Средневековой Индии Сам. работа 2 4 ОК-11, ПК-4 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.8. Искусство стран Южной и Восточной Азии Сам. работа 2 3 ОК-11, ПК-4 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.9. Культура Древней Греции Сам. работа 2 2 ОК-11, ПК-4 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.10. Культура Древнего Рима Сам. работа 2 2 ОК-11, ПК-4 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Раздел 4. Культура Средневековья
4.1. Арабо-мусульманская культура Сам. работа 2 2 ОК-11, ПК-4 Л1.3, Л2.1, Л1.1
4.2. Культура Византии Сам. работа 2 2 ОК-11, ПК-4 Л1.3, Л2.1, Л1.1
4.3. Культура средневековой Японии Сам. работа 2 12 ОК-11, ПК-4 Л1.3, Л2.1, Л1.1
4.4. Культура Нового времени. Культура европейского Просвещения Сам. работа 2 7 ОК-11, ПК-4 Л1.3, Л2.1, Л1.1
4.5. Западноевропейское средневековье как тип культуры Сам. работа 2 6 ОК-11, ПК-4 Л1.3, Л2.1, Л1.1
4.6. Западноевропейская культура в эпоху средневековья и Возрождения: сравнительная характеристика Сам. работа 2 12 ОК-11, ПК-4 Л1.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Раздел 5. Культура эпохи Возрождения
5.1. Культура Возрождения Сам. работа 2 8 ОК-11, ПК-4 Л1.3, Л2.1, Л1.1
5.2. Культура Итальянского и Северного Возрождения Практические 2 4 ОК-11, ПК-4 Л1.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Раздел 6. Культура Нового времени
6.1. Искусство XVII века Сам. работа 2 8 ОК-11, ПК-4 Л1.3, Л2.1, Л1.1
6.2. Масонство, как явление культуры XVIII века Сам. работа 2 8 ОК-11, ПК-4 Л1.3, Л2.1, Л1.1
6.3. Основные направления в развитии искусства XIX в. Сам. работа 2 8 ОК-11, ПК-4 Л1.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Раздел 7. Современная культура. Эпоха модерна и постмодерна в культуре. Традиции и новации в культуре.
7.1. Современная культура. Эпоха модерна и постмодерна в культуре. Традиции и новации в культуре. Лекции 2 2 ОК-11, ПК-4 Л1.3, Л2.1, Л1.1
7.2. Мода XIX - XX веков, как явление культуры Сам. работа 2 8 ОК-11, ПК-4 Л1.3, Л2.1, Л1.1
7.3. Театр, кино и мультипликация: новые тенденции в развитии культуры XX века Сам. работа 2 8 ОК-11, ПК-4 Л1.3, Л2.1, Л1.1
7.4. Искусство XX века: основные понятия, развитие архитектуры, живописи, скульптуры, вклад в мировую культуру, памятники Сам. работа 2 8 ОК-11, ПК-4 Л1.3, Л2.1, Л1.1
7.5. Развитие науки и техники в XX веке Сам. работа 2 10 ОК-11, ПК-4 Л1.3, Л2.1, Л1.1
7.6. Литература XX века, ее вклад в мировую сокровищницу литературы Сам. работа 2 10 ОК-11, ПК-4 Л1.3, Л2.1, Л1.1
7.7. Зачет Зачет 2 4 ОК-11, ПК-4 Л1.3, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Определение понятия культура и ее разновидности. Основные формы культуры. Элементы культуры. Функции культуры.
2. Основные подходы к изучению истории мировой культуры и ее периодизация. Источники по истории мировой культуры, особенности и методы работы с ними.
3. Искусство как феномен культуры: происхождение, виды, жанры.
4. Историко-культурная характеристика первобытной эпохи: периодизация, восприятие мира первобытным человеком; представления о пространстве и времени.
5. Религиозно-мифологическое мировосприятие первобытного человека. Основные разновидности языческих верований первобытного человека.
6. Первобытное искусство: особенности, основные разновидности, наиболее известные памятники.
7. Культура Древней Месопотамии, Малой и Передней Азии.
8. Культура Древнего Ирана: религиозно-мифологические представления.
9. Культура Древнего Египта: особенности развития Древнего Египта, периодизация, источники по истории культуры Древнего Египта; социально-политическая структура Древнего Египта; религиозно-мифологические представления египтян; сакральные знания египтян; литературное и музыкальное творчество египтян; система образования у египтян.
