МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Ювенальное право

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_ПиПДП-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 46
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 46 44 46 44
Итого 72 70 72 70

Программу составил(и):
канд.юрид.наук, доц., Кирюшина Любовь Юрьевна

Рецензент(ы):
канд.юрид.наук, доц., Псарева Бэлла Владимировна

Рабочая программа дисциплины
Ювенальное право

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р психол. наук, Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д-р психол. наук, Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Познание и усвоение знаний о нравственной сущности юридической профессии, при осуществлении судебной деятельности в отношении несовершеннолетних;
изучение характера и механизма действий правовых норм, регулирующих правовое положение несовершеннолетних, их взаимодействие с требованиями общественной морали и нравственности;
совершенствование правильного понимания нравственных аспектов деятельности представителей отдельных юридических профессий, занимающихся вопросами ювенальной юстиции;
подготовку специалиста высшей квалификации, способного на определение собственной нравственной позиции в сфере уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-30 способностью консультировать по проблемам семьи и защиты прав и законных интересов детей и подростков
ПК-31 способностью осуществлять социально-педагогическую и психологическую экспертизы нормативных правовых актов в части охраны прав и законных интересов детей и подростков, в том числе правил и норм охраны труда несовершеннолетних
ПСК-4.1 способность применять методологию сопровождения детей и подростков группы риска
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-30:сущность, цели и задачи, основные характеристики процесса психологического консультирования по проблемам семьи и защиты прав и законных интересов детей и подростков, критерии их эффективности, структуру психологического консультирования, цели, методы и техники работы с ребенком и семьей на различных этапах консультативного процесса.
ПК-31:природу и сущность отечественных и международных нормативно-правовых положений по защите прав несовершеннолетних; основные закономерности возникновения, функционирования и развития органов различных форм собственности по защите прав несовершеннолетних; механизм и средства правового регулирования
ПСК-4.1:правовые и организационные основы психологопедагогической и комплексной системной помощи детям и подросткам группы риска
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-30:структурировать процесс психологического консультирования, применять на практике основные приемы и техники ведения консультативной беседы, анализировать своевременность использования техник психологического консультирования на примере реальных или моделированных консультативных ситуаций
ПК-31:оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы
ПСК-4.1:применять методологию сопровождения детей и подростков группы риска
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-30:приемами оказания психологической помощи по определенному кругу запросов.
ПК-31:основами анализа социально и профессионально значимых проблем, процессов и явлений с использованием знаний гуманитарных и социальных наук.
ПСК-4.1:основными принципами реализации методологии сопровождения детей и подростков группы риск