10. Культура Древнего Китая. Сложение пятичленной космологической модели сущего в Китае и ее отражение в культуре Этико-религиозное учение Конфуция.
11. Особенности формирования культуры Древней Индии, этапы ее развития. Искусство Древней Индии.
12. Религиозная культура Древней и Средневековой Индии.
13. Культура Древней Греции.
14. Культура Древнего Рима.
15. Мусульманская культура.
16. Особенности исторического развития Византии и их влияние на развитие культуры.
17. Синтез искусств в храмовой архитектуре Византии (мозаика, иконопись, музыкальное искусство, декоративно прикладное искусство и т.п.).
18. Культура средневековой Японии.
19. Западноевропейское средневековье как тип культуры.
20. Западноевропейская культура в эпоху средневековья и Возрождения: сравнительная характеристика.
21. Эпоха Возрождения: этапы, эстетика, деятели культуры, памятники.
22. Титаны Возрождения.
23. Северное Возрождение (общая характеристика культуры). Живопись Северного Возрождения.
24. Новое время в культуре: ведущие сферы, новации, памятники. Культура XVII века: основные направления и особенности развития.
25. Искусство XVII века: основные направления и особенности развития.
26. Культура XVIII века: основные направления и особенности развития.
27. Масонство, как явление культуры XVIII века.
28. Культура XIX века: основные направления и особенности развития.
29. Основные направления в развитии искусства XIX в.
30. Культура XX века: основные направления и особенности развития. Глобализация и культура: соотношение общего и особенного в современной культуре.
31. Мода XIX-XX веков, как явление культуры.
32. Театр, кино и мультипликация: новые тенденции в развитии культуры XX века.
33. Современная культура: основные понятия, вклад в мировую культуру, памятники.
34. Роль ЮНЕСКО в сохранении мирового культурного наследия
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Эссе и контрольные письменные работы по истории мировой культуры
1. Культура: понятие, социальные функции, место в современной жизни.
2. Этика и эстетика: взаимосвязь понятий.
3. Искусство: понятие, виды, предназначение.
4. Становление культуры: от периода «детства человечества» до новейшего времени.
5. Изобразительное искусство и его ведущие памятники (на примере одного из исторических периодов).
6. Экология культуры: понятие, роль различных культурных институтов в сохранении ценностей культуры.
7. Византийский художественный стиль: истоки и воплощение.
8. Романское искусство и искусство готики: зарождение стилей, признаки, памятники.
9. Классический стиль в искусстве: истоки, признаки, европейская и отечественная классика.
10. Искусство Востока: содержание, специфика, памятники.
11. Идеология Возрождения и европейская культура (итальянский вариант).
12. Северное Возрождение: отличительные признаки, ведущие персонажи, памятники.
13 .Идеология Просвещения: европейский и отечественный варианты.
14 .Искусство реализма – прошлое и настоящее.
15 .Искусство модерна и постомодерна.
16. Прошлое толкует нас: история культуры и современное общество.
17. Глобализация и культура.
18. Ведущие музеи мира, их роль в сохранении культурного наследия.
19. Современное искусство в музеях мира.
20. Экзотические музеи: их место в современной культуре.
21. Роль ЮНЕСКО в сохранении мирового культурного наследия
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Полный перечень оценочных средств, в т.ч.банк тестовых вопросов, планы практических заданий и др. представлен в Электронном учебно-методическом комплексе на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1877, примеры размещены в приложениии.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ф.О. Айсина, И.А. Андреева, Н.О. Воскресенская Культурология: история мировой культуры : учебник М. : Юнити-Дана, 2015 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115385
Л1.2 Н.Н. Серегин, Т.Г. Гребенникова, Н.П, Иванова История мировой культуры: учебное пособие. Ч. 1: Культура Древнего мира: Учебное пособие АлтГУ, 2015 // ЭБС АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л1.3 Садохин А.П. Мировая культура и искусство: учебное пособие М.: Юнити-Дана, , 2015. biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая История мировой культуры : учебное пособие М. : Юнити-Дана, 2015 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=684783
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». biblioclub.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» biblio-online.ru
Э3 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э4 История мировой культуры (для дистанционников, ОЗО и должников) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Полный перечень информационно-справочных ресурсов по курсу представлен в Электронном учебно-методическом комплексе на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1877

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Более подробные методические рекомендации по подготовке к различным видам занятий, при освоении дисциплины и видам контроля (в том числе балльно-рейтинговая система оценивания) представлены на едином образовательном портале АГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1877.