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы ювенального права в России
1.1. История ювенального права, источники ювенального права, роль судебной практики по делам несовершеннолетних, международно-правовые стандарты в области ювенального права, основные понятия ювенального права, защита прав ребенка в РФ, конституционно-правовой статус ребенка, личные права ребенка, политические права и свободы ребенка, социальные, экономические и культурные права ребенка, гражданская правоспособность и дееспособность несовершеннолетних. Лекции 7 2 ПК-30, ПК-31, ПСК-4.1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Устный опрос по теме. Практические 7 4 ПК-30, ПК-31, ПСК-4.1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Изучение дополнительных источников по теме. Сам. работа 7 8 ПК-30, ПК-31, ПСК-4.1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Права ребенка и их защита
2.1. Наследование имущества несовершеннолетними, опека и попечительство над несовершеннолетними, возмещение вреда, причиненного ребенку в гражданских правоотношениях, управление имуществом несовершеннолетних. Лекции 7 2 ПК-30, ПК-31, ПСК-4.1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Устный опрос по теме. Практические 7 2 ПК-30, ПК-31, ПСК-4.1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Изучение дополнительных источников по теме. Сам. работа 7 8 ПК-30, ПК-31, ПСК-4.1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Участие несовершеннолетних в предпринимательской деятельности, профилактика семейного насилия, правовой статус несовершеннолетнего в нормах международного и российского трудового права, защита жилищных прав несовершеннолетних. Лекции 7 2 ПК-30, ПК-31, ПСК-4.1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Устный опрос по теме. Практические 7 4 ПК-30, ПК-31, ПСК-4.1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Изучение дополнительных источников по теме. Сам. работа 7 8 ПК-30, ПК-31, ПСК-4.1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.7. Ответственность и защита прав несовершеннолетних в административном и в уголовном праве, гражданское и уголовное судопроизводство с участием несовершеннолетних, правовое положение несовершеннолетних в уголовно-исполнительном законодательстве РФ. Лекции 7 2 ПК-30, ПК-31, ПСК-4.1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.8. Устный опрос по теме. Практические 7 4 ПК-30, ПК-31, ПСК-4.1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.9. Изучение дополнительных источников по теме. Сам. работа 7 18 ПК-30, ПК-31, ПСК-4.1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.10. Правовое регулирование профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Лекции 7 2 ПК-30, ПК-31, ПСК-4.1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.11. Устный опрос по теме. Практические 7 2 ПК-30, ПК-31, ПСК-4.1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.12. Изучение дополнительных источников по теме. Сам. работа 7 2 ПК-30, ПК-31, ПСК-4.1 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Ювенальное право как юридическая отрасль, основные понятия.
2. Источники ювенального права.
3. Понятие несовершеннолетнего.
4. Разграничение ювенального права и ювенальной юстиции.
5. Ювенальное право как отрасль права .
6. Источники ювенального права.
7. Какие международные правовые акты относится к источникам ювенального права
8. Охарактеризуйте Всеобщую декларацию прав человека 1948 г.
9. Охарактеризуйте Конвенцию о правах ребенка 1989 г.
10. Охарактеризуйте Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г.
11. Какие положения закрепляют Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних 1985 г. (Пекинские правила.
12. Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних 1990 г. (Эр-Риядские руководящие принципы).
13. Что относится к источниками ювенального права в Российской Федерации
14. По каким критериям можно подразделить ювенальные нормы в системе ювенального права.
15. Правовой статус несовершеннолетнего в уголовном праве.
16. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
17. Правовое положение несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения.
18. Правовое положение несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства со стороны защиты.
19. Применение к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия.
20. Правовое положение несовершеннолетнего подозреваемого в уголовном судопроизводстве.
21. Особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого.
22. Правовое положение несовершеннолетнего обвиняемого в уголовном судопроизводстве.
23. Правовое положение несовершеннолетнего свидетеля в уголовном судопроизводстве.
24. Правовое положение несовершеннолетнего потерпевшего в уголовном судопроизводстве .
25. Особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля.
26. Законные представители и представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя.
27. Участие законного представителя несовершеннолетнего подсудимого в судебном заседании.
28. Понятие и виды доказательств.
29. Особенности проведения следственных действий с участием несовершеннолетних.
30. Задержание несовершеннолетнего подозреваемого и избрание несовершеннолетнему подозреваемому и обвиняемому меры пресечения.
31. Права и обязанности законных представителей несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Участие в допросе педагога или психолога.
32. Понятие и виды доказательств.
33. Особенности проведения следственных действий с участием несовершеннолетних.
34. Участие несовершеннолетних в судебном заседании.
35. Права и обязанности психолога, участвующего в судебном заседании.
36. Особенности судебного допроса.
37. Состояние преступности, несовершеннолетних.
38. Основные факторы определяющие преступность несовершеннолетних.
39. Особенности личности несовершеннолетних, совершающих преступления.
40. Понятие «девиантного поведения».
41. Проблемы насилия в подростковой среде.
42. Проблемы наркотизации в молодежной среде.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лопарев А.В., Знаменский Д.Ю. Конфликтология: Учебник М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/A3965F22-B30E-46E8-B7AC-DB744E01CBF8
Л1.2 Молчанов С.В. Психология подросткового и юношеского возраста: Учебник М.: Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сорокотягин И.Н., Сорокотягина Д.А. Юридическая психология: Учебник и практикум М. : Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/83436326-8555-48D8-8E35-154512F0FDD9.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 официальный сайт Конституционного Суда РФ www.ksrf.ru
Э2 официальный сайт Верховного Суда РФ www.supcourt.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях
209С лаборатория криминалистического исследования документов – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; универсальная репродукционная установка; «Папилон-ЭкспертЛаб» – 1 шт.; видеокомпаратор VC-30 – 1 шт.; комплект осветителей для ф/видеосъемки – 1 шт.; микроскоп МБС-10 – 4 шт.; универсальный фотоадаптер к микроскопу – 3 шт.; МФУ LaserJet – 1 шт.; лампы настольные – 9 шт.; интерактивная система SMART SB-680 – 1 шт.; мультимедия-проектор TOSHIBA – 1 шт.; универсальный просмотровый детектор DORS - 1 шт.; фильтр сетевой – 9 шт.
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине "Ювенальное право" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
• групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; возможна также организация работы групп обучащихся по индивидуальным заданиям;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
• внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
При освоении дисциплины используются активные и интерактивные формы.
На лекционных занятиях: проблемная лекция.
На практических занятиях: устные опросы.
На самостоятельной работе: выполнение докладов, рефератов, решение ситуационных задач.
В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.